г. Краснодар |
|
06 октября 2017 г. |
Дело N А53-30477/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ИНН 6659209750, ОГРН 1106659010600) - Кузина И.В. (доверенность от 30.01.2015), от ответчика - федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ИНН 6164302805, ОГРН 1116164001546) - Кириченко Р.Ю. (доверенность от 09.01.2017), в отсутствие третьего лица - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037339877295), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2017 (судья Батурина Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А53-30477/2016, установил следующее.
ЗАО "Федеральная грузовая компания" (далее - истец, компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 131 396 рублей 76 копеек расходов на ремонт вагонов N 55653117, 60196615.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2016 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 29.12.216 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением от 29.03.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 16.06.2017, с учреждения в пользу компании взыскано 131 396 рублей 76 копеек убытков, 4942 рубля в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью исковых требований, а также доказанностью размера причиненного ущерба.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение и постановление и отказать в иске. Заявитель считает, что при принятии судебных актов суды допустили существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно установили обстоятельства, имеющие значение для дела. Суды не учли, что войсковая часть 57229-32 не является собственником путей необщего пользования, в связи с чем не является виновным в причинении ущерба. Кроме того, судами не учтены интересы не привлеченного к участию в деле собственника вагонов АО "ВТБ-Лизинг". Таким образом, заявитель полагает, что компания является ненадлежащим истцом по делу, а учреждение - ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы жалобы, представитель компании высказал по ним возражения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установили судебные инстанции и подтверждается материалами дела, в ноябре 2015 года на станции Адлер СКЖД при производстве маневровых работ на путях необщего пользования войсковой части 57229-32 произошел сход вагонов N 60196615 и 55653117, принадлежащих компании.
ОАО "РЖД" и Министерство обороны Российской Федерации заключили договор от 16.06.2014 с целью эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования базы комплексного хранения войсковой частью 57229-32 при станции Адлер.
В соответствии с пунктом 18.1 договора владелец железнодорожного пути необщего пользования возмещает все расходы на ремонт вагонов, понесенные вследствие повреждения или утраты вагонов; несет ответственность за сохранность подвижного состава и перевозимых грузов; владелец обязан содержать железнодорожные пути необщего пользования в соответствии с требованиями ПТЭ и обеспечивать безопасность движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Данный путь отражен в приложении N 1 к приказу командующего войсками Южного военного округа от 24.01.2013 N 32 о перечне железнодорожных путей необщего пользования собственности Министерства обороны РФ в Южном военном округе, из которого следует, что путь, где произошло повреждение вагонов, находится на балансе войсковой части 57229-32.
Судебными инстанциями на основании представленных доказательств установлены причины повреждения вагонов и виновное лицо - войсковая часть 57229-32, о чем свидетельствуют акты о повреждении вагонов формы ВУ-25, ГУ-23, подписанные представителем войсковой части без замечаний.
Стоимость произведенного ремонта вагонов (на основании договора на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 01.04.2013 N ТОР-ЦВ-00-11/ФГК-164-15, заключенного ОАО "РЖД" и компанией) составила 128 274 рубля 76 копеек, что подтверждается расчетно-дефектными ведомостями, актами выполненных работ, счетами-фактурами. Кроме того, в соответствии с железнодорожными перевозочными документами, платежи за перевозку вагонов к месту ремонта составили 3122 рубля.
Претензия компании, направленная в адрес войсковой части, оставлена без ответа. В связи с этим компания, ссылаясь на то, что понесла расходы на восстановительный ремонт названных вагонов, поврежденных по вине войсковой части, обратилась в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, суды руководствовались следующим.
Согласно пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства, должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный вред), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Бремя доказывания наличия и размера вреда, причинной связи между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда лежит на истце, который должен доказать наличие вышеперечисленных условий для возмещения вреда и реальность получения упущенной выгоды.
Как установлено судами и подтверждается представленными в дело доказательствами, причиной повреждения вагонов послужило уширение рельсовой колеи из-за неудовлетворительного содержания пути необщего пользования войсковой частью 57229-32. В актах о повреждениях вагонов представителем войсковой части выражено согласие со вменяемым ей нарушением, повлекшим убытки компании.
В подтверждение причинения ущерба компания предоставила акты общей формы от 02.11.2015, акты о повреждении вагонов N 60196615 и 55653117 от 02.11.2015, сметы, калькуляции, расчеты затрат, протокол совещания от 02.11.2015 о причинах повреждения вагонов, уведомления на ремонт вагонов.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суды сделали обоснованный вывод о том, что факт причинения вреда компании войсковой частью доказан, а так же доказана причинно-следственная связь между действиями (бездействием) части и нанесенным истцу ущербом. Суды взыскали стоимость ремонта поврежденных вагонов, а также затраты за подачу и уборку вагонов в ремонт. Расчет убытков проверен, из него исключены контрольные и регламентные операции, не связанные с повреждением вагонов в связи с их сходом с рельс. Таким образом, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности компанией убытков в сумме 131 396 рублей 76 копеек и удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права. Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 по делу N А53-30477/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.