г. Краснодар |
|
22 декабря 2017 г. |
Дело N А61-203/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при ведении протокола помощником судьи Курбаковым В.Ю. и участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания от истца - заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания - Габибова Д.Г. (удостоверение), от ответчика - администрации местного самоуправления Луковского сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1510008369, ОГРН 1021500921111) - Стародубцева И.Г. (доверенность от 01.12.2017), Писковацкого М.М. (доверенность от 01.12.2017), от прокуратуры Краснодарского края - Солдатова С.А. (удостоверение), в отсутствие ответчика - индивидуального предпринимателя Вартанова Рафика Лазаревича (ИНН 151003114789, ОГРНИП 304151016000033), третьих лиц: администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1510007380, ОГРН 1021500002556), Кокаевой Регины Арслан-Алиевны, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления Луковского сельского поселения Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.05.2017 (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 (судьи Джамбулатов С.И., Жуков Е.В., Сомов Е.Г.) по делу N А61-203/2017, установил следующее.
Заместитель прокурора Республики Северная Осетия-Алания (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации местного самоуправления Луковского сельского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация сельского поселения) и индивидуальному предпринимателю Вартанову Р.Л. (далее - предприниматель) со следующим требованиями:
- признать недействительным (ничтожным) протокол от 16.03.2016 N 3 заседания конкурсной комиссии по проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:56, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Моздокский район, ст. Луковская, угол ул. Усанова/Фрунзе, у правой межи участка по ул. Усанова, 3а;
- признать недействительным (ничтожным) договор от 21.03.2016 N 13 аренды земельного участка;
- возложить на предпринимателя обязанность возвратить администрации сельского поселения спорный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация района) и Кокаева Р.А.
Решением от 15.06.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 08.08.2017, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что являющийся предметом аукциона земельный участок с кадастровым номером 15:01:26020003:56 содержал недостоверные сведения о местоположении, что свидетельствует о нарушении положений пункта 4 части 21 статьи 39.11 Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Данные нарушения свидетельствуют о недействительности протокола от 16.03.2016 N 3 заседания конкурсной комиссии по проведению торгов на право заключения договора аренды спорного земельного участка и заключенного по его результатам договора аренды.
В порядке последствий недействительности суд возложил на предпринимателя обязанность вернуть администрации сельского поселения спорный участок.
В кассационной жалобе администрации сельского поселения просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что спорный земельный участок относится к земельным участкам государственная собственность на который не разграничена. На момент принятия судом первой инстанции решения распорядительные полномочия в отношении арендуемого земельного участка в на основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" переданы администрации района. Администрация сельского поселения не обладает полномочиями по принятию спорного земельного участка. Истец при подаче искового заявление не выполнил требования части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В судебном заседании представители администрации сельского поселения поддержали доводы кассационной жалобы. Прокурор возражал против отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации района от 18.11.2014 N 1523-3 утверждена схема расположения (проект границ) земельного участка площадью 200 кв. м на землях муниципального образования Луковского сельского поселения, местоположение: Моздокский район, ст. Луковская, угол ул. Усанова/Фрунзе, у правой межи участка по ул. Усанова, 3а.
Постановлением администрации района от 24.12.2014 N 1706-3 утверждена схема расположения (проект границ) земельного участка площадью 200 кв. м на землях муниципального образования Луковского сельского поселения, местоположение: Моздокский район, ст. Луковская, угол ул. Усанова/Фрунзе, у правой межи участка по ул. Усанова, 3а.
25 декабря 2014 года кадастровый инженер Федин С.Г. по заказу администрации района выполнил кадастровые работы и подготовил межевой план на указанный земельный участок (основание - постановления от 18.11.2014 N 1523-3). Согласно заключению согласование границ земельного участка не производилось, местоположение границ смежных земельных участков не уточнялось, акт согласования местоположения границы земельного участка не оформлялся.
Земельному участку, образованному на основании постановления от 18.11.2014 N 1523-3, присвоен кадастровый номер 15:01:26020003:55, который внесен в государственный кадастр недвижимости 25.02.2015.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 25.02.2015 N 15/201/2015-22789 земельный участок расположен по адресу (описание местоположения): Моздокский район, ст. Луковская, угол ул. Усанова/ Фрунзе, у правой межи участка по ул. Усанова, 3а, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (для строительства магазина)", площадь 200+/-5 кв. м, сведения имеют статус временные (дата истечения срока 10.06.2020). Согласно графе 19 межевой план подготовил кадастровый инженер Федин С.Г.
