г. Краснодар |
|
05 сентября 2017 г. |
Дело N А25-1441/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Рыжкова Ю.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в лице Карачаево-Черкесского филиала (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Дюрменовой Р.С. (доверенность от 22.11.2016), от ответчика - акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" (ИНН 0901000327, ОГРН 1020900510784) - Богатырева У.Д. (доверенность от 13.01.2017), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (ИНН 090700845, ОГРН 1020900691987), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в лице Карачаево-Черкесского филиала на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2017 по делу N А25-1441/2015, установил следующее.
ОАО "МРСК Северного Кавказа" в лице Карачаево-Черкесского филиала (далее - сетевая компания) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Карачаево-Черкесскэнерго" (далее - общество, гарантирующий поставщик) о взыскании 14 269 123 рублей 31 копейки задолженности по договору от 01.04.2012 N 167/2012 оказания услуг по передаче электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Альтернатива" (далее - потребитель).
Определением от 06 августа 2015 года по делу N А25-138/2015 суд выделил в отдельное производство требования по акту о безучетном потреблении электроэнергии потребителем от 13.12.2014 N 000058 с присвоением делу номера А25-1441/2015.
После выделения названного требования в отдельное производство сетевая компания уточнила требования, просит взыскать с общества 821 780 рублей 80 копеек задолженности по оказанию услуг по передаче электроэнергии потребителям общества (т. 1, л. д. 132 - 135).
Решением от 20.11.2015, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 14.04.2016, иск удовлетворен частично: с общества в пользу сетевой компании взыскано 649 862 рубля 24 копейки задолженности; во взыскании 171 918 рублей 56 копеек отказано; распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.08.2016 решение от 20.11.2015 и постановление апелляционного суда от 14.04.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что в акте о безучетном потреблении от 13.12.2014 N 000058 и в акте от 11.01.2013 допуска в эксплуатацию узла учета электроэнергии отсутствует информация о типе трансформаторов тока потребителя (третьего лица) и дате их предыдущей поверки, а лишь указано на истечение срока их поверки, поэтому судам надлежало выяснить вопрос об относимости представленного в материалы дела паспорта трансформатора тока ТС Т-0,66 МУЗ с конкретным номером к прибору учета электросчетчик тип ЦЭ 6850 N 006222701008501013, установленному у потребителя, выяснить тип и номера трансформаторов, установленных у потребителя, и даты их предыдущих поверок, а также влияние поверки трансформаторов тока на достоверность показаний прибора учета (учитывая, что в акте указано об истечении межповерочного интервала у трансформаторов тока и не содержится таких сведений об электросчетчике), выяснить и дать оценку допуску прибора учета и трансформаторов тока при заключении договора и подписании акта от 11.01.2013 допуска в эксплуатацию узла учета электроэнергии, являющегося приложением N 5 к договору энергоснабжения и содержащего подписи сторон договора и сетевой организации.
При новом рассмотрении дела суд решением от 10.03.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 09.06.2017, в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме, с сетевой компании в доход федерального бюджета взыскал 19 436 рублей государственной пошлины.
В кассационной жалобе сетевая компания просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее требований за оказанные услуги по передаче электроэнергии. Жалоба мотивирована тем, что судами неполно выяснены все обстоятельства дела, спорному акту проверки от 13.12.2014 N 000058, имеющему подпись потребителя, дана ненадлежащая оценка при рассмотрении спора.
В отзыве на кассационную жалобу потребитель просил оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность, обоснованность и соответствие фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель сетевой компании поддержал доводы жалобы, представитель гарантирующего поставщика высказал по ним возражения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, сетевая компания (исполнитель) и общество (заказчик) заключили договор от 01.04.2012 N 167/2012 на оказание услуг по передаче электроэнергии, по условиям которого компания обязалась оказать услуги обществу по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих компании на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а общество обязалось оплачивать услуги компании в порядке, установленном договором.
Общество (гарантирующий поставщик) и третье лицо (потребитель) заключили договор от 11.01.2013 N 0905061000087 энергоснабжения (далее - договор энергоснабжения), по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям в точках поставки потребителя, согласованных в приложении 3 к договору, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В декабре 2014 года компанией проведена проверка состояния приборов учета потребителей общества, по результатам которой составлены акты о безучетном потреблении электрической энергии, которые переданы обществу.
