Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2017 г. N Ф08-5794/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
14 июня 2017 г. |
Дело N А63-16515/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Казаковой Г.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ставропольского края" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2017 по делу N А63-16515/2016 (судья Кузьмина М.Н.)
по исковому заявлению акционерного общества "Невинномысский Азот" (ОГРН 1022603620885, ИНН 2631015563)
к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ставропольского края" (ОГРН 1022601975110, ИНН 2635031502)
о взыскании 992 359 рублей 81 копейки в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах,
при участии в судебном заседании представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ставропольского края" Елисеенко Н.В. (доверенность N 16/81/2 от 10.01.2017), представителей акционерного общества "Невинномысский Азот" Чайкиной Л.А. (доверенность N 16-135/01-18/2 от 25.10.2016), Точка А.Н. (доверенность N 16-195/01-18/2 от 08.11.2016),
в отсутствие представителей Военного комиссариата города Невинномысска и Кочубеевского района Ставропольского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Невинномысский Азот" (далее - АО "Невинномысский Азот", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Военному комиссариату города Невинномысска и Кочубеевского района Ставропольского края (далее - Военный комиссариат города Невинномысска) о взыскании 992 359 рублей 81 копейки в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Ставропольского края" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Ставропольского края", учреждение, ответчик).
Определением суда от 18.01.2017 ФКУ "Военный комиссариат Ставропольского края" привлечено в качестве надлежащего ответчика, а Военный комиссариат города Невинномысска в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 16.03.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С учреждения в пользу общества взыскано 992 359 рублей 81 копейка в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком не представлено доказательств неверного исчисления истцом среднего заработка. При этом, компенсация подлежит выплате за все дни участия в военных сборах согласно справкам военкомата, а не только за рабочие дни, которые выпадают у гражданина на период сборов. Исключение из этого периода выходных дней законодательством не предусмотрено. При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждением подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что поскольку выплата среднего заработка работникам, проходившим военные сборы, является компенсацией потерянной заработной платы гражданам, исполнявшим государственные обязанности, то при расчете среднего дневного заработка истец должен был использовать только рабочие дни (часы), когда работники должны были исполнять свои трудовые обязанности.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители общества поддержали доводы отзыва, просили решение суда оставить без изменения.
Военный комиссариат города Невинномысска, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направил, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2017 по делу N А63-16515/2016 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 25.08.2016 по 10.09.2016 работники АО "Невинномысский Азот" (81 человек) находились на военных сборах в войсковой части 74814 (7045 БХРВТ) г. Буденновск, что подтверждается справками о прохождении военного сбора.
За время исполнения работниками воинских обязанностей им, согласно расчетных листов на основании статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) выплачена заработная плата в сумме 3 253 440 рублей 75 копеек.
13.10.2016 истец выставил Военному комиссариату города Невинномысска счет-фактуру на компенсацию расходов, понесенных, в связи с нахождением работников на военных сборах.
24.10.2016 документы возвращены без исполнения с пояснением, что компенсация среднего заработка производится только за рабочие дни.
АО "Невинномысский Азот" сделало перерасчет суммы компенсации без учета выходных дней в периоде нахождения работников на военных сборах, сумма составила 2 261 080 рублей 94 копейки. Данную сумму ответчик принял и оплатил платежным поручением от 08.12.2016 N 305779.
24.11.2016 истец направил ответчику претензию N 113-07-17/11647 с требованием оплаты компенсации за выходные дни на сумму 992 359 рублей 81 копейку, которую ответчик отклонил письмом от 05.12.2016 N финн/6209. Отказ в указанной компенсации ответчик мотивировал тем, что средний дневной заработок определяется исходя из рабочих дней, поэтому период сборов следует определять в рабочих днях.
В связи с отказом ответчика возместить расходы на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По смыслу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным Кодексом иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы (пункт 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 26 Положения N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 (далее - Положение N 333) осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 Положения N 333, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
При этом, расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
В пункте 17 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных силах Российской Федерации указано, что о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых работают граждане. В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане.
Основным документом, свидетельствующим о призыве сотрудника на военные сборы, является повестка из военкомата. Бланк повестки приведен в Приложении N 1 к Положению N 333. Упомянутый документ состоит из трех частей: расписки в получении, самой повестки и извещении для работодателя. Достаточным основанием для освобождения сотрудника от работы с сохранением должности и средней заработной платы является извещение, которым работодателя ставят в известность. В извещении указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане, то есть период, на который придется освободить работника от исполнения им трудовых обязанностей. В этот период входит время пребывания сотрудника на территории воинской части и в пути до места сбора и обратно.
В силу подпункта 2 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
В пункте 3 Правил N 704 определено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 данных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 Правил N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4).
Ограничение для указанных выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов в Правилах N 704 не предусмотрено.
В пункте 5 Правил N 704 указано, что выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 Правил осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.
Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявленными требованиями послужили разногласия в методике определения средней заработной платы.
Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение N 922), согласно пункту 2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в частности: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В силу пункта 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1 -го по 30-е (31 -е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с пунктом 13 Положения N 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащих оплате.
Ответчик доказательств неверного исчисления истцом среднего заработка не представил.
При этом, суд первой инстанции, отклоняя доводы ответчика о том, что при расчете среднего дневного заработка истец должен был использовать только рабочие дни (часы), когда работники должны были исполнять свои трудовые обязанности, правомерно посчитал, что компенсация подлежит выплате за все дни участия в военных сборах согласно справкам военкомата, а не только за рабочие дни, которые выпадают у гражданина на период сборов, поскольку исключение из этого периода выходных дней законодательством не предусмотрено.
При этом, ответчиком также не представлены документы о предоставлении лицам, проходившим сборы, выходных дней.
С учетом изложенного, поскольку факт несения истцом затрат на выплату заработной платы документально подтвержден, обществом работникам выплачена заработная плата за время нахождения на военных сборах в размере 3 253 440 рублей 75 копеек, учреждением обществу частично возмещены затраты в размере 2 261 080 рублей 94 копейки, то с ответчика в пользу истца правомерно взыскано 992 359 рублей 81 копейка в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен. Фактически доводы жалобы сводятся к не согласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2017 по делу N А63-16515/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16515/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2017 г. N Ф08-5794/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Невинномысский Азот"
Ответчик: ФКУ "Военный комиссариат СК"
Третье лицо: Военный комиссариат города Невинномысск и Кочубеевского района СК, ФКУ "Военный комиссариат СК"