г. Краснодар |
|
02 ноября 2017 г. |
Дело N А63-1185/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) - Жариковой А.М. (доверенность от 19.04.2017), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (ИНН 2627801846, ОГРН 1142651019136) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2017 (судья Русанова В.Г.) постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А63-1185/2017, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу, г. Ессентуки (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении ООО "Партнер" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 24.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, суд отказал в удовлетворении заявленного управлением требования. Судебные акты сделали вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса, установив, что лицензия выданная обществу на осуществление розничной продажи алкогольной продукции продлена Комитетом Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (лицензирующий орган) в установленном законом порядке.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды не правильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам. По мнению административного органа, факт оборота (хранения) обществом алкогольной продукции без соответствующей лицензии на дату проведения проверки (12.01.2016) подтвержден материалами дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Общество 26.12.2016 обратилось в комитет с заявлением о продлении срока действия лицензии С N 013290 регистрационный номер 02034618, т. е. в пределах срока, установленного пунктом 17 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ). Ранее установленный срок действия лицензии продлен до 28.12.2017 включительно. Действие указанной лицензии не приостанавливалось и не прекращалось.
Лицензирующий орган отзыв на кассационную жалобу не представил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12.01.2017 в ходе проведения наблюдения и анализа соблюдения обязательных требований приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов", в соответствии с приказом управления от 09.01.2017 N 5 на территории Ставропольского края, в помещении магазина розничной торговли "Продукты", расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Оранжерейная, 10 "В", где осуществляет свою деятельность общество, управление установило факт хранения алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
По результатам осмотра магазина составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.01.2017 N 07-17/16. Протокол содержит сведения об имевшемся на момент проверки в магазине, в котором продаются, в том числе прохладительные напитки и продукты, информационном объявлении о том, что алкоголь временно не продаётся. В ходе осмотра, в отношении имевшейся в магазине алкогольной продукции применена обеспечительная мера в виде ареста в соответствии с протоколом ареста от 12.01.2017 N 07-17/16-1, алкогольная продукция передана на ответственное хранение директору общества.
Согласно объяснениям директора общества от 12.01.2017, продажа алкогольной продукции в магазине временно не производится в связи с находящимся на рассмотрении комитета заявлением (подано 26.12.2016) о продлении срока действия имевшейся у общества лицензии С N 013290 регистрационный номер 02034618.
16 января 2017 года управление составило в отношении общества протокол N 07-17/16-3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 Кодекса и, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса, 30.01.2017 обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали установленные по данному делу фактические обстоятельства, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 3 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции, подлежит лицензированию.
В силу пункта 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет. Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет. Заявление о продлении срока действия лицензии подается не ранее, чем за 90 дней до истечения срока ее действия, в течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае ликвидации лицензиата или в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления лицензиата (часть 2 статьи 20 Закона N 171-ФЗ).
Судебные инстанции установили, что общество 26.12.2016 обратилось в лицензирующий орган с заявлением о продлении срока действия лицензии С N 013290, регистрационный номер 02034618 (срок действия с 29.12.2015 по 28.12.2016 на розничную продажу алкогольной продукции.
На основании распоряжения лицензирующего органа от 26.12.2016 N 1006, последним проведена внеплановая, документарная проверка юридического лица, подавшего заявление о предоставлении (переоформлении, продлении) лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, по итогам которой составлен акт внеплановой документарной проверки от 11.01.2017 N 06-07 согласно которому, в ходе проведения документарной проверки нарушения не выявлены.
18 января 2017 года лицензирующий орган вынес приказ N 15 "О продлении лицензии", которым обществу продлен срок действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции С N 013290, регистрационный номер 02034618 до 28.12.2017 включительно, о чем на лицензии сделана соответствующая запись.
Таким образом, вывод судов о том, что общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением о продлении срока имевшейся у него лицензии С N 013290, регистрационный номер 02034618 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции с соблюдением требований статьи 19 Закона N 171-ФЗ, является правильным.
Закон N 171-ФЗ предусматривает возможность продления срока действия лицензии на продажу алкогольной продукции, при этом процедура продления срока действия лицензии отлична от процедуры выдачи лицензии. Под продлением срока действия лицензии понимается увеличение срока её действия, следовательно, обращаясь с заявлением о продлении срока действия лицензии, общество просило увеличить срок ее действия. Продление срока действия лицензии не предполагает прерывание такого срока.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Суды установили, что действие лицензии С N 013290, регистрационный номер 02034618 не приостанавливалось, не прекращалось, лицензия не была аннулирована в соответствии с положениями статьи 20 Закона N 171-ФЗ и действует непрерывно с 29.12.2015 до 28.12.2017, что также подтверждается внесенными в ЕГРЮЛ сведениями об обществе (л. д. 42, 44, том 1). Данное обстоятельство управление документально не опровергло.
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного управлением требования.
Доводы управления исследованы судебными инстанциями и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.05.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 по делу N А63-1185/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Суды установили, что действие лицензии С N 013290, регистрационный номер 02034618 не приостанавливалось, не прекращалось, лицензия не была аннулирована в соответствии с положениями статьи 20 Закона N 171-ФЗ и действует непрерывно с 29.12.2015 до 28.12.2017, что также подтверждается внесенными в ЕГРЮЛ сведениями об обществе (л. д. 42, 44, том 1). Данное обстоятельство управление документально не опровергло."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2017 г. N Ф08-7776/17 по делу N А63-1185/2017
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7776/17
11.08.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1193/17
24.05.2017 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-1185/17
17.05.2017 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1193/17
12.04.2017 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1193/17