• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2017 г. N Ф08-7609/17 по делу N А53-35112/2015

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суд апелляционной инстанций мог обоснованно заключить о следующем. Поскольку земельный участок относится к публичной собственности, арендная плата по договору аренды, заключенному после введения в действие Земельного кодекса, носит регулируемый характер. Изменение нормативно установленной методики ее расчета постановлением правительства области от 02.03.2015 N 135 повлекло изменение условий договора аренды без внесения в его текст соответствующих изменений и независимо от исполнения арендодателем обязанности по информированию арендаторов о таких изменениях. Оспариваемые уведомления не являются односторонними сделками в смысле, придаваемом этому понятию статьей 153 и пунктом 2 статьи 154 Гражданского кодекса. Они не повлекли каких-либо юридических последствий. Ни пересчет в 2015 году арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, ни ее изменение в связи с утверждением региональным нормативным актом новой методики расчета не могли быть квалифицированы как изменение условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса, а представляли собой исполнение согласованного сторонами условия договора. В силу положений постановления правительства области от 02.03.2015 N 135 (пункт 15 приложения N 2), рыночный размер арендной платы, определенный на основании отчета независимого оценщика об оценке от 24.08.2015 N 64-339-Р/15, мог быть применен не ранее 01.01.2016, а его индексация на установленный региональным законодательством коэффициент инфляции возможна не ранее 01.01.2017. Такой подход соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку ведет к исключению дискриминационных условий. Иное привело бы к неравному положению арендаторов, ранее уплачивавших арендную плату, рассчитанную на основании кадастровой стоимости, и арендаторов, вносивших рыночный размер арендных платежей (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 9707/13, определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558). Возражения относительно применения арендодателем нормативно установленного порядка расчета арендной платы могли быть заявлены арендатором при предъявлении к нему соответствующих требований о взыскании задолженности по договору аренды."