Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 декабря 2017 г. N Ф08-9763/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
31 августа 2017 г. |
Дело N А63-15274/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савченко И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.05.2017 по делу N А63-15274/2016 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению открытого акционерного общества "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (ОГРН 1082635012591)
к администрации Промышленного района г. Ставрополя в лице административной комиссии Промышленного района г. Ставрополя (ОГРН 1022601953978),
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
третье лицо - комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.05.2017 отказано в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Ставропольское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - заявитель, общество) к администрации Промышленного района г. Ставрополя в лице административной комиссии Промышленного района (далее - административная комиссия) об оспаривании постановлений от 26.10.2016 NN 1255-1309 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" (далее - Закон N 20-кз). Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения и соблюдение процедуры привлечения к ответственности.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель ссылается на отсутствие события и состава вмененного административного правонарушения, отсутствие вины в совершении правонарушения, поскольку комитетом в нарушение Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) не выданы обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрутов; общество ссылается на отсутствие в делах об административных правонарушениях надлежащих доказательств, отсутствие оснований для возбуждения дел об административных правонарушениях в связи с превышением комитетом полномочий на проведение проверок деятельности общества.
В отзыве административная комиссия возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом. При этом суд отклоняет ходатайство общества об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с невозможностью обеспечить явку (телефонограмма). Ходатайство об отложении судебного заседания рассмотрено судом и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Положением о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 15.01.2014 N 79, в функции комитета входит: создание условий для предоставления транспортных услуг населению города Ставрополя в границах города Ставрополя; осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Ставрополя; организация транспортного обслуживания населения города Ставрополя в границах города Ставрополя; организация и проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ставрополя; выдача, переоформление, прекращение или приостановка действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Ставрополя; выдача, переоформление карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Ставрополя; ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории города Ставрополя.
Таким образом, комитет является ответственным за организацию пассажирских перевозок на территории города Ставрополя, следовательно, имеет право контролировать порядок организации маршрутов на территории города Ставрополя и соответственно обязано обеспечить наиболее эффективные способы организации транспортных перевозок по городским маршрутам.
На основании графика проведения совместных мероприятий на 2016 год, утвержденных заместителем начальника МТУ Ространснадзора по СК ФО, начальником УМВД России по г. Ставрополю, заместителем главы администрации города Ставрополя руководителем комитета городского хозяйства, вышеуказанными ведомствами проведены выездные мероприятия по выявлению незаконных перевозчиков пассажиров и выявлению нарушителей транспортного законодательства перевозчиками пассажиров в городе Ставрополе.
В ходе проведения выездных мероприятий по выявлению незаконных перевозчиков пассажиров, установлено, что общество осуществляет свою деятельность в нарушение действующего законодательства, а именно, осуществляет эксплуатацию автобусных маршрутов без документов, подтверждающих право осуществления перевозок пассажиров, выданных уполномоченным органом местного самоуправления (карты маршрута регулярных перевозок и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом отсутствовали), о чем были составлены соответствующие акты (N N 001-055), перевозчиком было определено общество, перевозки осуществлялись автобусами различных марок, водителями были определены физические лица, которые предоставили пронумерованные путевые листы автобусов, выданные обществом с его печатью на путевом листе.
Специалисты комитета вправе составлять протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьями 2.4, 4.1- 4.6, 4.8, 4.9, 4.10, 4.11, 4.12, 6.1-6.3, 7.1 и 7.6 Закона N 20-кз и приказа комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя от 25.04.2016 N 104 "О наделении должностных лиц комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях".
Выявленные нарушения явились в соответствии с частью 1 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) статьи основаниями для составления в отношении общества протоколов по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Закона N 20-кз.
В отношении общества при участии его законного представителя генерального директора Сапроненко Ю.В. комитетом были составлены протоколы от 07.09.2016 N N 1-3, от 08.09.2016 NN 4-8, от 09.09.2016 NN 9-25, от 12.09.2016 NN 26,27, от 13.09.2016 NN 28-35, от 14.09.2016 NN 36-39, 15.09.2016 NN 40-44, 26.09.2016 NN 45-48, от 30.09.2016 NN 49-52, 18.10.2016 NN 53-55.
Названные протоколы по подведомственности были направлены в административную комиссию для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Закона N 20-кз.
Постановлениями от 26.10.2016 N N 1255-1309 административная комиссия признала общество виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Закона N 20-кз с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей по каждому постановлению.
