г. Краснодар |
|
29 декабря 2017 г. |
Дело N А32-1324/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского (фермерского) хозяйства "Муску" (ИНН 2332001474, ОГРН 1022303883030) - Муску В.И. (паспорт), Цапенко Д.В. (доверенность от 29.07.2016), Гильштейна С.В. (доверенность от 16.06.2017), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Охрименко М.М. (доверенность от 13.06.2017), в отсутствие представителей третьего лица - администрации муниципального образования Кавказский район, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Муску" и Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2017 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 (судьи Еремина О.А., Величко М.Г., Пономарева И.В.) по делу N А32-1324/2017, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Муску" Муску В.И. (далее - крестьянское хозяйство) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), выраженного в письмах от 15.11.2016 N 52-32616/16-32-20, 16.11.2016 N 52-32879/16-32-20, 26.12.2016 N 52-38465/16-32-20, в предоставлении заявителю в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 23:09:0601001:6, общей площадью 95 698 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Краснодарский край, Кавказский район в границах ЗАО "им М. Горького" (участок N 124-2). Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)"; с кадастровым номером 23:09:0501002:20, общей площадью 99 398,09 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Краснодарский край, Кавказский район в границах СПК "Дмитриевский" (участок N 39). Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)"; с кадастровым номером 23:09:0601001:7, общей площадью 72 901 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Краснодарский край, Кавказский район в границах ЗАО "им М. Горького" (участок N 124-1). Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)"; возложении на департамент обязанности принять решение о предоставлении крестьянскому хозяйству в собственность за плату названных участков.
Заявление мотивировано тем, что отказ департамента не соответствует положениям статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Отказ уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в приобретении права собственности на данные земельные участки нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Кавказский район (далее - администрация района).
Решением от 30.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.08.2017, требования заявителя удовлетворены в части: признан незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 16.11.2016 N 52-32879/16-32-20, в предоставлении крестьянскому хозяйству в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:09:0501002:20, площадью 99 398,09 кв. м; на уполномоченный орган возложена обязанность по подготовке и направлению в адрес заявителя подписанного со своей стороны, содержащего все существенные условия договора купли-продажи названного участка в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суды указали, что договор аренды от 07.02.1995 N 873 (т. 1, л. д. 98, 99) земельного участка, которому впоследствии присвоен кадастровый номер 23:09:0501002:20, возобновлен на неопределенный срок в соответствии с положениями пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), поскольку арендатор продолжил пользование им в отсутствие возражений арендодателя. Наличие возобновленного на неопределенный срок договора аренды является основанием для передачи арендованного сроком более трех лет земельного участка в собственность добросовестному арендатору. С учетом норм действующего законодательства и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды пришли к выводу о незаконности отказа департамента в оказании государственной услуги, выраженного в письме от 16.11.2016 N 52-32879/16-32-20. Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), судебные инстанции удовлетворили требования хозяйства в указанной части.
В то же время договоры по предоставлению в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0601001:6 и 23:09:0601001:7 суды признали недействительными (ничтожными), вследствие чего права и обязанности арендатора у крестьянского хозяйства не возникли.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:09:0501002:20 у крестьянского хозяйства отсутствует, поскольку договор аренды в отношении него не заключен. Постановлением главы администрации района от 30.12.1994 N 1272 (т. 1, л. д. 121) крестьянскому хозяйству в аренду предоставлен земельный участок площадью 9,14 га, расположенный на территории отделения N 3 АО "Лосевское". Указанными лицами заключен договор от 07.02.1995 N 873 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 9,14 га сроком на три года. 19.04.1995 на основании заявления хозяйства и КФХ "Горбуново" глава администрации района издал постановление N 370 "О равновеликом обмене земель между КФХ "Горбуново" и "Муску"", на основании которого произведен равновеликий обмен земельных участков данных лиц общей площадью 9,14 га и крестьянскому хозяйству предоставлен новый земельный участок площадью 9,14 га на отделении N 2 ААО "Дмитриевское". Земельный участок, явившийся объектом аренды по договору от 07.02.1995 N 873, перешел во владение и пользование КФХ "Горбуново" и не является тождественным участку с кадастровым номером 23:09:0501002:20.
