г. Краснодар |
|
13 декабря 2017 г. |
Дело N А15-3758/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Махачкалатеплосервис" (ИНН 0561057820, ОГРН 1080561000761), ответчиков - федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Дагестан" (ИНН 0571001506, ОГРН 112057100978) и Министерства внутренних дел по Республике Дагестан (ИНН 7706074737, ОГРН 1037700029620), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Махачкалатеплосервис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.03.2017 (судья Магомедов Т.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 (судьи Макарова Н.В., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А15-3758/2016, установил следующее.
ОАО "Махачкалатеплосервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Дагестан" (далее - учреждение) и Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее - министерство) о взыскании 2 893 491 рубля 56 копеек, из которых 2 661 370 рублей 35 копеек - основной долг и 232 121 рубль 21 копейка - проценты (уточненные требования).
Решением от 16.03.2017, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017, в иске отказано. Суды исходили из того, что из представленных актов безучетного потребления тепловой энергии от 14.07.2015 и 17.07.2015 невозможно установить, каким образом ответчиком допущено безучетное потребление тепловой энергии. Доказательства каких-либо неправомерных действий потребителя, связанных с организацией работы узла учета тепловой энергии, не представлены, в связи с чем отсутствуют основания для применения к расчетам правил о безучетном потреблении энергии.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что здание учреждения подключено к системе теплоснабжения и потребляет тепловую энергию в отсутствие договора, о чем составлены акты, которые не оспорены. Учреждению предложено оплатить бездоговорное потребление; оно сообщило о готовности его оплатить при поступлении дополнительных денежных средств, тем самым признало бездоговорное потребление. Ответчик в нарушение закона не предоставил доступа к приборам и теплопотребляющим установкам. Суды не учли показания свидетеля Мухадживой Д.А. (работника котельной), которая пояснила, что во время отопительного сезона открывались задвижки, и по подключенным сетям в спорное здание подавалась тепловая энергия.
В отзыве на жалобу министерство указало на законность и обоснованность решения и постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, 04.07.2015 при проверке объектов, подключенных к системе теплоснабжения, по адресу: г. Махачкала, ул. Заманова (ранее - ул. Краснофлотская), 47 "а", выявлено, что в здание учреждения подается тепловая энергия от котельной общества, расположенной по адресу: г. Махачкала, ул. Заманова, 45. Указанное здание принадлежит учреждению, которое не заключило договор с теплоснабжающей организацией, о чем составлен акт обследования от 14.07.2015 и акт о выявлении несанкционированного подключения к тепловым сетям от 17.07.2015.
В связи с выявленными нарушениями истец произвел расчет тепловой энергии за последние три года, задолженность составила 2 661 370 рублей 35 копеек. Истец также начислил также проценты по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
На момент проверки договор теплоснабжения с обществом отсутствовал.
Впоследствии сторонами подписаны договоры теплоснабжения от 01.08.2015 N 152тс/150 на период с 1 августа по 31 декабря 2015 года и договор от 31.12.2016 N 152тс/150 - на 2016 год.
Учреждение пояснило, что спорное здание находится в оперативном управлении министерства, не стоит на балансе учреждения, правоотношения общества и учреждения урегулированы договором с 01.08.2015; доказательства бездоговорного потребления энергии не представлены; трехлетнее бездоговорное потребление не доказано, поскольку общество ранее не проводило проверки и не выявляло фактов бездоговорного потребления. Акт от 14.07.2015 составлен с нарушением требований к его содержанию без указания необходимых сведений о бездоговорном потреблении ответчиком, а также подписан работниками общества - заинтересованными лицами. Учреждение на дату составления актов энергию не потребляло, от заключения договора теплоснабжения не уклонялось. По требованию о взыскании задолженности, рассчитанной за период до 05.08.2013, истцом пропущен срок исковой давности.
Разногласия по наличию задолженности послужили основанием для предъявления обществом иска в суд.
Суды правомерно отказали в иске, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора.
По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 13, пункт 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Согласно статье 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал. Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими. Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года. Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
В качестве доказательства безучетного потребления теплоэнергии общество представило акт обследования от 14.07.2015, акт о несанкционированном (бездоговорном) подключении к тепловым сетям от 14.07.2015 (далее - акт N 1), акт о несанкционированном (бездоговорном) подключении к тепловым сетям от 17.07.2015 (далее - акт N 2) и акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (теплоносителя) от 17.07.2015 (далее - акт N 3).