Работниками сетевой компании - инспекторами Аджиевым Х.Х., Каппушевым А.А. и Чомаевым Р.Р. в присутствии представителя потребителя - главного инженера Мамедова С.М-О. в отношении третьего лица составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии от 13.12.2014 N 000058, в котором указано следующее: на момент проверки узла учета истек срок государственной поверки трансформаторов тока, истек межповерочный интервал трансформаторов тока, дата государственной поверки - 2007 год. Акт о безучетном потреблении подписан представителем потребителя без замечаний.
15 января 2015 года общество возвратило компании 14 актов о безучетном потреблении электрической энергии (в том числе акт о безучетном потреблении, составленный в отношении третьего лица в связи с их ненадлежащим оформлением). Отказ общества от включения объема безучетно потребленной электроэнергии в объем полезного отпуска и от оплаты соответствующего объема услуг по передаче электроэнергии послужил для сетевой компании основанием обращения в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор при новом рассмотрении дела, суды установили следующее.
Правоотношения сторон по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 01.04.2014 N 167/2012, а также между обществом и третьи лицом по договору энергоснабжения от 11.01.2013 N 0905061000087 регулируются главами 30 и 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Данные услуги оказываются сетевыми организациями (статья 3, пункты 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
В соответствии со статьями 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что стороны договора и третье лицо не оспаривают оказание компанией услуг обществу по передаче электроэнергии по договору на оказание услуг по передаче электроэнергии от 01.04.2012 N 167/2012.
Спор межу сторонами возник в связи с отказом ответчика включить в объем оказанных услуг объем безучетного потребления электроэнергии по точкам поставки электроэнергии потребителя (ООО "Альтернатива").
Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), безучетное потребление - это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и названным документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 84 Основных положений стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X данного документа.
Пунктом 167 Основных положений N 442 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с разделом Х названных Положений проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований данных Основных положений, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Согласно абзацу 2 пункта 172 Основных положений N 442 проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
Порядок и сроки оформления сетевой организацией акта о неучтенном потреблении электрической энергии по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии определены пунктами 192 и 193 Основных положений.
В соответствии с пунктом 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Пунктом 193 Основных положений N 442 установлено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться следующие данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Согласно пункту 194 Основных положений N 442 расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организацией в соответствии с пунктами 195 или 196 Правил соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии.
Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 Правил.
В соответствии с пунктом 176 Основных положений в акте проверки приборов учета должны быть указаны:
дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;
лица, принявшие участие в проверке;
лица, приглашенные в соответствии с пунктом 171 Основных положений для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;
характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора);
характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);
результат проверки;
характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;
лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.
Как следует из пункта 155 Основных положений, собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 данного документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов. В целях информирования собственника прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов сетевая организация при проведении проверки прибора учета уведомляет собственника такого прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов путем соответствующего указания в акте проверки прибора учета. Такое уведомление должно быть сделано, если до проведения очередной поверки прибора учета осталось менее 1 календарного года и проведение проверки прибора учета до наступления срока проведения очередной поверки не планируется.
Из приведенной нормы следует, что соответствующее информирование осуществляется при проведении проверки прибора учета.
Из материалов дела видно, что компанией проведена проверка состояния приборов учета потребителей общества, по результатам которой выявлен факт безучетного потребления электрической энергии и составлен акт о безучетном потреблении от 13.12.2014 N 000058, в котором указано что на момент проверки узла учета истек срок государственной поверки трансформаторов тока, истек межповерочный интервал трансформаторов тока, дата государственной поверки - 2007 год.
Акт о безучетном потреблении электроэнергии N 000058 содержит сведения о приборе учета (электросчетчике) ЦЭ6850М, нагрузки на фазы, напряжении, а также о дате государственной поверки счетчика - 2007 год. В акте также отражен трансформатор тока, однако характеристик указанного трансформатора тока акт не содержит (т. 1, л. д. 71,72, т. 2, л. д. 89, 90).
Как видно из представленного акта от 13.12.2014 N 000058, истцом установлен факт неучтенного потребления, выразившийся в том, что на момент проверки узла учета истек срок государственной поверки трансформаторов тока, истек межповерочный интервал трансформаторов тока. Потребителю предписано заменить трансформатор тока.
На основании акта от 23.12.2014 о замене/установке приборов учета у потребителя (объект - дробилка, расположенная по адресу: с. Чапаевское, ул. Набережная, 148) трансформаторы тока типа ТТИ-40 (N 05/50505, 19189, 19192 год выпуска 2001) и установлены трансформаторы тока типа Т-0,66 N 119504, 121905, 119506 год выпуска 2011. Сведения о дате государственной поверки снятых и установленных трансформаторов тока в акте от 23.12.2014 о замене/установке приборов учета не указаны (отсутствуют).