В кассационной жалобе крестьянское хозяйство просит решение от 30.05.2017 и постановление апелляционного суда от 22.08.2017 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, в указанной части принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Испрашиваемые земельные участки используются заявителем непрерывно на основании договора аренды с 1997 года и 2003 года, находятся во владении и пользовании до настоящего времени по договору от 31.10.2008 N 8809000081 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения (в редакции соглашения от 13.03.2013 к данному договору). В качестве доказательств надлежащего использования земельных участков по целевому назначению заявитель представил копии актов обследования ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль", из которых следует, что земля используются для выращивания сельскохозяйственных культур, нарушений земельного законодательства не выявлено. Заключениями управления сельского хозяйства администрации района от 12.12.2016 N 35, 36, 37 подтверждено использование земли по целевому назначению - для сельскохозяйственного производства, объемы которого подтверждены сведениями государственной статистики о сборе урожая за 2013 - 2015 годы. Тождественность земельного участка, предоставленного в аренду заявителю, подтверждена сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, с приложенными выкопировками материалов графического учета земель с нанесением испрашиваемого земельного участка по состоянию на 1995 (обмен земельных участков), 2000, 2004 и 2017 годы. Положения Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), имеющие приоритетное значение по отношению к нормам статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), не содержат требования об обязательной публикации уполномоченным органом сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения для целей создания (расширения деятельности) крестьянского (фермерского) хозяйства. Какие-либо доказательства того, что в администрацию района поступали заявки иных специальных субъектов, отвечающих требованиям пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, в материалы дела не представлены.
В связи с отсутствием конкурирующих заявок, к спорным отношениям неприменимы положения пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Суды не приняли во внимание, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0601001:0002 (впоследующем 23:09:0601001:6 и 23:09:0601001:7) предоставлен для расширения деятельности крестьянского хозяйства, что свидетельствует об отсутствии нарушений процедуры предоставления.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах. В соответствии со статьей 163 Кодекса в судебном заседании от 21.12.2017 объявлялся перерыв до 26.12.2017 до 16 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru. После перерыва судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационных жалобах, выслушав процессуальных представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации района от 23.02.1993 N 128 Муску В.И. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 13,71 га (т. 1, л. д. 119, 120).
30 декабря 1994 года глава администрации района на основании заявления Муску В.И. издал постановление N 1272, в соответствии с которым крестьянскому хозяйству дополнительно предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 9,14 га, изымаемый из земель районного фонда перераспределения, расположенных на территории ЗАО "Лосевское" для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1, л. д. 121).
7 февраля 1995 года администрация района (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) заключили договор N 873 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 9,14 га сроком на три года (т. 1, л. д. 98, 99).
На основании заявления крестьянского хозяйства и КФХ "Горбуново" глава администрации района издал постановление 19.04.1995 N 370, в соответствии с которым произведен равновеликий обмен земельных участков крестьянскими (фермерскими) хозяйствами "Горбуново" и "Муску" общей площадью 9,14 га, в результате чего последнему взамен предоставлен земельный участок площадью 9,14 га на отделении N 2 ААО "Дмитриевское" (т. 1, л. д. 90).
Постановлением главы администрации района от 03.04.2000 N 221 (т. 1, л. д. 88, 89) утверждены уточненные площади земельных участков крестьянских фермерских хозяйств, в результате чего площадь земельного участка, предоставленного заявителю в аренду, составила 9,94 га (т. 1, л. д. 88, 89).
На основании постановления от 24.07.2002 N 1260 (т. 1, л. д. 17) администрация района (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) заключили договор от 18.02.2003 N 0900000269 аренды земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду без права выкупа земельный участок с кадастровым номером 23:09:0501002:0020, площадью 9,94 га, расположенный в 7200 м юго-восточнее ст. Дмитриевской, для сельскохозяйственного использования, сроком до 24.07.2007 (т. 1, л. д. 13, 14). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 15.04.2004.
