г. Краснодар |
|
25 октября 2017 г. |
Дело N А61-658/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) - Антоновой Е.И. (доверенность от 19.04.2017), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Легион" (ИНН 1513042417, ОГРН 1131513003698), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легион" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.06.2017 (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А61-658/2017, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Легион" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 02.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.07.2017, суд привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса в виде 200 тыс. рублей. В абзаце 3 резолютивной части решения суд указал: "Алкогольную продукцию, изъятую согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 29.12.2016 N 11-16/937-2, конфисковать (изъять из оборота) и передать эту продукцию для уничтожения или переработки Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу".
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом порядка производства по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного. Суды указали на отсутствие в материалах дела доказательств невозможности соблюдения обществом требований законодательства об обороте алкогольной продукции и непроявление обществом должной степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась как от профессионального участника алкогольного рынка.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного управлением требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Общество указывает, что на момент закупки алкогольной продукции поставщик - ООО "Бест-Алко" зафиксировал отгрузку продукции в ЕГАИС, что подтверждается представленной в материалы дела заявкой о фиксации сведений в ЕГАИС, и на тот момент сомнений в подлинности и легальности приобретенной алкогольной продукции у общества не возникло. Общество имело сопроводительные документы, предусмотренные статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), при этом у общества отсутствовали предоставленные управлению полномочия для проведения соответствующих проверочных мероприятий. Общество введено в заблуждение поставщиком, - ООО "Бест-Алко", которое реализовало обществу нелегальную алкогольную продукцию и представило недостоверные сопроводительные документы. Общество не оспаривает нелегальность спорной алкогольной продукции, однако указывает, что предприняло необходимые и допустимые меры по соблюдению законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.10.2017 до 16 часов 30 минут 18.10.2017.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат изменению в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции от 09.10.2013 N 15ЗАП0002182, сроком действия до 09.10.2018, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Керамическая, 4 (литера "АХ"). На основании письма общества от 22.11.2016 N 4 о хранении алкогольной продукции, маркированной федеральными специальными марками старого образца в количестве 10 554 бутылок, управление провело анализ деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции общества за 3 квартал 2016 года.
В результате анализа деклараций управление установило, что по состоянию на 01.01.2016 в складском помещении общества имеются остатки алкогольной продукции по коду 200 "водка", производитель ООО "Спиртзавод "Изумруд" в объеме 960,55 дал и по коду 200 "водка" производитель/импортер ООО "РостОпт" в объеме 200 дал.
Определением от 29.11.2016 N 11-16/885, управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса по факту осуществления обществом оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
По результатам проверки 29.12.2016 административный орган составил протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 11-16/937-1.
Согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 29.12.2016 N 11-16/937-2 алкогольная продукция, находящаяся в складском помещении общества в количестве 25 740 бутылок, и принадлежащая обществу арестована и передана на ответственное хранение представителю ООО "Салют" - Татрову М.К.
По факту выявленных нарушений, административный орган в отношении общества составил протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса и в порядке, предусмотренном абзацем 3 части 3 статьи 23.1 Кодекса, обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 2, 9, 10.2, 16, 26 Закона N 171-ФЗ, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию", судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Судебные инстанции установили, что в результате проведенного анализа сведений об обороте алкогольной продукции - водки "Трехрублевая Госспиртконтроль" и водки "Трехрублевая кедровая", а также деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.10.2015 по 20.12.2016 выявлено несоответствие данных зафиксированных в ЕГАИС и указанных в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с данными, содержащимися в товарно-сопроводительных документах, представленных обществом.
Согласно ответу Центральной акцизной таможни Федеральной таможенной службы от 29.01.2017 вх. N 8-150 на территорию Российской Федерации ввезена водка "Трехрублевая Госспиртконтроль", дата розлива 09.01.2015, водка "Трехрублевая Госспиртконтроль кедровая", дата розлива 09.01.2015, которая маркирована акцизными марками следующих диапазонов: с 049 85110001 по 049 85115000; с 049 85301001 по 049 85305000; с 049 85310001 по 85315000; с 049 85315001 по 85320000; с 049 85320001 по 85325000; с 04985360001 по 85365000; с 049 85365001 по 85369000; с 049 85105001по 85110000; с 049 85305001 по 85308000; с 049 85369001 по 85370000; с 049 85355001 по 85360000; с 050 68015001 по 680030000.