При этом в материалы дела представлен акт от 11.01.2013 допуска в эксплуатацию узла учета электроэнергии (приложение к договору энергоснабжения).
В акте о безучетном потреблении от 13.12.2014 N 000058 и в акте от 11.01.2013 допуска в эксплуатацию узла учета электроэнергии содержатся указания на прибор учета - электросчетчик типа ЦЭ 6850 N 006222701008501013.
Как следует из материалов дела при заключении договора энергоснабжения от 11.01.2013 и составления акта допуска в эксплуатацию узла учета электроэнергии и трансформаторов тока, являющегося приложением N 5 к договору энергоснабжения и содержащего подписи сторон договора и сетевой организации, сведения о дате госповерки трансформаторов тока отсутствуют, не указано в акте и о том, когда следует осуществить госповерку электросчетчика и трансформаторов тока.
При новом рассмотрении дела сторонами не представлены суду сведения о том, какие именно трансформаторы тока были установлены на спорном объекте третьего лица при принятии в эксплуатацию узла учета электроэнергии по акту от 11.01.2013 и когда была осуществлена поверка установленных трансформаторов тока.
Как указано в акте о безучетном потреблении от 13.12.2014 N 000058 на момент проверки узла учета истек срок государственной поверки трансформаторов тока, истек межповерочный интервал трансформаторов тока.
Однако в акте о безучетном потреблении от 13.12.2014 N 000058 отсутствует информация о типе трансформаторов тока и дате их предыдущей поверки (не указана дата истечения межповерочного интервала прибора учета).
В материалах дела отсутствует акт технической проверки средств учета электроэнергии от 13.12.2014, составленный по форме приложения 1 к приложению 8 к договору от 01.04.2012 N 167/2012 на оказание услуг по передаче электроэнергии, в котором представители сетевой компании обязаны указать сведения о счетчике и трансформаторе тока, а именно, что касается трансформатора тока: тип, заводской номер, класс точности, год поверки, год выпуска, номер пломбы (т. 2, л. д. 167). Не имеется такой информации (как указано ранее) и в акте допуска в эксплуатацию узла учета электроэнергии от 13.01.2013 и акте от 23.12.2014 о замене/установке приборов учета при замене трансформаторов тока (т. 3, л. д. 120).
Учитывая, что паспорт на каждый трансформатор тока, подвергшегося проверке, не представлен, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что без данной информации невозможно достоверно определить, истек ли межповерочный интервал трансформатора тока на спорном объекте.
Проверив представленный в материалы дела истцом паспорт трансформатора тока Т-0,66 М УЗ, суды пришли к выводу, что указанный паспорт не является паспортом трансформаторов тока, которые были установлены на объекте потребителя на момент проведения проверки и к рассматриваемому спору отношения не имеет (т. 1, л. д. 120).
Судами установлено, что указанная в акте о безучетном потреблении от 13.12.2014 N 000058 дата поверки - 2007 год, относится к поверке электросчетчика, а не трансформаторов тока. Межповерочный интервал для электросчетчика ЦЭ6850М установлен заводом-изготовителем и составляет 8 лет (пункт 7.3 руководства по эксплуатации ИНЕС.411152.034 РЭ).
С учетом поверки прибора учета в 2007 году следующая его поверка должна быть проведена в 2015 году. Следовательно, как правильно указано судебными инстанциями, на момент составления акта о безучетном потреблении электроэнергии от 13.12.2014 N 000058 срок поверки электросчетчика ЦЭ6850М не истек. Кроме того, в акте о безучетном потреблении электроэнергии от 13.12.2014 N 000058 не указано о том, что истек срок поверки электросчетчика ЦЭ6850М.
Суды при новом рассмотрении дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, пришли к обоснованному выводу о том, что факт истечения межповерочного интервала трансформаторов тока представленными доказательствами не подтверждается, таким образом, акт о безучетном потреблении электроэнергии от 13.12.2014 N 000058 составлен с нарушениями требований пунктов 192 и 193 Основных положений, следовательно, не может являться достоверным и допустимым доказательством по спору.
С учетом установленных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных компанией требований и отказали в удовлетворении иска.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2017 по делу N А25-1441/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.