г. Краснодар |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А32-27813/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Смотрикова О.А. (доверенность от 15.12.2017), от заинтересованного лица - Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684) - Пасенко А.А. (доверенность от 16.05.2018), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Кубаньэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2017 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А32-27813/2017, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 04.07.2017 N 141-57-27 о привлечении к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 20 тыс. рублей штрафа и недействительным предписания от 23.06.2017 N 182-05-27/П.
Решением суда от 26.12.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.04.2018, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным. В части отказа в признании недействительным предписания суд указал, что на обществе в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) лежит ответственность за надежность обеспечения электрической энергией спорного имущества и обеспечение своевременного технического обслуживания и планового ремонта трансформаторной подстанции.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, отсутствие вины в действиях общества, поскольку действующие законодательство не возлагает на сетевые организации обязанность по приему и обслуживанию бесхозных объектов электросетевого хозяйства. Суды не дали оценку представленному в материалы дела акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности от 26.03.2005.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.06.2017 N 3472-р управление провело внеплановую документарную проверку общества на предмет соблюдения требований безопасности при эксплуатации электроустановок трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ N ШП-3-904п/100 и воздушной линии электропередачи ВЛ 10кВ, ВЛ 0,4кВ, расположенной на территории СНТ "Кубанские зори" (Елизаветинский сельский округ МО г. Краснодар), по результатам которой выявило, что указанная трансформаторная подстанция на балансе товарищества не состоит, собственник электрооборудования не известен; энергопринимающая установка присоединена к объектам электросетевого хозяйства общества, которое в нарушение требований пунктов 1.6.1, 1.6.3 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России 19.06.2003 N 229, не обеспечило своевременное техническое обслуживание и плановый ремонт трансформаторной подстанции КТП ШП-3-904п/100, ВЛ-10 кВ и ВЛ 0,4 кВ. Указанные нарушения отражены в акте акт проверки от 23.06.2017 N 182-05-27/А.
Предписанием от 23.06.2017 N 182-05-27/П управление обязало общество разработать мероприятия и обеспечить своевременное техническое обслуживание, плановый ремонт указанной трансформаторной подстанции в срок до 23.09.2017.
Управление в отношении общества составило протокол от 27.06.2017 N 141-57-27. и вынесло постановление от 17.01.2017 N 141-57-27 о привлечении к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, а предписание недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 9.11 Кодекса нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной вмененного обществу административного правонарушения является неосуществление своевременного технического обслуживания, планового ремонта участка ВЛ 10 кВ от опоры 106 в сторону ТП рП 7-3-905п, трансформаторной подстанции ТП 10/0,4 кВ N РП 7-3-905п и отходящих ВЛ 0,4 кВ, расположенных по адресу: г. Краснодар, ст. Елизаветинская, ТП НСТ "Кубанские зори", в соответствии с правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей, что является нарушением требований пункта 1.6.1, 1.6.3 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона N 35-ФЗ основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей. Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией. Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности, на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Пунктом 1.6.1 Правил установлено, что на каждом энергообъекте должны быть организованы техническое обслуживание, плановый ремонт и модернизация оборудования, здания, сооружений и коммуникаций энергоустановок. Согласно пункту 1.6.3 Правил N 229 объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования приведены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков.
Судебные инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установили отсутствие доказательств принадлежности спорного имущества (трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ N ШП-3-904п/100 и воздушных линий электропередачи ВЛ 10кВ, ВЛ 0,4кВ) на праве собственности кому-либо; наличие обязанности организации, к электрическим сетям которой присоединены опосредованно через бесхозные сети энергопринимающие устройства потребителей, по надежному обеспечению потребителей электрической энергией; наличие отказ общества от проведения технического обслуживания спорной трансформаторной подстанции, пришли к выводам о наличии в действиях общества события и состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 Кодекса. Документальное опровержение выводам судов общество не представило.
Суды исследовали акт о допуске электроустановок, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние электроустановок от 24.08.1992 и от 26.03.2005, подписанные СНТ "Кубанские зори" и СНТ "Горизонт", и пришли к правильному выводу о том, что данные документы не подтверждают принадлежность спорного имущества СНТ "Кубанские зори" на праве собственности. Иные доказательства принадлежности спорного имущества на праве собственности кому-либо в материалы дела не представлены.
Суды дали оценку доводу общества о том, что поскольку СНТ "Кубанские зори" осуществляло распоряжение имуществом, это препятствует квалифицировать его как имущество, не имеющее собственника, или имущество, от которого собственник отказался, обоснованно отклонил как документально не подтвержденный.
Установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 Кодекса суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Поскольку представленные в материалы дела доказательства подтверждают наличие в действиях общества состав вмененного правонарушения привлечено к ответственности, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания, содержащего требование об устранении допущенных нарушений путем разработки мероприятий и обеспечения своевременного технического обслуживания, планового ремонта спорной трансформаторной подстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 по делу N А32-27813/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.