г. Краснодар |
|
20 ноября 2017 г. |
Дело N А53-14603/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (ИНН 6163076085, ОГРН 1056163077849) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "АрхСтройМеханизация" (ИНН 7727578647, ОГРН 1067746682354), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрхСтройМеханизация" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.06.2017 (судья Мезинова Э.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-14603/2017, установил следующее.
Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области (далее - служба) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АрхСтройМеханизация" (далее - общество) к ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа.
Решением суда от 29.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2017, общество привлечено к ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 55 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли многочисленные процессуальные нарушения, допущенные службой при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе составление протокола неуполномоченным лицом и необеспечение представителю общества права участвовать в рассмотрении дела, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать пояснения и заявлять свои возражения. Суды не учли, что в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку обществом как подрядчиком соблюдены все нормы градостроительного законодательства, в то время как возложенные на него предписанием службы обязанности не предусмотрены законом.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служба не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам плановой проверки объекта капитального строительства "Центр культурного развития", расположенного по адресу: Ростовская область, пос. Персиановский, ул. Школьная, 22, служба выявила нарушения требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства и выдала обществу предписание от 28.02.2017 N 11/04-17 об устранении нарушений при строительстве в срок до 03.04.2017.
Общество обратилось в службу с заявлением о продлении срока исполнения предписания от 28.02.2017 N 11/04-17 ввиду невозможности его исполнения в установленный срок.
Служба продлила срок исполнения предписания до 14.04.2017 и на основании распоряжения от 04.04.2017 N 38/ГСН/993 в период с 14.04.2017 по 20.04.2017 провела внеплановую документарную проверку исполнения обществом ранее выданного ему предписания от 28.02.2017 N 11/04-17.
По результатам проверки служба составила акт от 20.04.2017 N 04.02.700-ИП11, где зафиксировала факт невыполнения предписания от 28.02.2017 N 11/04-17 об устранении нарушений, состоящих в следующем: плиты перекрытия на отм. +4,100 и +8,300 в соответствии с проектом не выполнены; акты освидетельствования скрытых работ по строительству внеплощадочных сетей газоснабжения не подписаны представителем лица (ГИП ООО "Строй-Ком"), осуществляющего подготовку проектной документации, - Рыжковым В.Н; не представлены акт монтажа котельной, исполнительные схемы законченного фундамента котельной, акт монтажа ГРПШ, акты по устройству ВЛ 10кВ; не представлены акты о проведении испытаний трубопровода на герметичность и приемки законченного строительством объекта.
Служба составила протокол от 26.04.2017 N 173045, где зафиксировала совершение обществом правонарушения, выразившегося в неисполнении предписания службы от 28.02.2017 N 11/04-17, а именно: выполнить плиты перекрытия на отм. +4,100 и f-8,300 в соответствии с проектом (проект 0358300380215000053-2015-7-КЖ лист 4, 5); оформить акты освидетельствования скрытых работ по строительству внеплощадочных сетей газоснабжения в соответствии с требованиями и подписать всеми лицами, участвующими в освидетельствовании работ; представить отсутствующие акты (акты освидетельствования скрытых работ на монтаж бетонных блоков под котельную, армирование и бетонирование монолитного пояса котельной, акт монтажа котельной, исполнительные схемы котлована, фундамента Ф2 и закопченного фундамента котельной, фундаментов под ГРПШ, монтаж ГРПШ, устройству ограждения ГРПШ, монтажу шаровых кранов, монтажу коверов, устройству футляров под автомобильными дорогами и при пересечении инженерных коммуникаций, прокладке воздушного газопровода от выхода из земли до УУГ, по монтажу информационных столбиков, по устройству фундаментов ДЭС, устройству ВЛ 10 кВ.); проставить даты и подписать представителями генподрядчика и строительного контроля заказчика акт на продувку газопровода; представителями строительного контроля заказчика, представителем эксплуатационной организации подписать акт о проведении испытаний трубопровода на герметичность, подписать акт приемки законченного строительством объекта всеми лицами, участвующими в приемке.
В порядке статей 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служба обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа.
Суды сделали вывод о законности предписания службы от 28.02.2017 N 11/04-17, установлении разумного срока для его исполнения и указали, что неисполнением не признанного в судебном порядке незаконным предписания общество посягает на общественные отношения в сфере порядка управления, не исполняя как застройщик-заказчик обязательные для исполнения указания органа государственного строительного надзора.
Как видно из представленного в материалы дела заявления от 30.03.2017 о продлении срока исполнения предписания службы от 28.02.2017 N 11/04-17 (л. д. 39), общество обязалось выполнить мероприятия, необходимые для устранения выявленных нарушений, не оспаривая их по существу.
Суды установили, что в определенный управлением срок (с учетом его продления по заявлению общества) общество не устранило нарушения, указанные в предписании от 28.02.2017 N 11/04-17, и на основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц и правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам сделали верный вывод о наличии оснований для привлечения общества к ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. Квалифицируемое по части 6 статьи 19.5 Кодекса правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием для устранения выявленных нарушений.
Срок для устранения выявленных нарушений истек 14.04.2017, к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общество привлечено решением суда от 29.06.2017, т. е. в установленный статьей 4.5 Кодекса срок.
Вина общества в совершении правонарушения по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении предписания службы от 28.02.2017 N 11/04-17, подтверждена представленными в материалы дела доказательствами и документально обществом не опровергнута.
Вывод судов о соблюдении порядка и срока привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц; размер назначенного обществу наказания соответствует минимальной санкции части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 26.04.2017 N 173045, протокол составлен в присутствии начальника участка обособленного подразделения общества Гурьева Р.И. (действующего по доверенности от 28.02.2017 N АСМ/27-2017), что помимо уведомления от 20.04.2017 N 38/101/324, дополнительно свидетельствует о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола.
Суды обоснованно отклонили довод общества о допущенных службой процедурных нарушениях, состоящих в необеспечении законному представителю общества Гурьеву Р.И. права на реализацию его полномочий (предоставленных по доверенности от 28.02.2017 N АСМ/27-2017) на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении общества.
Общество не представило суду обоснования того, каким образом нарушены его процессуальные гарантии как привлекаемого к ответственности лица, с учетом того, что по существу дело о привлечении общества к административной ответственности рассмотрено арбитражным судом в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела общество представило суду доказательства, обосновывающие его позицию, возражения на заявление службы о привлечении к административной ответственности, представители общества принимали участие в судебном заседании суда первой инстанции.
Таким образом, обществу обеспечена возможность представления пояснений, возражений и доказательств в поддержание своей позиции по выявленным в ходе проверки нарушениям, предусматривающим ответственность по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества о составлении протокола от 26.04.2017 N 173045 неуполномоченным лицом административного органа не подтвержден документально и подлежит отклонению.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлекли общество к административной ответственности в виде 55 тыс. рублей штрафа за неисполнение предписания службы от 28.02.2017 N 11/04-17.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 по делу N А53-14603/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.