г. Краснодар |
|
07 декабря 2017 г. |
Дело N А32-11740/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от истца - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (ИНН 2310021886, ОГРН 1022301607393) - Кияниченко В.В. (доверенность от 19.07.2017) и Мурадовой Л.К. (доверенность от 19.07.2017), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" (ИНН 2310065315, ОГРН 1022301622650) - Файзрахмановой А.Ф. (доверенность от 11.05.2017), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2017 (судья Купреев Д.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-11740/2017, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - фонд) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" (далее - общество) денежных средств обязательного медицинского страхования в размере 189 051 936 рублей 03 копеек, использованных не по целевому назначению, и 18 905 193 рублей 60 копеек штрафа.
Решением суда от 19.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2017, требования удовлетворены со ссылкой на то, что факт нецелевого использования денежных средств установлен вступившими в законную силу и имеющими преюдициальное значение для настоящего дела судебными актами по делу N А32-26157/2014; фонд обратился в суд с иском о взыскании с общества денежных средств в пределах установленного законом срока исковой давности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды неверно применили нормы материального права и не учли, что срок исковой давности следует исчислять с даты окончания проверки - 18.02.2014 (даты, установленной приказом фонда о проведении проверки). По состоянию на 18.02.2014 фонд располагал сведениями о допущенных обществом нарушениях, однако в арбитражный суд с иском обратился 31.03.2017, т. е. за пределами срока исковой давности. Кроме того, суды не решили вопрос, за счет каких денежных средств должен быть исполнен судебный акт о взыскании с общества денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к отзыву фонд просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и дополнения к жалобе, отзыва и дополнения к отзыву.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 29.11.2017 на 15 часов 15 минут, объявлялся перерыв до 06.12.2017 до 17 часов 00 минут.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва и дополнений к ним, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество включено в перечень юридических лиц, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в Краснодарском крае в 2013 году (Закон Краснодарского края от 11.12.2012 N 2613-КЗ "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"). Фонд, министерство здравоохранения Краснодарского края, общество, страховые медицинские организации, профсоюзные организации Краснодарского края и ряд медицинских учреждений заключили 23.01.2013 Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края. Обществу выделены средства обязательного медицинского страхования на оказание специализированной медицинской помощи методами заместительной почечной терапии.
На основании приказов от 10.01.2014 N 2-П и от 28.01.2014 N 16-П фонд провел внеплановую проверку использования обществом средств обязательного медицинского страхования, по результатам которой составил акт от 15.05.2014, где зафиксировал допущенные обществом финансовые нарушения на общую сумму 231 913 235 рублей 79 копеек, и предъявил обществу требование от 02.07.2014 N 9007/07530-25 о восстановлении использованных не по целевому назначению средств и уплате штрафа.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования фонда от 02.07.2014 N 9007/07530-25.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 по делу N А32-26157/2014, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.11.2016, обществу отказано в удовлетворении заявления; требование фонда признано соответствующим нормам действующего законодательства. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2016 N 308-КГ17-77 обществу отказано в передаче кассационной жалобы по делу N А32-26157/2014 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В связи с тем, что в добровольном порядке общество не исполнило признанное судом законным требование фонда о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, фонд обратился в арбитражный суд для принудительного взыскания с общества этих денежных средств.
Поскольку законность требования фонда от 02.07.2014 N 9007/07530-25 установлена вступившими в законную силу судебными актами, суды верно исходили из того, что факт нецелевого использования обществом денежных средств не подлежит доказыванию вновь в рамках настоящего дела в силу преюдициального характера судебных актов по делу N А32-26157/2014, и обоснованно удовлетворили требования фонда, исходя из следующего.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", зарегистрированным в Минюсте России 26.04.2012 N 23953 утверждены Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение N 1) и Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее - Положение N 2).
Из содержания пунктов 27, 29, 30 Положения N 1 следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, поэтому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования. Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.
Согласно пунктам 23 и 24 Положения N 2 территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями посредством проверок, по результатам которых составляет акт в двух экземплярах, один из которых предоставляется руководителю медицинской организации для ознакомления и подписания не позднее чем за 1 день до окончания срока проверки, определенного приказом территориального фонда о проведении проверки. При этом датой окончания проверки считается дата получения акта руководителем медицинской организации.
Суды проверили и мотивированно отклонили довод общества о пропуске фондом срока исковой давности для взыскания в судебном порядке денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
В силу пункта 23 Положения N 2 датой окончания проведения проверки является дата подписания акта проверки руководителем и членами комиссии (рабочей группы), проводившими проверку, согласно приказу о проведении проверки. В пункте 24 Положения N 2 датой окончания проверки названа дата получения акта руководителем медицинской организации.
Из системного толкования пунктов 23 и 24 Положения N 2 следует, что до постановки утвердительной подписи руководителем контролирующего органа соответствующего документа (в данном случае - акта, на основании которого фонд выставил требование от 02.07.2014 N 9007/07530-25 и впоследствии обратился в арбитражный суд для принудительного взыскания с общества денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению) фонд не мог знать об объеме своего имущественного права, нарушенного обществом, - размере денежных средств, подлежащих взысканию с общества как использованных не по целевому назначению.
Акт проверки датирован 15.05.2014 и содержит подписи руководителя фонда и членов рабочей группы, участвовавших в проверке.
Директором общества и главным бухгалтером общества акт проверки от 15.05.2014 получен 28.05.2014, что подтверждено их подписями.
Таким образом, именно после подписания акта должностным лицом контролирующего органа со стороны фонда возможно официальное заявление об установленном в ходе проверки факте (в данном случае - о нецелевом использовании обществом денежных средств обязательного медицинского страхования) и принятие соответствующих мер по взысканию этих денежных средств, в т. ч. в судебном порядке, а со стороны общества - предметное возражение на акт (и принятые на его основании требования об уплате денежных средств), в т. ч. в судебном порядке.
То обстоятельство, что фонд не представил обществу акт проверки за 1 день до окончания срока проверки, определенного приказом фонда о проведении проверки (18.02.2014), не является основанием для аннулирования результатов работы фонда, проделанной в ходе проверки и зафиксированных в акте, а напротив, дополнительно подтверждает довод фонда о большом объеме полученных от общества документов, проверка которых потребовала значительных временных затрат, в связи с чем акт проверки был составлен лишь 15.05.2014, т. е. с пропуском срока, установленного приказом фонда.
Таким образом, довод общества о том, что о нецелевом использовании обществом денежных средств обязательного медицинского страхования фонд узнал 18.02.2014 (дата окончания контрольных мероприятий, определенная приказом фонда о проведении проверки), и соответственно 19.02.2017 истек срок для обращения фонда в суд за принудительным взысканием денежных средств, подлежит отклонению как не основанный на нормах права и документально не подтвержденный.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как видно из материалов дела, акт проверки датирован 15.05.2014, а согласно отметке Арбитражного суда Краснодарского края на заявлении фонда, с заявлением о взыскании с общества 189 051 936 рублей 03 копеек, использованных не по целевому назначению, и 18 905 193 рублей 60 копеек штрафа фонд обратился в суд 31.03.2017, то есть в рамках предусмотренного законом трехлетнего срока.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования фонда.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по делу N А32-11740/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.