г. Краснодар |
|
06 сентября 2017 г. |
Дело N А32-19550/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от органов, осуществляющих публичные полномочия: департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.С. (доверенность от 15.12.2016), администрации Краснодарского края (ИНН 2308038402, ОГРН 1022301224549) - Попова М.Г. (доверенность от 29.12.2016), в отсутствие представителя заявителя - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонов С.С.) по делу N А32-19550/2016, установил следующее.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрации Краснодарского края (далее - департамент, администрация) о признании незаконным и отмене выраженного в письме от 24.03.2016 N 52-5861/16-33.14 решения об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельных участков площадью 16, 25 и 45 кв. м с кадастровым номерами 23:15:0615001:215, 23:15:0615001:217, 23:15:0615001:219, расположенными по адресам: Краснодарский край, Крымский район, с/т "Консервщик", 135а, 198а, 217а, с разрешенным использованием для строительства станции (далее - земельные участки) из состава земель сельскохозяйственного назначения в состав земель энергетики, о понуждении к осуществлению такого перевода на основании ходатайства от 19.02.2016 N КЭ/009/309 и приложенных к нему документов в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017, оспариваемое решение департамента признано незаконным, департамент присужден к рассмотрению по существу поданного обществом ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Департамент нормативно не обосновал оспариваемое решение. Предполагаемая департаментом невозможность перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую не может служить основанием отказа в рассмотрении соответствующего ходатайства.
Департамент обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Частичное удовлетворение требований общества не приведет к защите и восстановлению его прав, достижению цели обращения в суд - переводу земельных участков из состава земель одной категории в другую. Такой перевод невозможен ввиду несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования. Содержащаяся в письме департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 22.03.2016 N 71-2728/16 информация являлась основанием отказа в удовлетворении ходатайства общества. Понуждение департамента к повторному формальному рассмотрению ходатайства общества с предсказуемым отрицательным итогом не отвечает принципам и задачам арбитражного судопроизводства. В отзыве на кассационную жалобу общество выразило мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Администрация в своем отзыве указывает на обоснованность доводов кассационной жалобы департамента и возможность ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество является собственником электросетевого комплекса ПС-110/35/10 кВ "Новотроицкая" с прилегающими ПС и ВЛ площадью 25 341 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крымский район, х. Новотроицкий. Основанием государственной регистрации права собственности общества на названный комплекс послужил план приватизации, зарегистрированный 01.02.1993 департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края (свидетельство о государственной регистрации права от 15.01.2015 серии 23-АН N 538283, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.12.2002 с номером регистрации 23-01.00-139.2002-463). В состав электросетевого комплекса входят две подстанции (ПС-110/35/10кВ "Новотроицкая", ПС-110/6 кВ "Пролетарская") и две линии электропередачи (ВЛ-110 кВ "Крымская-Тяговая-Новотроицкая", ВЛ-110кВ "Новотроицкая - А-4"). Опоры N 1, 2 линии электропередачи ВЛ-110 кВ "Крымская-Тяговая-Новотроицкая" расположены на земельных участках, принадлежащих обществу на праве собственности. Основанием государственной регистрации права собственности общества на земельные участки послужили договоры купли-продажи от 23.12.2014 N 407/30-1587, от 24.02.2015 N 407/30-117, от 03.02.2015 N 407/30-44 и акты приема-передачи от 23.12.2014, 24.02.2015, 03.02.2015 (свидетельства о государственной регистрации права от 14.04.2015 серии 23-АН N 705522, от 10.04.2015 серии 23-АН N 705936, от 14.04.2015 серии 23-АН N 705895).
Общество обратилось в администрацию с ходатайством от 19.02.2016 N КЭ/009/309 о переводе земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Письмом от 24.03.2016 N 52-5861/16-33.14 департамент известил заявителя о принятом решении об отказе в рассмотрении ходатайства ввиду несоответствия приложенных к заявлению документов требованиям земельного законодательства, направления в департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края и администрацию муниципального образования Крымский район запросов, поступления от департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края ответа на запрос (письмо от 22.03.2016 N 71-2728/16-03-01).
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) допускается образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства линейных объектов федерального, регионального или местного значения исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 5 пункта 3 статьи 11.3). Одним из оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является строительство линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, а также объектов систем электроснабжения федерального, регионального или местного значения (пункт 2 статьи 49). Права на земли, используемые или предназначенные для эксплуатации объектов энергетики, возникают у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральными и региональными законами (статья 89). Исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20).
Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, предусмотрено размещение воздушной линии электропередачи на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Такие участки, предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве единого землепользования с присвоением одного кадастрового номера (пункт 2).
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) определен порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую на основании ходатайства заинтересованного лица, подаваемого в уполномоченный орган (часть 1 статьи 2). В рассмотрении ходатайства может быть отказано только, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, или к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. В этих случаях ходатайство подлежит возврату заявителю (часть 2 статьи 3). В остальных случаях по результатам рассмотрения ходатайства принимается либо акт о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, либо акт об отказе в таком переводе (часть 4 статьи 3). Перевод земельных участков из одной категории в другую не допускается при несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3 статьи 4). Уполномоченные органы до предоставления заинтересованному лицу изъятого земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению (часть 2 статьи 6). Строительство линий электропередачи отнесено к исключительным случаям, при которых допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (пункт 6 части 1 статьи 7).
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" на администрацию как высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края возложены полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, а также по установлению содержания ходатайства и состава прилагаемых к нему документов. Пунктом 3.19 Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации от 23.04.2007 N 345, департамент наделен функциями по подготовке и представлению в администрацию предложений о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, по отказу в таком переводе и по отказу в рассмотрении соответствующего ходатайства заинтересованного лица.
Приведенный в части 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ перечень оснований отказа в рассмотрении ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую является исчерпывающим. Оспариваемое обществом решение департамента не содержит указания на обращение с ходатайством о переводе земельных участков из одной категории в другую ненадлежащего лица. Департамент также не конкретизировал приложенные обществом к ходатайству документы, по составу, форме или содержанию не соответствующие требованиям земельного законодательства, а также не раскрыл суть такого несоответствия. Не раскрыв (не установив) нормативно установленные основания отказа в рассмотрении ходатайства общества, департамент не праве был его возвращать заявителю. Перевод земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли энергетики при строительстве линий электропередачи представляет собой исключительный случай, при котором обеспечивается соответствие разрешенного использования земельных участков их целевому назначению. В отсутствие сведений о самовольном характере строительства линии электропередачи, судебного акта об их сносе отказ в переводе земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в земли энергетики не может быть обоснован несоответствием испрашиваемого целевого назначения участков утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории и (или) землеустроительной документации. Обжалуемыми судебными актами департамент не присуждался к формальному рассмотрению ходатайства общества. Предполагаемая невозможность перевода земельных участков из одной категории в другую не отнесены законодателем к основаниям отказа в рассмотрении соответствующего ходатайства.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 по делу N А32-19550/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.