г. Краснодар |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А32-40465/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Ивановой Натальи Львовны (ИНН 231201240136, ОГРНИП 304231210400218) - Парсегова А.С. (доверенность от 22.07.2016), в отсутствие представителей заинтересованных лиц: администрации муниципального образования город Краснодар, Управления торговли и бытового обслуживания администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ивановой Н.Л. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2017 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-40465/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Иванова Н.Л. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края о признании незаконными действий администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) в части отказа в предоставлении в аренду без проведения конкурсных процедур (торгов) земельного участка площадью 82 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129060:0001, для временного размещения магазина хозяйственных товаров, расположенного по ул. Российской (напротив жилого дома N 388) в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара и возложении на заинтересованное лицо обязанности по предоставлению данного земельного участка в аренду сроком на три года без проведения конкурсных процедур (торгов).
Требования мотивированы незаконностью отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка площадью 82 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129060:0001 в аренду без проведения конкурсных процедур, нарушающего права предпринимателя, который имеет намерение заключить договор аренды земельного участка на новый срок для использования под объектом мелкорозничной торговли.
Определением от 31.01.2017 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление торговли и бытового обслуживания администрации муниципального образования город Краснодар (далее - управление).
Решением от 11.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.08.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды указали, что существенным обстоятельством является выражение воли арендодателя в письме от 20.07.2015, направленной на прекращение арендных правоотношений по договору аренды от 15.12.2003 N 4300011724. На момент обращения в администрацию заявитель арендатором земельного участка не являлся, названный договор прекращен, право на предоставление земельного участка без торгов у предпринимателя не возникло.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что предприниматель не был надлежащим образом уведомлен о расторжении договора аренды земельного участка от 15.12.2003 N 4300011724.
В материалах дела имеются квитанции, свидетельствующие о получении администрацией от предпринимателя арендных платежей до обращения в суд. На момент подачи заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка договор аренды продолжал свое действие, предприниматель открыто и добросовестно владел объектом аренды, вносил арендную плату. Возражений от арендодателя относительно договорных правоотношений в адрес предпринимателя не поступало. При рассмотрении дела суд незаконно произвел замену ответчика - привлек в дело управление. Документов, подтверждающих полномочия последнего распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, не имеется. Дополнительное соглашение, подтверждающее перемену лиц в договоре аренды от 15.12.2003 N 4300011724, отсутствует.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил. В судебном заседании представитель предпринимателя настаивал на удовлетворении кассационной жалобы. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления от 26.09.2003 N 2516 (т. 1, л. д. 23) администрация (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 15.12.2003 N 4300011724 аренды земельного участка площадью 82 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129060:0001, расположенного в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара по ул. Российской (напротив жилого дома N 388), для временного размещения магазина из облегченных конструкций сроком действия по 26.09.2006. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 18.02.2004 (т. 1, л. д. 10 - 17).
13 сентября 2016 года предприниматель обратился в орган местного самоуправления за предоставлением в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129060:0001 для временного размещения магазина хозяйственных товаров по ул. Российской г. Краснодара, напротив жилого дома N 388 (т. 1, л. д. 32 - 36).
В письме от 04.10.2016 N 31251.26 администрация сообщила обществу о направлении его обращения по подведомственности в управление (т. 1, л. д. 27, 28).
Ответом от 03.11.2016 N 4178/18 управление разъяснило порядок предоставления муниципальной услуги с указанием на возможность приобретения права на размещение на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта после проведения конкурсных процедур (торгов) (т. 1, л. д. 25, 26).
Приведенные действия органов местного самоуправления послужили основанием обращения предпринимателя с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В пункте 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса закреплено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Из указанного следует, что с момента вступления в силу Закона N 381-ФЗ предоставление в аренду земельных участков в целях эксплуатации на них временных торговых павильонов не осуществляется.
Создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и осуществление муниципального земельного контроля отнесены статьями 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа и внутригородского района, а пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" определено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю в отведенных органами исполнительной власти местах.
Пунктами 2, 3 части 2 статьи 1 Закона N 381-ФЗ к целям его применения отнесены развитие торговой деятельности в целях обеспечения доступности товаров для населения, обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих торговую деятельность, а также населения. Закон N 381-ФЗ регулирует отношения, возникающие в том числе между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности. Под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (статья 2 Закона N 381-ФЗ). Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ). Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при ее организации и осуществлении, в силу части 2 статьи 8 Закона N 381-ФЗ, самостоятельно определяют вид торговли (оптовая, розничная торговля), способ торговли (с использованием торговых объектов, без такового), тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный, нестационарный). Статьей 10 Закона N 381-ФЗ определено, что размещение нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках осуществляется в соответствии с разрабатываемой и утверждаемой органом местного самоуправления схемой их размещения. При этом учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Такая схема подлежит официальному опубликованию как муниципальный правовой акт.
Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар" и разработанным в целях создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, размещение нестационарных торговых объектов предписано осуществлять путем проведения соответствующего конкурса, ответственным за проведение и организатором которого назначено управление. При составлении схемы размещения нестационарных торговых объектов учитывается необходимость обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, и достижения установленных субъектом Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов муниципального образования город Краснодар. По результатам конкурса победителю предоставляется право размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой, что оформляется соответствующим договором. В числе документов, содержащих сведения, подтверждающие соответствие заявителя конкурсным условиям, указан согласованный с департаментом архитектуры и градостроительства администрации эскиз (дизайн-проект) нестационарного торгового объекта, являющийся, по сути, предложением по оборудованию нестационарного торгового объекта и прилегающей территории в едином архитектурно-дизайнерском стиле, а также одним из критериев оценки и сопоставления конкурсной заявки. Фактическое размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения, их внешний вид должен соответствовать эскизу (дизайн-проекту).
Системное толкование приведенных нормативных положений позволило судебным инстанциям прийти к правильным выводам о том, что нестационарный торговый объект может быть размещен на публичных землях муниципального образования город Краснодар только при условии его включения в разрабатываемую и утверждаемую органом местного самоуправления схему размещения нестационарных торговых объектов, а право на такое размещение предоставляется по результатам конкурса и оформляется соответствующим договором. Суды правомерно отметили, что для испрашиваемых предпринимателем целей земельные участки в аренду не предоставляются (Законом N 381-ФЗ установлена иная процедура размещения таких объектов на территории муниципального образования - путем заключения договоров на размещение объектов мелко-розничной торговли, которую осуществляет не администрация, а иной уполномоченный орган муниципального образования - управление), о чем предприниматель проинформирован в письме от 04.10.2016 N 31251.26. В свою очередь управление в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" разъяснило заявителю порядок оказания данной муниципальной услуги.
В то же время коллегия окружного суда считает вывод о прекращении арендных отношений сторон не имеющим правового значения в рамках данного дела, исходя из предмета заявленных требований. Обстоятельства, которые позволили судам прийти к такому выводу, надлежащим образом не исследованы. Поэтому вывод о прекращении договора аренды от 15.12.2003 N 4300011724 надлежит исключить из мотивировочной части обжалуемых судебных актов.
В то же время ошибочный вывод судебных инстанций по этому вопросу не привел к принятию неправильных по существу решения и постановления. Суды обеих инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Основания для отмены или изменения решения от 11.05.2017 и постановления апелляционного суда от 25.08.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2017 по деду N А32-40465/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.