15 апреля 2015 года кадастровый инженер Федин С.Г. по заказу администрации района выполнил кадастровые работы и подготовил межевой план на земельный участок (основание - постановления от 24.12.2014 N 1706-3). Согласно заключению кадастрового инженера согласование границ земельного участка не производилось, местоположение границы 2-1 смежного земельного участка с кадастровым номером 15:01:2602003:53 не переопределялось, ранее согласовано.
Земельному участку, образованному на основании постановления от 24.12.2014 N 1706-3, присвоен кадастровый номер 15:01:26020003:56, который внесен в государственный кадастр недвижимости 09.06.2015. Из кадастровой выписки о земельном участке от 12.08.2016 N 15/201/2016-101967 следует, что он имеет местоположение: Моздокский район, ст. Луковская, угол ул. Усанова/Фрунзе, у правой межи участка по ул. Усанова, 3а, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенной использование "магазины (для строительства магазина)", площадь 200+/-5 кв. м, сведения имеют статус временные (дата истечения срока 10.06.2020). Согласно графе 19 межевой план подготовил кадастровый инженер Федин С.Г.
На основании распоряжения главы администрации сельского поселения от 08.07.2015 N 25 "О проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:55" в газете "Время, события, документы" от 15.07.2015 N 33(2149) опубликовано извещение о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:55 по лоту N 1.
Конкурсная комиссия признала торги по лоту N 1 несостоявшимися и приняла решение о заключении договора с единственным участником торгов Поповым Ю.В. (протокол от 20.08.2015 N 4).
28 августа 2015 года администрация сельского поселения (арендодатель) и Попов Ю.В. (арендатор) заключили договор N 22 аренды земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:55. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.12.2015 по делу N А61-3494/2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016, удовлетворены требования индивидуального предпринимателя Хадарцева И.А. о признании недействительными результатов торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:55 по лоту N 1 и договора от 20.08.2015 N 22 аренды земельного участка, на предпринимателя возложена обязанность возвратить администрации поселения земельный участок.
На основании распоряжения от 19.11.2015 N 39 объявлены торги на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:56 (спорный земельный участок).
28 декабря 2015 года администрация поселения постановлением N 102-З изменила вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:56 на "магазины".
17 февраля 2016 года в газете "Время, события, документы" N 6 (2179) опубликовано извещение о проведении торгов в форме аукциона (лот N 1) на право заключения договора аренды земельного участка площадью земельного участка 200 кв. м с кадастровым номером 15:01:26020003:56, местоположение: Моздокский район, ст. Луковская, угол ул. Усанова/Фрунзе, у правой межи участка по ул. Усанова, 3а, предназначенный для строительства магазина.
Заявки на участие в торгах поданы Кокаевой Р.А.А. и предпринимателем, с которыми заключены соглашения о задатке от 15.03.2016. Указанные лица признаны участниками торгов в форме аукциона (протокол от 16.03.2016).
Победителем признан предприниматель.
21 марта 2016 года администрация сельского поселения (арендодатель) и предприниматель заключили договор N 13 аренды земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:56. Договор зарегистрирован в установленном порядке. Земельный участок передан по акту приема-передачи от 21.03.2016.
Кадастровый инженер Федин С.Г. по заказу администрации сельского поселения выполнил кадастровые работы в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:56 и подготовил межевой план от 30.06.2016. Согласно заключению кадастрового инженера при подготовке аукционной документации на земельные участки с кадастровыми номерами 15:01:26020003:55 и 15:01:26020003:56 перепутаны кадастровые паспорта; вместе с тем остальная информация правильная, в том числе местоположение, разрешенное использование, координаты, что подтверждается постановлением от 18.11.2014 N 1523-3 и схемой расположения. В связи с чем кадастровый инженер просил внести верные сведения о спорном земельном участке в базу государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН).
Из кадастровой выписки от 28.07.2016 N 15/201/2016-94296 земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:55 следует, что в ГКН внесены изменения, смежным земельным участком является земельный участок с кадастровым номером 15:01:26020003:53.
