г. Краснодар |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А32-45031/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.С. (доверенность от 15.12.2016), в отсутствие заявителя - акционерного общества фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева (ИНН 2328000083, ОГРН 1022303554635), третьих лиц - администрации муниципального образования Староминской район, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, сельскохозяйственного закрытого акционерного общества "Зарница", общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал" в лице филиала "Ейский групповой водопровод", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2017 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 (судьи Соловьева М.В., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-45031/2016, установил следующее.
АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным содержащийся в письме от 02.09.2016 N 52-23690/16-32.20 отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 4 092 234 кв. м с кадастровым номером 23:28:0507002:27, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет", секция 19, контур 27, секция 25, контуры 29, 33, 36, 40, 43, 30, 56 и 38; земельного участка площадью 30 647 кв. м с кадастровым номером, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет"; земельного участка площадью 36 923 кв. м с кадастровым номером 23:28:0507002:42, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет"; земельного участка площадью 29 939 кв. м с кадастровым номером 23:28:0507002:43, расположенного по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет"; земельного участка площадью 36 972 кв. м с кадастровым номером 23:28:0507002:44, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет"; земельного участка площадью 14 444 кв. м с кадастровым номером 23:28:0507002:45, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет"; земельного участка площадью 34 022 кв. м с кадастровым номером 23:28:0507002:46, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет"; земельного участка площадью 38 124 кв. м с кадастровым номером 23:28:0507002:47, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет"; земельного участка площадью 28 655 кв. м с кадастровым номером 23:28:0507002:48, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет" и земельного участка площадью 25 142 кв. м с кадастровым номером 23:28:0507002:49, расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- возложить на департамент обязанность принять решение о предоставлении в собственность за плату указанных земельных участков путем направления в адрес общества договора купли-продажи течении 10 дней с момента вступления решения в силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Староминской район (далее - администрация), Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, СЗАО "Зарница" и ООО "Югводоканал" в лице филиала "Ейский групповой водопровод".
Решением от 22.05.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 30.08.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что на земельном участке с кадастровым номером 23:28:0507002:27 находится водный объект - балка Мурого и по результатам измерений граница земельного участка находится в пределах береговой полосы водного объекта, что подтверждается актом обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 06.03.2017. В деле отсутствуют доказательства использования обществом в целях ведения сельскохозяйственного производства части участков с кадастровыми номерами 23:28:0507002:41, 23:28:0507002:42, 23:28:0507002:43, 23:28:0507002:44, 23:28:0507002:45, 23:28:0507002:46, 23:28:0507002:47, 23:28:0507002:48, 23:28:0507002:49, с находящимися на них лесополосами, не относящимися к пашне. В границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0507002:41 и 23:28:0507002:45 проходит существующий водопровод высокого давления МВ-1. Наличие указанных препятствий исключает возможность признания оспариваемого отказа незаконным.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что владеет спорными земельными участками на основании договора аренды от 05.01.2000 N 8 (N 8828000041) продленного на основании дополнительного соглашения от 12.08.2013. Факт надлежащего использования подтверждается актами обследования земельных участков ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" за 2014 и 2015 годы, которые не содержат указания на ограничения в использовании земельных участков. Вывод судов о том, что на земельном участке с кадастровым номером 23:28:0507002:27 находится водный объект - балка Мурого и по результатам измерений граница земельного участка находится в пределах береговой полосы водного объекта, является ошибочным. Суды не учли, что указанный земельный участок включает в себя два обособленных участка, границы которых нуждаются в уточнении. Отказ в проведении экспертизы лишил заявителя права на судебную защиту. Ссылка судов на акт ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 06.03.2017 несостоятельна, поскольку данный документ является ненадлежащим доказательством (не содержит информации об измерительном приборе, сертификате и документах, подтверждающих поверку). Иные земельные участки заявитель использует в соответствии с целевым назначением.
В судебном заседании представитель департамента возражал против отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, земельные участки с кадастровыми номерами 23:28:0507002:27, 23:28:0507002:41, 23:28:0507002:42, 23:28:0507002:43, 23:28:0507002:44, 23:28:0507002:45, 23:28:0507002:46, 23:28:0507002:47, 23:28:0507002:48 и 23:28:0507002:49 принадлежат на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю.
Спорные земельные участки переданы в аренду СЗАО "Зарница" (правопредшественнику ЗАО "Староминское", присоединившегося к последнему в 2009 году на основании договора о присоединении от 03.11.2009 и передавшего свои права по договору аренды правопреемнику).