Центральный аппарат Росалкогольрегулирования в своем ответе от 10.02.2016 N 2758/02-02 указал, что алкогольная продукция, арестованная по делу об административном правонарушении N 11-16/937: водка "Трехрублевая Госспиртконтроль", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, производства ЛРУСП "Можейково" (УНП 500369885), адрес производства: Республика Беларусь, Гродненская область, Лидский район, д. Можейково, импортер ООО "РосОпт", адрес места нахождения: Ленинградская область, г. Сосновый бор, ш. Копорское, 26, корп. 12, литер А, дата 5 розлива 09.01.2015, в количестве 1 986 бутылок, маркированная диапазонами акцизных марок: с 050 69085001 по 050 69090000; с 050 68090001 по 050 68095000; с 050 68100001 по 68105000; водка "Трехрублевая Госспиртконтроль кедровая", емкостью 0,5 л, крепостью 40%), производства ЛРУСП "Можейково" (УНП 500369885), адрес производства: Республика Беларусь, Гродненская область, Лидский район, д. Можейково, импортер ООО "РосОпт", адрес места нахождения: Ленинградская область, г. Сосновый бор, ш. Копорское, 26, корп. 12, литер А, дата розлива 09.01.2015, в количестве 23753 бутылок, маркированная диапазонами акцизных марок: с 049 83090001 по 049 83095000; с 049 83110001 по 049 83115000; с 049 83115001 по 049 83120000; с 049 85190001 по 049 85195000; с 049 85190001 по 049 85195000; с 049 85195001 по 04985200000, на территорию Российской Федерации не ввозилась, обязательства об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением в таможенный орган не представлены, возврат неиспользованных акцизных марок не осуществлялся.
Сумма обеспечения исполнения обязательств организации об использовании акцизных марок в соответствии с их назначением в количестве 25 740 штук составляет 6 795 360 рублей, указанные денежные средства в бюджет Российской Федерации не поступали.
При анализе товарно-транспортных накладных от 17.02.2015 N 0203550, от 23.02.2015 N 0000050, от 25.04.2016 N СПБАМ001871 и справок к ним управление установило следующую схему оборота алкогольной продукции: ЛРУСП "Можайково" осуществляет поставку алкогольной продукции - водки "Трехрублевая Госспиртконтроль кедровая", емкостью 0,5л, дата розлива 09.01.2015 в адрес ООО "РосОПТ" в общем количестве 24 000 бутылок (1 200 дал) по товарно-транспортной накладной от 17.02.2015 N 0203550.
В дальнейшем ООО "РосОПТ" осуществляет поставку указанной алкогольной продукции в адрес ООО "БестАлко" в количестве 24 000 бутылок (1 200 дал) по товарно-транспортной накладной от 23.02.2015 N ЦРЛ 0000050. ООО "БестАлко" осуществляет поставку указанной алкогольной продукции в адрес общества в количестве 24 тыс. бутылок (1 200 дал) по товарно-транспортной накладной от 25.04.2016 N СПБАМ001871.
На основании исследования товарно-транспортных накладных от 17.02.2015 N 0203549, от 21.02.2015 N ЦРЛ00000002, от 25.04.2016 СПБАМ001871 и справок к ним установлена следующая схема оборота алкогольной продукции: ЛРУСП "Можайково" осуществляло поставку алкогольной продукции - водки "Трехрублевая Госспиртконтроль", емкостью 0,5 л, дата розлива 09.01.2015 в адрес ООО "РосОПТ" в общем количестве 24 тыс. бутылок (1 200 дал) по товарно-транспортной накладной от 17.02.2015 N 0203549. В дальнейшем ООО "РосОПТ" поставляет указанную алкогольную продукцию в адрес ООО "БестАлко" в количестве 24 тыс. бутылок (1 200 дал) по товарно-транспортной накладной от 21.02.2015 N ЦРЛ 00000002, а ООО "БестАлко", в свою очередь, осуществляет поставку указанной алкогольной продукции в адрес общества в том же количестве по товарно-транспортной накладной от 25.04.2016 N СПБАМ001871.
По сведениям ЕГАИС ООО "РосОпт" оштрихкодировано 524 702 акцизных марок для их нанесения на алкогольную продукцию - водку "Трехрублевая Госспиртконтроль", а так же 429 174 акцизных марок для нанесения на алкогольную продукцию - водку "Трехрублевая Госспиртконтроль кедровая". Данными ЕГАИС подтверждается, что импортером ООО "РосОпт" на территорию Российской Федерации ввезено: водка "Трехрублевая Госспиртконтроль" в количестве 24 тыс. бутылок по товарно-транспортной накладной от 17.02.2015 N 0203549, водка "Трехрублевая Госспиртконтроль кедровая" в количестве 24 тыс. бутылок по товарно-транспортной накладной от 17.02.2015 N 0203550.
