Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф08-9172/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2017 г. |
дело N А32-45031/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от АО фирмы "Агрокомплекс" им.Н.И. Ткачева: представитель по доверенности от 01.04.2017 N 245 Ломакин С.В., паспорт;
экспертиз
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель по доверенности от 15.12.2016 Прочко Е.П., удостоверение;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им.Н.И. Ткачева на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2017 по делу N А32-45031/2016, принятое судьей Семушиным А.В., по заявлению акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им.Н.И. Ткачева к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования Староминской район, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, сельскохозяйственного закрытого акционерного общества "Зарница", общества с ограниченной ответственностью "Югводоканал" филиал "Ейский групповой водопровод" о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, обязании принять решение,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество фирма "Агрокомплекс" ИМ. Н.И. Ткачева (далее - заявитель, АО фирма "Агрокомплекс" ИМ. Н.И. Ткачева, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными и с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований, удовлетворенного определением суда от 13.02.2017, просит следующее:
признать действие департамента имущественных отношений Краснодарского края выразившееся в отказе исх. N 52-23690/16-32.20 от 02.09.2016 в предоставлении государственной услуги о предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов и заключении договора купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения:
- кадастровый номер 23:28:0507002:27 площадью 4092234 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет", секция 19, контур 27, секция 25, контур 29,33.36,40,43,30,56,38;
- кадастровый номер 23:28:0507002:41 площадью 30647 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:42 площадью 36923 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:43 площадью 29939 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:44 площадью 36972 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:45 площадью 14444 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:46 площадью 34022 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:47 площадью 38124 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:48 площадью 28655 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:49 площадью 25142 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет", незаконными,
и обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева, путем направления в адрес АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева договора купли-продажи течении 10 дней с момента вступления решения в силу на следующие земельные участки сельскохозяйственного назначения:
- кадастровый номер 23:28:0507002:27 площадью 4092234 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет", секция 19, контур 27, секция 25, контур 29,33.36,40,43,30,56,38;
- кадастровый номер 23:28:0507002:41 площадью 30647 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:42 площадью 36923 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:43 площадью 29939 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:44 площадью 36972 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:45 площадью 14444 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:46 площадью 34022 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:47 площадью 38124 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:48 площадью 28655 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:49 площадью 25142 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что земельные участки с установленным видом разрешенного использования не предполагают реализацию права выкупа по правилам подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество Фирма "Агрокомплекс" ИМ. Н.И. Ткачева обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования, полагает, что отказ департамент имущественных отношений Краснодарского края исх. N 52-23690/16-32.20 от 02.09.2016 г. не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева, а также незаконно создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности общества.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу департамент просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО фирмы "Агрокомплекс" им.Н.И. Ткачева заявил ходатайство о проведении экспертизы, представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
В силу части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что представленные доказательства являются достаточными для выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела. Обстоятельства, которые согласно заявлению общества могут быть установлены в результате проведения экспертизы, подтверждаются иными доказательствами, объем и содержание которых признается судом достаточным для разрешения спора по существу.
В соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение и проведение экспертизы находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу, и является правом, а не обязанностью суда. Назначение экспертизы является не единственной мерой, направленной на проверку достоверности доказательств, в связи с этим суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства о назначении экспертизы.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель акционерного общества фирмы "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края возражал по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:28:0507002:27, 23:28:0507002:41, 23:28:0507002:42, 23:28:0507002:43, 23:28:0507002:44, 23:28:0507002:45, 23:28:0507002:46, 23:28:0507002:47, 23:28:0507002:48, 23:28:0507002:49 закреплены на праве собственности за субъектом РФ - Краснодарским краем.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не был отражен факт реорганизации СЗАО "Зарница" к ЗАО "Староминское", что подтверждается документами и оформление права, как универсального правопреемника.
Из решения суда первой инстанции следует, что спорные земельные участки были переданы в аренду СЗАО "Зарница" правопредшественнику ЗАО "Староминское", присоединившегося к последнему в 2009 году на основании договора о присоединении от 03.11.2019 г. и передавшего свои права по договору аренды правопреемнику. Договор аренды N 8 от 05.01.2000 был продлен в 2013 году дополнительным соглашением от 12.08.2013 г., в соответствии с которым стал именоваться договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 05.01.2000 N 8828000041 со сроком действия до 06.12.2023.
ЗАО "Староминское" оформило свои права как универсального правопреемника на спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения находящиеся в государственной собственности Краснодарского края кадастровый номер 23:28:0507002:27, 23:28:0507002:41, 23:28:0507002:42, 23:28:0507002:43, 23:28:0507002:44, 23:28:0507002:45, 23:28:0507002:46, 23:28:0507002:47, 23:28:0507002:48, 23:28:0507002:49.
02.10.2014 ЗАО "Староминское" прекратило свою деятельность путем присоединения к АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева и регистрация права была осуществлена на АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева.
АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату, без проведения торгов следующих земельных участков:
* кадастровый номер 23:28:0507002:27 площадью 40922 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет", секция 19, контур 27, секция 25, контур 29,33.36,40,43,30,56,38;
* кадастровый номер 23:28:0507002:41 площадью 30647 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:42 площадью 36923 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:43 площадью 29939 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:44 площадью 36972 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:45 площадью 14444 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:46 площадью 34022 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:47 площадью 38124 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
* кадастровый номер 23:28:0507002:48 площадью 28655 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет";
- кадастровый номер 23:28:0507002:49 площадью 25142 кв.м., расположен по адресу Краснодарский край, Староминский район, в границах ЗАО "Рассвет".
