г. Краснодар |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А32-46951/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (ИНН 2320200789, ОГРН 1122366003792) - Маньковой А.А. (доверенность от 11.01.2018), от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 16 (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878) - Небеснюк С.А. (доверенность от 29.12.2017), рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 16 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-46951/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 16 (далее - фонд) от 07.09.2017 N 508 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением суда от 16.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2018, требования удовлетворены со ссылкой на незаконность действий фонда по проверке обоснованности расходов, произведенных обществом в предыдущих периодах (2013 и 2014 годы), в рамках камеральной проверки представленного обществом заявления о возмещении расходов за 2016 год.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился фонд с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, а выводы судов не основаны на фактических обстоятельствах дела. Суды не учли, что проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проведена в пределах предоставленных фонду полномочий по проверке правильности исчисления и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации; по заявлению страховщика о возмещении расходов фонд вправе запросить все документы, необходимые для решения вопроса о возмещении расходов; до подачи заявления от 23.05.2017 общество ранее не обращалось в фонд за возмещением расходов, и в предшествующие 2016 году периоды фонд не проводил проверки общества. Суды не оценили довод фонда о том, что законодательством не определен период, который может быть проверен в рамках камеральной проверки, и сделали выводы по неполно установленным обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в фонд с заявлением от 23.05.2017 о возмещении 214 496 рублей 69 копеек расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2016 год.
Фонд направил обществу требования от 28.06.2017 N 508 и от 13.07.2017 N 508 о предоставлении документов, подтверждающих расходы общества по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячному пособию по уходу за ребенком за 2012, 2013, 2014, 2015 годы в целях проверки их правильности и документальной обоснованности, и провел проверку за период с 06.04.2012 по 31.12.2016.
По результатам проверки фонд составил акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 11.08.2017 N 508.
Решением от 07.09.2017 N 508 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством фонд предложил обществу произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения в бухгалтерском учете и отчетности не принятых к зачету расходов в сумме 75 947 рублей 75 копеек за январь и август 2013 года, февраль и декабрь 2014 года.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение фонда в арбитражный суд.
Суды сослались на разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 16.07.2004 N 14-П, положения Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ), Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"", постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110 "Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", и признали недействительным решение фонда от 07.09.2017 N 508, указав, что согласно действующему законодательству камеральная проверка не может проводиться за период, превышающий один год.
Выводы судов основаны на формальном подходе, без установления и исследования всех обстоятельств по делу и представленных в материалы дела доказательств, которые суды приняли, сформировав 11 томов дела, но не оценили эти доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125-ФЗ.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховщику, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения (часть 2 статьи 26.14 Закона N 125-ФЗ).
Частью 1 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что камеральная проверка проводится по месту нахождения страховщика на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов (информации), представленных страхователем, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у страховщика.
Суды не учли, что в данной норме не поименованы как виды расчетов (включая периоды), так и объем документов (в т. ч. имеющихся у страховщика).
Как установлено статьей 26.16 Закона N 125-ФЗ, выездная проверка страхователя проводится на территории (в помещении) страхователя на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика. Предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Выездная проверка страхователя проводится территориальным органом страховщика не чаще чем один раз в три года.
При этом в силу части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при обращении страхователя в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации за выделением средств на выплату страхового обеспечения может быть проведена выездная проверка (часть 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Суды не учли, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика проверяет правильность и обоснованность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения с учетом того, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, которые используются на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о Фонде социального страхования Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н (зарегистрирован в Минюсте России 24.12.2009 N 15809) утвержден Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
С учетом приведенных норм права суды не оценили доводы фонда о том, что из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации не могут быть выделены денежные средства на возмещение расходов страхователя на цели обязательного социального страхования без проверки всех документов, подтверждающих законность и обоснованность этих расходов.
Ввиду того, что в фонд поступило заявление общества от 23.05.2017 о возмещении 214 496 рублей 69 копеек расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2016 год, однако за период с 2012 по 2016 годы фонд не проводил выездные проверки, а согласно представленным обществом документам расходы общества на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 960 565 рублей 70 копеек, фонд проверил все документы, подтверждающие произведенные обществом расходы за 2012 - 2016 годы, установив неправомерное производство обществом расходов за январь, август 2013 года и февраль, декабрь 2014 года.
Суды не исследовали обстоятельства непринятия фондом указанных расходов общества и не оценили доводы участвующих в деле лиц по данному эпизоду.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о недействительности ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если установит, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды не выяснили, какие права и законные интересы общества нарушены решением фонда от 07.09.2017, что надлежит проверить при новом рассмотрении дела с учетом доводов фонда о том, что за спорный период ни камеральная, ни выездная проверки общества не проводились, решения о возмещении/отказе в возмещении спорных расходов не принимались..
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса и распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 по делу N А32-46951/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.