22 сентября 2016 года прокурор Моздокского района Республика Северная Осетия-Алания внес представление N 31-2016/663 об устранении допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с указанием следующих оснований: при выезде на место установлено, что расположение (проект границ) земельного участка, утвержденного постановлением от 24.12.2014 N 1706-3, на местности не соответствует действительности; спорный земельный участок имеет местоположение: Моздокский район, ст. Луковская, угол ул. Усанова/Фрунзе, у правой межи участка по ул. Усанова, 3-м, спорный земельный участок не соприкасается с границами земельного участка по ул. Усанова, 3а (акт осмотра земельного участка от 22.09.2016); при описании местоположения земельного участка допущены нарушения частей 1, 13 и 14 статьи 11.10, статьи 39.2 Земельного кодекса; местоположение спорного земельного участка указано в извещениях о проведении торгов по лоту N 1 в нарушение пункта 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса.
Во исполнение представления от 22.09.2016 N 31 -2016/663 администрация района вынесла постановление от 10.10.2016 N 143-3 о внесении в пункт 1.1 постановление от 24.12.2014 N 1706-3 изменений. Пункт 1 постановления изложен в следующей редакции: утвердить схему расположения (проект границ) земельного участка площадью 200 кв. м на кадастровом плане территории кадастрового квартала 15:01:2602003, на землях муниципального образования Луковское сельское поселение, местоположение: Моздокский район, ст. Луковская, у правой межи участка N 3а, в 40 м на восток от нежилого здания, расположенного в границах участка по ул. Усанова, 3а, категория земель "земли населенных пунктов", вид угодий "прочие земли", вид разрешенного использования "магазины", земельный участок предназначен для строительства магазина.
Истец, полагая, что при проведении торгов нарушены положения пункта 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса (указаны недостоверные сведения о земельном участке), обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов; торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, если были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок (пункт 44 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса).
Требуя признания публичных торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными. Признание торгов недействительными должно привести к восстановлению нарушенных прав и интересов лица, предъявившего соответствующий иск (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11, от 29.01.2013 N 11604/12).
Согласно пункту 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в статьях 39.11 и 39.12 Земельного кодекса.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (пункт 19 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (пункт 20 статьи 39.11 Земельного кодекса).
Требования к содержанию извещения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлены в пункте 21 статьи 39.11 Земельного кодекса.
Указание в извещении о проведении аукциона сведений о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка является обязательным в силу подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что при проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:01:26020003:56 нарушены положения пункта 4 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса, поскольку расположение (проект границ) спорного земельного участка, утвержденное постановлением от 24.12.2014 N 1706-З, на местности не соответствует действительности, спорный участок имеет иное местоположение: Моздокский район, ст. Луковская, угол ул. Усанова/Фрунзе, у правой межи участка по ул. Усанова, 3-м и не соприкасается с границами земельного участка по ул. Усанова, 3а. Нарушение названных положений позволило судебным инстанциям заключить о недействительности проведенного аукциона и заключенного по его результатам договора аренды. В указанной части кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы судов.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у администрации сельского поселения полномочий по принятию спорного земельного участка, отклоняются судом округа, поскольку суд, признав недействительными торги и заключенный по его результатам договор аренды, в порядке реституции (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса) привел стороны оспариваемой сделки в первоначальное положение. Администрация сельского поселения в целях соблюдения части 3 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не лишена возможности передать полномочия по распоряжению спорным участком администрации района.
Указание заявителя на несоблюдении прокурором при обращении в суд с рассматриваемым иском части 5 статьи 4 Кодекса не принимается, поскольку соблюдение досудебного порядка в силу абзаца 4 части 5 статьи 4 Кодекса Российской не требуется.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 31.05.2017 и апелляционного постановления от 23.08.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация сельского поселения (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.05.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу N А61-203/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы подателя жалобы об отсутствии у администрации сельского поселения полномочий по принятию спорного земельного участка, отклоняются судом округа, поскольку суд, признав недействительными торги и заключенный по его результатам договор аренды, в порядке реституции (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса) привел стороны оспариваемой сделки в первоначальное положение. Администрация сельского поселения в целях соблюдения части 3 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не лишена возможности передать полномочия по распоряжению спорным участком администрации района.
Указание заявителя на несоблюдении прокурором при обращении в суд с рассматриваемым иском части 5 статьи 4 Кодекса не принимается, поскольку соблюдение досудебного порядка в силу абзаца 4 части 5 статьи 4 Кодекса Российской не требуется.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 31.05.2017 и апелляционного постановления от 23.08.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2017 г. N Ф08-9574/17 по делу N А61-203/2017