Департамент письмом исх. N 52-23690/16-32.20 от 02.09.2016 отказал АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева в выкупе земельных участках.
Заявитель не согласный с указанным решением обратился в суд с заявленными требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого требования необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, арбитражный суд устанавливает соответствие ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в действующей в спорный период редакции) предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим лицом при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Ранее пункт 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ устанавливал норму, согласно которой переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм законов Российской Федерации и Краснодарского края, гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345) Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Департамент осуществляет реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации.
Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки.
Заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов (принимает решение об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута), соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении (об отказе в перераспределении) земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3.10.3. Положения).
В рамках настоящего дела рассматриваются требования о выкупе земельных участках с кадастровыми номерами 23:28:0507002:27, 23:28:0507002:41, 23:28:0507002:42, 23:28:0507002:43, 23:28:0507002:44, 23:28:0507002:45, 23:28:0507002:46, 23:28:0507002:47, 23:28:0507002:48, 23:28:0507002:49.
Так, земельный участок с кадастровым номером 23:28:0507002:27 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, земельный участок состоит из двух обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0507002:37, 23:28:0507002:38.
Основанием отказа предоставления в собственность указанного земельного участка явились расположенные на земельном участке болота на площади 5,5 га, дороги на площади 1,2 га, водный объект - балка Мурого и по результатам промеров граница земельного участка находится в пределах береговой полосы водного объекта.
Кроме того департамент ссылается на ничтожность дополнительного соглашения, в связи с чем не подтверждено право аренды на спорный участок.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что отказ суда первой инстанции о назначении судебной экспертизы для уточнения границ на местности, а также подтверждения нахождения береговых полос водного объекта, лишил общества права на судебную защиту, по следующим основаниям.
Суд апелляционной инстанции установил, что в ходе судебного разбирательства суд первой инстанции поручил провести осмотр спорного земельного участка, указанная информация подтверждена ГКУ КК "Кубаньземконтроль" и отражена в акте осмотра.
Как следует из акта осмотра, в границах земельного участка с южной стороны расположена балка Мурого, по результатам промеров расстояние от границ пахотного участка до уреза воды составляет от 1,6 до 2,5 метров.
В соответствии с пунктом 1 и абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Из сферы действия названного закона изъяты земельные участки, указанные в части 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
В силу абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат приватизации земельные участки в составе земель водоохранного и санитарно-защитного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты, подземные водные объекты.
Водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (части 2, 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу). Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 1 части 1, пункт 2 части 2 статьи 5, части 1, 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации). Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров (часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что при наличии водных объектов на земельном участке его переход в частную собственность не возможен.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не возможно отчуждение земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0507002:41, 23:28:0507002:42, 23:28:0507002:43, 23:28:0507002:44, 23:28:0507002:45, 23:28:0507002:46, 23:28:0507002:47, 23:28:0507002:48, 23:28:0507002:49, указал, что земли под полезащитными лесными полосами относятся к мелиоративной системе, представляющей из себя защитные леса.
Судебная коллегия принимает довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отнес земли под полезащитными лесными полосами к мелиоративной системе, представляющей из себя защитные леса, по следующим основаниям.
Указанные земельные участки относятся к категории - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - земли под полезащитными лесными полосами.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями статей 77, 78 ЗК РФ.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья -пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
Доказательств отнесения земель под полезащитными лесными полосами к мелиоративной системе в судебное дело не представлено.
Однако, в деле отсутствуют доказательства использования обществом в целях ведения сельскохозяйственного производства части участков с кадастровыми номерами 23:28:0507002:41, 23:28:0507002:42, 23:28:0507002:43, 23:28:0507002:44, 23:28:0507002:45, 23:28:0507002:46, 23:28:0507002:47, 23:28:0507002:48, 23:28:0507002:49, с находящимися на них лесополосами, не относящимися к пашне.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что не представлено доказательство третьим лицом ООО "Югводоканал" филиал "Ейский групповой водопровод" о праве собственности или ином праве водопровода, по следующему основанию.
В письме Департамента от 02.09.2016 указано, что департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 23.08.2016 N 71-9629/16-04-01 сообщил, что через земельные участки с кадастровыми номерами: 23:28:0507002:41, 23:28:0507002:45 проходит существующий водопровод высокого давления МВ-1.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.06.2014 N 1380-О указал, что пункты 1 и 3 статьи 37 Земельного кодекса направлены на определение того, какие земельные участки могут быть объектом купли-продажи, и достоверное информирование покупателя об объекте купли-продажи при продаже земельных участков.
Таким образом, устранение в установленном законом порядке недостатков, препятствующих передаче в собственность хозяйству спорного земельного участка, должно предшествовать принятию решения о передаче земельного участка в собственность и заключению договора его купли-продажи, поскольку в результате осуществления соответствующих работ уникальные характеристики земельных участков с кадастровыми номерами (местоположение границ и площадь) изменятся.
На основании изложенного, судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2017 по делу N А32-45031/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45031/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф08-9172/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И.Ткачева, АО ФИРМА "АГРОКОМПЛЕКС" ИМ.Н.И.ТКАЧЕВА
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования Староминский район, Администрация муниципального образования Староминского района, ЗАО Сельскохозяйственное "Зарница", Кубанское бассейновое водное управление Федерального Агентства водных ресурсов, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, Министерство природных ресурсов, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ООО "Югводоканал" филиал "Ейский групповой водопровод", СЗАО Зарница, ТУ Федерального агенства по управлеию государственным имуществом по Краснодарскому краю, ООО "ЮГВОДОКАНАЛ"