В ЕГАИС отражена также информация о том, что ввезенная ООО "РосОпт" на территорию Российской Федерации алкогольная продукция на основании товарно-транспортных накладных от 17.02.2015 N 0203550 и 0203549 поставлена в адрес ООО "РостАлко" (ИНН 4725482133, адрес места нахождения: 188544, Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ш. Копорское, д. 26, корп. 13, литер А). Тогда как из товарно-транспортных документов, представленных ООО "Легион", отгрузка осуществлялась в адрес ООО "Бест-Алко".
Из декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "РосОпт" за 1 квартал 2015 года следует, что им в адрес ООО "Бест-Алко" не осуществлялась поставка алкогольной продукции по товарно-транспортным накладным от 21.02.2015 N ЦРЛ 00000002 и от 23.02.2015 N ЦРЛ 0000050. Данный факт подтверждается также декларацией об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО "Бест-Алко" за 1 квартал 2015 года, согласно которой ООО "Бест-Алко" не осуществляло закупку алкогольной продукции у ООО "РосОпт" по товарно-транспортным накладным от 21.02.2015 N ЦРЛ 00000002, от 23.02.2015 N ЦРЛ 0000050.
Согласно письму конкурсного управляющего ООО "РосОпт" Боравченкова А.А. от 26.01.2017 на определение об истребовании сведений от 30.12.2016 N 11-16/937-7, подтверждающих легальность поставки алкогольной продукции производства ЛРСУП "Можейково", ООО "РосОпт" отрицает поставку (оборот) алкогольной продукции производства ЛРУСП "Можейково" и исключает возможность представления испрашиваемых документов в связи с их отсутствием.
Судебные инстанции в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, и, установив, что общество незаконно осуществляло реализацию алкогольной продукции без надлежащих документов, подтверждающих легальность оборота спорной алкогольной промышленности, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Суды обоснованно указали, что имея возможность соблюдения требований Закона N 171-ФЗ, общество не предприняло необходимых мер по их соблюдению, не проявило должной степени заботливости и осмотрительности. Документально данный вывод общество не опровергло.
Действуя добросовестно и с должной степенью осмотрительности, общество имело возможность и обязано было проверить информацию относительно соответствия данных, отраженных в декларациях об объеме оборота этилового спирта и товарно-транспортных накладных, сведениям, содержащихся в информационном ресурсе ЕГАИС, доступ к которому общество обязано иметь в силу того, что является профессиональным участником на рынке алкогольной продукции.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства, предъявляемых к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка производства по административному делу.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Суды исследовали вопрос в части изъятия алкогольной продукции, указанной в протоколе ареста от 29.12.2016 и передачи ее для уничтожения. При этом в абзаце 3 резолютивной части судебных актов суды указали: "Алкогольную продукцию, изъятую согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 29.12.2016 N 11-16/937-2, конфисковать (изъять из оборота) и передать эту продукцию для уничтожения или переработки Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит, в том числе, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятая или конфискованная алкогольная продукция, указанная в подпунктах 1 - 3 пункта 1 данной статьи, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027, уничтожение продукции и (или) предметов осуществляется способами, определенными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в присутствии должностного лица (должностных лиц) территориального органа.
Из содержания приказа Росалкогольрегулирования от 14.12.2015 N 424 "О способах уничтожения изъятых, конфискованных по решению суда или обращенных в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции" следует, что уничтожение изъятых, конфискованных по решению суда или обращенных в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сырья и полуфабрикатов осуществляется путем уничтожения на очистных сооружениях либо уничтожение термическим способом (сжигание).
Из анализа указанных норм права следует, что действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено только уничтожение ненадлежащей алкогольной продукции. Указанные нормативные правовые акты не предусматривают возможность утилизации продукции в форме переработки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку при рассмотрении дела судебные инстанции установили фактические обстоятельства, но неправильно применили нормы материального права в части изъятия и передачи продукции для уничтожения, обжалуемые судебные акты подлежат изменению в части абзаца 3 резолютивной части.
В остальной части судебные акты приняты в соответствии с действующим законодательством и установленными по делу обстоятельствами и подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.06.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А61-658/2017 изменить. Абзац 3 резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.06.2017 и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А61-658/2017 изложить в следующей редакции: "Алкогольную продукцию, арестованную по протоколу ареста товаров и иных вещей от 29.12.2016 N 11-16/937-2, изъять из оборота и передать эту продукцию для уничтожения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.