г. Краснодар |
|
05 сентября 2017 г. |
Дело N А63-16515/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Невинномысский Азот" (ИНН 2631015563, ОГРН 1022603620885) - Чайкиной Л.А. (доверенность от 25.10.2016), Удодовой Е.В. (доверенность от 18.10.2016), Точка А.Н. (доверенность от 08.11.2016), в отсутствие заинтересованного лица - федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ставропольского края" (ИНН 2635031502, ОГРН 1022601975110) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Военного комиссариата города Невинномысска и Кочубеевского района Ставропольского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ставропольского края" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2017 (судья Кузьмина М.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 (судьи Егорченко И.Н., Казакова Г.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-16515/2016, установил следующее.
АО "Невинномысский Азот" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Военному комиссариату города Невинномысска и Кочубеевского района Ставропольского края (далее - Военный комиссариат города Невинномысска) о взыскании 992 359 рублей 81 копейки в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ставропольского края" (далее - учреждение).
Определением суда от 18.01.2017 учреждение привлечено в качестве надлежащего ответчика, а Военный комиссариат города Невинномысска в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 16.03.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.06.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С учреждения в пользу общества взыскано 992 359 рублей 81 копейка в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах.
Судебные акты мотивированы тем, что учреждение не представило доказательств неверного исчисления обществом среднего заработка. При этом компенсация подлежит выплате за все дни участия в военных сборах согласно справкам военкомата. Исключение из этого периода выходных дней законодательством не предусмотрено.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 16.03.2017 и постановление апелляционной инстанции от 14.06.2017, производство по делу прекратить. Заявитель жалобы считает, что выплата среднего заработка работникам, проходившим военные сборы, является компенсацией потерянной заработной платы гражданам, исполнявшим государственные обязанности, следовательно, при расчете среднего дневного заработка общество должно использовать только рабочие дни (часы), когда работники должны были исполнять свои трудовые обязанности.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в период с 25.08.2016 по 10.09.2016 работники общества (81 человек) находились на военных сборах в войсковой части 74814 (7045 БХРВТ) г. Буденновск, что подтверждается справками о прохождении военного сбора.
За время исполнения работниками общества воинских обязанностей им по расчетным листам на основании статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) выплачена заработная плата в сумме 3 253 440 рублей 75 копеек.
Общество 13.10.2016 представило Военному комиссариату города Невинномысска документы на компенсацию расходов, понесенных в связи с нахождением работников на военных сборах.
24 октября 2016 года документы возвращены без исполнения с пояснением, что компенсация среднего заработка производится только за рабочие дни.
Общество сделало перерасчет суммы компенсации без учета выходных дней в периоде нахождения работников на военных сборах, сумма составила 2 261 080 рублей 94 копейки. Данную сумму Военный комиссариат города Невинномысска принял и оплатил платежным поручением от 08.12.2016 N 305779.
Общество направило Военному комиссариату города Невинномысска претензию от 24.11.2016 N 113-07-17/11647 с требованием оплаты компенсации за выходные дни на 992 359 рублей 81 копейку, которую Военный комиссариат города Невинномысска ответил отказом в письме от 05.12.2016 N финн/6209, поскольку средний дневной заработок определяется исходя из рабочих дней, поэтому период сборов следует определять в рабочих днях.
В связи с отказом Военного комиссариата города Невинномысска возместить расходы на выплату среднего заработка работникам за время пребывания их на военных сборах в добровольном порядке, общество обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
При этом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 56 Закона N 53-ФЗ материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определяемых Положением о прохождении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение).
Подпунктом "а" пункта 25 Положения предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Согласно пункта 26 Положения осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзаце 4 и 5 подпункта "б" пункта 25 Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"" (далее - Постановление N 704). При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
В силу подпункта 2 пункта 2 Постановления N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
В пункте 3 Постановления N 704 определено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 данного Постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 Постановления N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4).
Ограничения для указанных выплат, в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов, в Постановлении N 704 не предусмотрены.
В пункте 5 Постановления N 704 указано, что выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 указанного Постановления осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).
Предусмотренная пунктом 4 Постановления N 704 процедура компенсации расходов обществом соблюдена.
Как правильно указали судебные инстанции, основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением послужили разногласия в методике определения средней заработной платы.
Согласно статье 139 Кодекса для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение N 922), согласно пункту 2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
К таким выплатам относятся, в частности: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В силу пункта 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31 -е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с пунктом 13 Положения N 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 Положения N 922, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащих оплате.
Учреждение доказательств неверного исчисления истцом среднего заработка не представило.
Отклоняя доводы учреждения о том, что при расчете среднего дневного заработка истец должен был использовать только рабочие дни (часы), приходящиеся на период нахождения работников на сборах, судебные инстанции правомерно указали, что компенсация подлежит выплате за все дни участия в военных сборах, согласно справкам военкомата, а не только за рабочие дни, поскольку законодательством не предусмотрено исключение из этого периода выходных дней.
Поскольку учреждение не представило документы о предоставлении лицам, проходившим сборы, выходных дней, суды правомерно взыскали с него в пользу общества 992 359 рублей 81 копейку в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы апелляционной жалобы, получили правильную правовую оценку, поэтому судом округа отклоняются, как направленные на переоценку исследованных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением жалобы подлежит отмене приостановление исполнения судебных актов по делу, принятое определением кассационной инстанции от 31.07.2017 при принятии к производству кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 по делу N А63-16515/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.07.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ограничения для указанных выплат, в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов, в Постановлении N 704 не предусмотрены.
В пункте 5 Постановления N 704 указано, что выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 указанного Постановления осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).
Предусмотренная пунктом 4 Постановления N 704 процедура компенсации расходов обществом соблюдена.
...
Согласно статье 139 Кодекса для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение N 922), согласно пункту 2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2017 г. N Ф08-5794/17 по делу N А63-16515/2016