Посчитав вынесенные административной комиссией постановления незаконными и подлежащими отмене, общество обжаловало их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются Законом N 220-ФЗ, вступившего в силу со дня его официального опубликования (14.04.2015), за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Статьей 14 Закона N 220-ФЗ, устанавливающей организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам, предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта (часть 8).
Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам предусмотрена статьей 17 Закона N 220-ФЗ, в соответствии с которой право осуществления регулярных перевозок по таким тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2).
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута (часть 3).
Согласно статье 28 Закона N 220-ФЗ бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки. В карте маршрута указываются, в числе прочего, следующие сведения: - регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок; - наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; - наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту; - вид транспортного средства и класс транспортного средства; - срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок.
Если карта маршрута регулярных перевозок выдается одному из участников договора простого товарищества, то сведения, предусмотренные пунктом 6 части 4 данной статьи, указываются в отношении каждого участника договора простого товарищества.
В соответствии с частью 6 статьи 29 Закона N 220-ФЗ действие карт маршрута регулярных перевозок прекращается со дня прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, а в случае, если регулярные перевозки осуществляются в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, со дня прекращения действия данного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Статьей 42 названного Федерального закона предусмотрено, что статьи 4 - 32, 36 - 38 вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней, а статьи 33 - 35, 40 - по истечении одного года после дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ.
Более того наряду с изложенным законодатель в статье 39 Закона N 220-ФЗ установил переходные положения, направленные на обеспечение реализации названного Федерального закона, в том числе: - в течение тридцати дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона (часть 1); - по истечении тридцати дней и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган организуют проверку указанных в части 1 данной статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры (часть 2); - до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган выдает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ (часть 3).
Согласно части 10 статьи 39 Закона N 220-ФЗ в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями данного Закона. До приведения в соответствие с положениями названного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей Закону N 220-ФЗ.
Из анализа приведенных положений судом установлено, что с 15.07.2016 карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, которая подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, карта маршрута это тот документ, который лицо, осуществляющее перевозку, должно иметь в силу действующего в настоящее время законодательства и при отсутствии которого оно может быть привлечено к административной ответственности.
При этом в силу части 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ данный документ должен в обязательном порядке находиться у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Из материалов административных дела установлено, что общество в период с августа по октябрь 2016 года осуществляло свою деятельность в нарушение действующего законодательства, а именно эксплуатировало автобусные маршруты без документов, подтверждающих право осуществления перевозок пассажиров, выданных уполномоченным органом местного самоуправления - комитетом, договора, заключенного с администрацией города Ставрополя, а именно: карты маршрута регулярных перевозок, свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом вопреки имеющемся договорам между комитетом и Ставропольским муниципальным унитарным троллейбусным предприятием на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам 9-М, 55-М, 14, 45-М, 46, 7А, 32А и 20, 6, 17, 18.
Названные действия общества подтверждаются протоколами по делам об административных правонарушениях от 07.09.2016 N N 1-3, от 08.09.2016 NN 4-8, от 09.09.2016 NN 9-25, от 12.09.2016 NN 26,27, от 13.09.2016 NN 28-35, от 14.09.2016 NN 36-39, 15.09.2016 NN 40-44, 26.09.2016 NN 45-48, от 30.09.2016 NN 49-52, 18.10.2016 NN 53-55, соответствующими актами о наличии нарушений условий и порядка осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на автобусных маршрутах города Ставрополя NN 001-055.
Согласно части 1 статьи 6.3 Закона N 20-кз осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Ставропольском крае без документов, подтверждающих право осуществления указанных перевозок, выданных уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края или уполномоченным органом местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей; на должностных лиц - сорока тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
В этой связи апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Закона N 20-кз, и отклоняет соответствующий довод апелляционной жалобы.
Процессуальных нарушений прав заявителя при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Следовательно, постановления о привлечении к административной ответственности общества законы и обоснованы, вынесены в пределах административных санкций, предусмотренных Законом N 20-кз и сроков, предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.05.2017 по делу N А63-15274/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15274/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 декабря 2017 г. N Ф08-9763/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "СТАВРОПОЛЬСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ N1"
Ответчик: Административная комиссия Промышленного района муниципального образования г. Ставрополя
Третье лицо: Комитет городского хозяйства Администрации г. Ставрополя, Горбенко Вячеслав Евгеньевич