В соответствии дополнительным соглашением от 12.08.2013 договор аренды от 05.01.2000 N 8 продлен до 06.12.2023, номер договора изменен на N 8828000041.
ЗАО "Староминское" оформило свои права как универсального правопреемника на спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края.
02 октября 2014 года ЗАО "Староминское" прекратило свою деятельность путем присоединения к обществу.
В августе 2016 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0507002:27, 23:28:0507002:41, 23:28:0507002:42, 23:28:0507002:43, 23:28:0507002:44, 23:28:0507002:45, 23:28:0507002:46, 23:28:0507002:47, 23:28:0507002:48 и 23:28:0507002:49.
В письме от 02.09.2016 N 52-23690/16-32.20 департамент отказал обществу в выкупе испрашиваемых земельных участков. Отказ мотивирован тем, что дополнительное соглашение от 12.08.2016 является ничтожной сделки, поскольку на момент его подписания администрация не обладала полномочиями на заключение соглашений об изменении срока действия договора аренды. На земельном участке с кадастровым номером 23:28:0507002:27 находятся: болота на площади 5,5 га, дороги на площади 1,2 га, водный объект - балка Мурого; по результатам измерений граница земельного участка находится в пределах береговой полосы водного объекта. Через земельные участки с кадастровыми номерами 23:28:0507002:41 и 23:28:0507002:45 проходит существующий водопровод высокого давления МВ-1.
Общество, полагая, что отказ в предоставлении участков в собственность не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действующей с 01.03.2015) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
В соответствии с абзацем первым статьи 21 Закона N 532-КЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения крестьянского хозяйства с заявлением о выкупе) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи (абзац второй статьи 21 Закона N 532-КЗ).
Исключение составляет ряд случаев, один из которых - выкуп земельного участка, переданного в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования земельного участка. При этом заявление о заключении договора купли-продажи должно быть подано заинтересованным лицом до дня истечения срока договора аренды земельного участка (абзац шестой статьи 21 Закона N 532-КЗ). Расчет срока аренды земельного участка в настоящей статье предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором. Окончанием действия договора аренды земельного участка является дата погашения записи в ЕГРП об аренде такого земельного участка (абзац десятый статьи 21 Закона N 532-КЗ).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе, если испрашиваемый участок ограничен в обороте (пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что испрашиваемые обществом земельные участки с кадастровыми номерами 23:28:0507002:41, 23:28:0507002:42, 23:28:0507002:43, 23:28:0507002:44, 23:28:0507002:45, 23:28:0507002:46, 23:28:0507002:47, 23:28:0507002:48, 23:28:0507002:49 частично заняты лесополосами, не относящимися к пашне, которые в целях ведения сельскохозяйственного производства не могут использоваться. Кроме того, по земельным участкам с кадастровыми номерами 23:28:0507002:41 и 23:28:0507002:45 проходит существующий водопровод высокого давления МВ-1. Доказательства, опровергающие данный вывод, не представлены.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (далее - Водный кодекс).
В силу пункта 6 статьи 6 Водного кодекса полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 м, составляет 5 м.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (пункт 8 статьи 6 Водного кодекса).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 23.09.2015 N 305-ЭС15-4893 указал следующее. Ограничиваются в обороте находящиеся в публичной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты. Запрещается также приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования. Ограничение выкупа земельных участков, в границах которого установлены водоохранные зоны, действующим земельным законодательством не установлены.
Исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств позволила судам установить, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:28:0507002:27 находится водный объект - балка Мурого и по результатам промеров расстояние от границ пахотного участка до уреза воды составляет от 1,6 до 2,5 метров (акт обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 06.03.2017).
Кроме того, в оспариваемом отказе департамент указал, что дополнительное соглашение от 12.08.2016 является ничтожной сделки, поскольку на момент его подписания администрация не обладала полномочиями на заключение соглашений об изменении срока действия договора. Доказательства опровергающий данный вывод, а также, подтверждающие соблюдение установленного в названный период порядка подписания договора аренды, в кассационной жалобе общество не приводит. Кроме того, права и обязанности арендатора испрашиваемых земельных участков общество приобрело в октябре 2014 года. Названный в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса трехлетний срок с момента передачи заявителю соответствующих прав на момент обращения в департамент не истек, что исключало возможность признания оспариваемого отказа незаконным (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 06.06.2017 и апелляционного постановления от 30.08.2017 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2017 по делу N А32-45031/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.