Из акта обследования видно, что инспектором Рамазановым Ш.М. в присутствии представителя потребителя, обозначенного как УОООП министерства Курбанов Г.И., проведено обследование административного здания по ул. Заманова, 47 "а". Наружный объем здания 8392 куб. м (административное здание 7437 куб. м, пристройка (литера "а") 307 куб. м, разрешительный отдел 648 куб. м); отопление централизованное; горячая вода сезонная, получают в отопительный период; 13 точек водоразбора и 2 душевые. Суды установили, что в акте отсутствуют сведения о доверенности или иных документах, подтверждающих полномочия Курбанова Г.И. на представительство от имени ответчика, а также не указаны данные документов, позволяющие идентифицировать названное лицо.
Из справок, представленных учреждением (от 12.01.2017 N 52) и УОООП министерства (от 19.01.2017 N 20) следует, что Курбанов Г.И. в списках сотрудников с 01.01.2015 не значится. Общество не представило доказательств полномочий указанного лица на участие в составлении акта и проведении обследования от имени ответчика.
Суды указали, что сторонами не оспаривается и свидетельскими показаниями в ходе судебного разбирательства подтверждено, что в июле 2015 года тепловая энергия по трубопроводу от котельной с момента окончания отопительного сезона не поставлялась.
В акте N 1 отмечено несанкционированное (бездоговорное) подключение к тепловым сетям по адресу: по ул. Заманова, 47 "а". Объект - административное здание 2002 года ввода в эксплуатацию. Акт составлен представителями общества Рамазановым Ш.М., Нуралиевым А.З. и Пашаевым П.Б. в присутствии представителя абонента (потребителя) - сотрудника УОООП министерства. В акте указано, что абонент УОООП министерства самовольно, без санкции общества и выдачи соответствующих технических условий, подключился к тепловым сетям общества в точке присоединения. Однако в акте отсутствуют сведения, в каких точках присоединения учреждение самовольно подключилось к тепловым сетям. Акт не подписан представителем потребителя; отсутствуют данные, позволяющие установить сотрудника УОООП министерства, указанного в качестве представителя абонента (потребителя).
Акт N 2 о несанкционированном (бездоговорном) подключении к тепловым сетям аналогичного содержания составлен представителем общества Рамазановым Ш.М.
В качестве представителя потребителя также не указан конкретный сотрудник УОООП министерства; отсутствует подпись представителя потребителя.
В акте N 3 о выявлении бездоговорного (фактического) потребления тепловой энергии (теплоносителя) инспектор Рамазанов Ш.М. указал, что при осмотре помещения по адресу: г. Махачкала, ул. Заманова, 47 "а", установил бездоговорное потребление тепловой энергии (теплоносителя) без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения. Срок устранения бездоговорного потребления - 01.08.2015. В акте указано на то, что Ибрагимов Т.А. и Шамсудинова А.Ш. подтверждают отказ потребителя от подписания акта. Акт подписан инспектором Рамазановым Ш.М. В качестве приложений к нему указаны акт обследования от 14.07.2015 и акт о несанкционированном подключении к тепловым сетям от 17.07.2015.
В суде первой инстанции свидетели Ибрагимов Т.А. и Шамсудинова А.Ш. пояснили, что в их присутствии какому-либо уполномоченному представителю потребителя не предлагалось принять участие в составлении акта. Из акта не видно, в чем состоит бездоговорное (фактическое) потребление тепловой энергии (теплоносителя).
Исследовав и оценив указанные акты, суды пришли к обоснованному выводу о том, что они составлены с нарушением требований к их содержанию и не содержат необходимых сведений о факте бездоговорного потребления ответчиком, а также подписаны в одностороннем порядке. Общество не предоставило в суд доказательств, достоверно подтверждающих факт поставки поставленного ресурса (его отбора, потребления ответчиками). В актах указано количество жителей (240 человек), тогда как здание является нежилым. Дата подключения, характер подключения (место подключения, диаметр подключенного трубопровода и др.), установленное фактическое потребление тепловой энергии во время осмотра не указаны; объем бездоговорного потребления тепловой энергии и его расчет не приведены. Отсутствуют объяснения потребителя и не доказано надлежащее уведомление потребителя о проверке с предложением обеспечить явку уполномоченного представителя.
Отказ представителя потребителя от подписания акта либо отказ от присутствия при его составлении надлежащим образом не удостоверен (в актах отсутствуют соответствующие сведения). Свидетели, указанные в качестве лиц, присутствующих при составлении акта от 17.07.2017, в судебном заседании не подтвердили выявление бездоговорного потребления тепловой энергии, а также приглашение уполномоченного представителя ответчика принять участие в составлении акта и подписать его.
При изложенных обстоятельствах суды правильно отказали в иске.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 16.03.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 по делу N А15-3758/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Махачкалатеплосервис" в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.