г. Краснодар |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А63-15274/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (ИНН 2635115431, ОГРН 1082635012591), заинтересованного лица - администрации Промышленного района города Ставрополя, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.05.2017 (судья Русанова В.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А63-15274/2016, установил следующее.
ОАО "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Промышленного района города Ставрополя в лице административной комиссии Промышленного района города Ставрополя (далее - административная комиссия) о признании незаконными и отмене постановлений от 26.10.2016 N 1255 -1309 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" (далее - Закон N 20-кз).
Определением от 27.12.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - комитет).
Решением суда от 23.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы доказанностью вмененных правонарушений и соблюдением процедуры привлечения к ответственности.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23.05.2017 и постановление апелляционной инстанции от 31.08.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что в действиях общества отсутствуют события и составы административных правонарушений, а также отсутствует вина в совершении правонарушений, поскольку комитетом в нарушение Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) не выданы обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрутов. Общество ссылается на отсутствие в делах об административных правонарушениях надлежащих доказательств, отсутствие оснований для возбуждения дел об административных правонарушениях в связи с превышением комитетом полномочий на проведение проверок деятельности общества.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании графика проведения совместных мероприятий на 2016 год утвержденных МТУ Ространснадзора по Северо-Кавкозскому федеральному округу, УМВД России по г. Ставрополю, администрацией города Ставрополя и комитетом проведены выездные мероприятия по выявлению незаконных перевозчиков пассажиров и выявлению нарушителей транспортного законодательства перевозчиками пассажиров в городе Ставрополе, в ходе которых установлено, что в нарушение действующего законодательства общество осуществляет эксплуатацию автобусных маршрутов без документов, подтверждающих право осуществления перевозок пассажиров, выданных уполномоченным органом местного самоуправления (отсутствовали карты маршрута регулярных перевозок и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом).
По данному факту комитетом составлены акты от 06.06.2011 и протоколы об административных правонарушениях от 07.09.2016 N 1 - 3, от 08.09.2016 N 4 - 8, от 09.09.2016 N 9 - 25, от 12.09.2016 N 26, 27, от 13.09.2016 N 28 - 35, от 14.09.2016 N 36 - 39, 15.09.2016 N 40 - 44, 26.09.2016 N 45 - 48, от 30.09.2016 N 49 - 52, от 18.10.2016 N 53 - 55.
Названные протоколы по подведомственности направлены в административную комиссию для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Закона N 20-кз.
Постановлениями от 26.10.2016 N 1255 - 1309 административная комиссия признала общество виновным в совершении правонарушений по части 1 статьи 6.3 Закона N 20-кз и назначила наказания в виде 200 тыс. рублей штрафа по каждому постановлению.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановления о назначении административного наказания в арбитражный суд.
На основании правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам и совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, суды правомерно признали законными оспариваемые постановления и отказали обществу в удовлетворении требований. При этом суды правомерно исходили из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ)).
Статьей 14 Закона N 220-ФЗ, предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (часть 8).
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (часть 3).
Согласно статье 28 Закона N 220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки. В карте маршрута указываются, в числе прочего, следующие сведения: регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; вид транспортного средства и класс транспортного средства; срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с названным Законом она выдана на ограниченный срок.
В соответствии с частью 6 статьи 29 Закона N 220-ФЗ действие карт маршрута регулярных перевозок прекращается со дня прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, а в случае, если регулярные перевозки осуществляются в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, со дня прекращения действия данного контракта.
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, которая подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
С учетом названных норм права, судами сделан правильный вывод о том, что общество обязано иметь карту маршрута в силу действующего в спорный момент законодательства, при отсутствии которой оно подлежит привлечению к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 6.3 Закона N 20-кз осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Ставропольском крае без документов, подтверждающих право осуществления указанных перевозок, выданных уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края или уполномоченным органом местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двухсот тысяч рублей.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество в период с августа по октябрь 2016 года осуществляло свою деятельность в нарушение действующего законодательства, а именно эксплуатировало автобусные маршруты 9-М, 55-М, 14, 45-М, 46, 7А, 32А и 20, 6, 17, 18 без документов, подтверждающих право осуществления перевозок пассажиров, выданных уполномоченным органом местного самоуправления - комитетом: карты маршрута регулярных перевозок, свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом. На перевозку пассажиров автомобильным транспортом по данным маршрутам заключен договор между комитетом и Ставропольским муниципальным унитарным троллейбусным предприятием.
Названные действия общества подтверждаются имеющимися в материалах дела протоколами по делам об административных правонарушениях от 07.09.2016 N 1 - 3, от 08.09.2016 N 4 - 8, от 09.09.2016 N 9 - 25, от 12.09.2016 N 26, 27, от 13.09.2016 N 28 - 35, от 14.09.2016 N 36 - 39, 15.09.2016 N 40 - 44, 26.09.2016 N 45 - 48, от 30.09.2016 N 49 - 52, 18.10.2016 N 53 - 55, соответствующими актами о наличии нарушений условий и порядка осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на автобусных маршрутах города Ставрополя N 001-055.
Суды оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц по своему внутреннему убеждению, основанному на полном, всестороннем и объективном их исследовании по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделали не подлежащий переоценке вывод о наличии в действиях общества составов административных правонарушений по части 1 статьи 6.3 Закона 20-КЗ и законности постановлений административной комиссии от 26.10.2016.
Поскольку наличие состава вменяемых обществу правонарушений подтверждено представленными административной комиссией доказательствами, основания для удовлетворения требований общества отсутствовали, суды правомерно отказали в их удовлетворении.
При этом суды правомерно указали, что в соответствии с Положением о комитете, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 15.01.2014 N 79, в функции комитета входит: создание условий для предоставления транспортных услуг населению города Ставрополя в границах города Ставрополя; осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Ставрополя; организация транспортного обслуживания населения города Ставрополя в границах города Ставрополя; организация и проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ставрополя; выдача, переоформление, прекращение или приостановка действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ставрополя; выдача, переоформление карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Ставрополя; ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Ставрополя.
Таким образом, комитет является ответственным за организацию пассажирских перевозок на территории города Ставрополя, следовательно, имеет право контролировать порядок организации маршрутов на территории города Ставрополя и соответственно обязано обеспечить наиболее эффективные способы организации транспортных перевозок по городским маршрутам.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.05.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 по делу N А63-15274/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.