г. Краснодар |
|
31 октября 2017 г. |
Дело N А32-36527/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Монтажно-наладочное управление N 1" корпорации акционерной компании ''Электросевкавмонтаж''" (ИНН 2315119412, ОГРН 1052309131632) - Дузенко Д.Ю. (доверенность от 10.01.2017), от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мостовском районе (ИНН 2342014289, ОГРН 1022304341894) - Шиняевой Н.Н. (доверенность от 09.01.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монтажно-наладочное управление N 1" корпорации акционерной компании ''Электросевкавмонтаж''" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2017 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-36527/2016, установил следующее.
ООО "Монтажно-наладочное управление N 1" корпорации акционерной компании ''Электросевкавмонтаж''" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мостовском районе (далее - пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 23.09.2016 N 033/045/11-2016 в части неисчисленных страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) от 24.07.2009 в размере 1 591 637 рублей 97 копеек, пеней в размере 324 136 рублей 38 копеек и штрафа в размере 318 326 рублей 99 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что вынесенное пенсионным фондом решение от 23.09.2016 N 033/045/11-2016 является законным и обоснованным.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, признать недействительным решение пенсионного фонда от 23.09.2016 N 033/045/11-2016 в части неисчисленных страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 в размере 1 591 637 рублей 97 копеек, пеней в размере 324 136 рублей 38 копеек и штрафа в размере 318 326 рублей 99 копеек, ссылаясь на неверное истолкование норм права; несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Пенсионный фонд в отзыве на кассационную жалобу общества просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в отношении общества пенсионный фонд провел выездную проверку по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов с 01.01.2013 по 31.12.2015 год.
Как установил суд, в штате общества числится должность производителя работ (прораб), который занят на видах работ указанных в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 1 января 2015 года - в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ)). В данной должности в обществе работали в 2013 году - 15 человек, в 2014 году - 15 человек, в 2015 году - 14 человек, что подтверждается табелями учета рабочего времени. Сумму выплат и иных вознаграждений в размере 40 822 824 рублей 41 копейки в отношении данных работников общество не включило в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
По результатам проверки пенсионный фонд составил акт выездной проверки от 02.09.2016 N 033/045/11-2016 и принял решение от 23.09.2016 N 033/045/11-2016 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафа за совершение правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны, в частности, правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу части 1 статьи 58.2 Закона N 212-ФЗ в 2012 - 2014 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в статьях 58 и 58.1 данного Федерального закона, в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов применяются тарифы для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 22%.
Согласно части 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 Закона N 400-ФЗ), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 данной статьи, в 2013 году равные 4%, в 2014 году - 6%, в 2015 году и последующие годы - 9%.
Частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ определено, что для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 данной статьи, в 2013 году равные 2%, в 2014 году - 4%, в 2015 году и последующие годы - 6%.
Из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ следует, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, в том числе мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ указанные лица имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости указанной категории лиц применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по выполняемым работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Пунктом 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ закреплено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 1).
Согласно подразделам 2290000б - 23419 и 2290000б - 24441 "XXVII. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 в указанный перечень включены мастера строительных и монтажных работ, производители работ.
В соответствии с пунктом 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.2996 N 5 "О порядке применения Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются, в частности, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу указанных работников, занимающихся строительными и монтажными работами.
Определение и подтверждение полной занятости (не менее 80 % рабочего времени) работой по конкретной профессии является обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия.
Довод общества о том, что оно не осуществляет строительно-монтажные работы, обоснованно отклонен судебными инстанциями, поскольку опровергается данными Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которому основной вид деятельности общества - производство электромонтажных работ; строительство жилых и нежилых зданий; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; строительство междугородних линий электропередачи и связи; строительство электростанций, производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха; производство прочих строительно-монтажных работ; работы по установке строительных лесов и подмостей; работы по монтажу стальных строительных конструкций; свидетельством от 04.10.2013 N СРО-С-016-00331/4-04102013, выданным саморегулируемой организацией в области строительства; должностными инструкциями производителей работ.
В ходе выездной проверки общества пенсионный фонд выявил, что в 2013 - 2015 годах в пользу работников осуществлялись выплаты за строительно-монтажные работы, которые входят в группу опасности. Данный факт подтверждается трудовыми договорами; табелем учета рабочего времени; должностной инструкцией; сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам; картой аттестации рабочего места по условиям труда; свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; уставом общества.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на то, что прорабы общества не выполняют виды работ с особыми условиями труда, перечисленные в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку надлежаще исследован судом апелляционной инстанции и признан необоснованным.
Суды полно и всесторонне исследовали доводы общества со ссылкой на карты аттестации рабочего места и мотивированно отклонили его, установив, что при аттестации вследствие процедурных нарушений не исследована существенная часть выполняемых обязанностей производителями работ.
На основании анализа указанных норм права и установленных обстоятельств дела суды пришли к правомерному выводу о наличии у общества обязанности по уплате дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. Следовательно, в данном случае общество должно уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении лиц, осуществляющих строительно-монтажные работы.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 по делу N А32-36527/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.2996 N 5 "О порядке применения Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные частью 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются, в частности, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу указанных работников, занимающихся строительными и монтажными работами.
...
Довод кассационной жалобы со ссылкой на то, что прорабы общества не выполняют виды работ с особыми условиями труда, перечисленные в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку надлежаще исследован судом апелляционной инстанции и признан необоснованным.
...
На основании анализа указанных норм права и установленных обстоятельств дела суды пришли к правомерному выводу о наличии у общества обязанности по уплате дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ. Следовательно, в данном случае общество должно уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении лиц, осуществляющих строительно-монтажные работы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 октября 2017 г. N Ф08-8270/17 по делу N А32-36527/2016