На основании постановления от 25.03.2003 N 455 (т. 1, л. д. 24) администрация района (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) заключили договор от 04.04.2003 N 0900000214 аренды земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду без права выкупа земельный участок с кадастровым номером 23:09:0601001:0002, площадью 16,86 га, расположенный в 5200 м северо-западнее пос. им. М. Горького, для сельскохозяйственного использования, сроком до 25.03.2008. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 15.04.2004 (т. 1, л. д. 20, 21).
31 октября 2008 года на основании постановления от 16.05.2008 N 382 администрация района (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) заключили договор N 8809000081 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, согласно которому арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор - принять земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: участок N 1 площадью 7909 кв. м с кадастровым номером 23:09:0501002:113; участок N 2 площадью 99 398,09 кв. м с кадастровым номером 23:09:0501002:20; участок N 3 общей площадью 72 901 кв. м с кадастровым номером 23:09:0601001:7; участок N 4 общей площадью 95 698 кв. м с кадастровым номером 23:09:0601001:6, на срок до 16.05.2013. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.12.2009 (т. 1, л. д. 28 - 30).
13 марта 2013 года на основании постановлений от 07.03.2013 236/5, 236/6, 236/7 (т. 1, л. д. 85 - 87), администрация района (арендодатель) и хозяйство (арендатор) подписали дополнительное соглашение к договору аренды от 31.10.2008 N 8809000081, в соответствии с которым договор аренды действует до 16.05.2033. Дополнительное соглашение зарегистрировано 19.03.2013 в установленном законом порядке.
10 сентября 2016 года глава хозяйства обратился в департамент с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0501002:20, 23:09:0601001:6 и 23:09:0601001:7 в собственность за плату (т. 1, л. д. 32 - 37).
Письмами от 15.11.2016 N 52-32616/16-32-20, 16.11.2016 N 52-32879/16-32-20, 26.12.2016 N 52-38465/16-32-20 департамент отказал заявителю в оказании государственной услуги (т. 1 л. д. 91 - 96). Отказ мотивирован ничтожностью дополнительного соглашения от 13.03.2013, которым в договор аренды от 31.10.2008 N 8809000081 внесены изменения в части увеличения срока его действия.
Считая отказ департамента в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков противоречащим нормам земельного законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, крестьянское хозяйство обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с таким требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту таких земельных участков, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Законом N 101-ФЗ.
Статьей 10 Закона N 101-ФЗ (в применимой к спорным отношениям редакции) закреплено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют его надлежащее использование, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункты 1, 4).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в действующей в спорный период редакции) установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим лицом при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Исследование и оценка представленных в дело доказательств позволили судам заключить, что договор аренды от 07.02.1995 N 873 земельного участка, которому впоследствии присвоен кадастровый номер 23:09:0501002:20, возобновлен на неопределенный срок в соответствии с положениями пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), поскольку арендатор продолжил пользоваться объектом аренды в отсутствие возражений арендодателя. Признав доказанным факт надлежащего использования крестьянским хозяйством земельного участка с кадастровым номером 23:09:0501002:20 по целевому назначению более трех лет, суды пришли к выводу об отсутствии оснований, препятствующих его приватизации, признав отказ департамента, выраженный в письме от 16.11.2016 N 52-32879/16-32-20, незаконным. Относительно земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0601001:7 и 23:09:0601001:6 суды исходили из нарушения публичной процедуры предоставления их в аренду, что влечет ничтожность договоров аренды от 04.04.2003 N 0900000214, 31.10.2008 N 8809000081 и дополнительного соглашения от 13.03.2013.
Коллегия арбитражного суда полагает, что судебные акты состоялись без учета следующего.
Относительно земельного участка с кадастровым номером 23:09:0501002:20 суды указали, что он находится в пользовании крестьянского хозяйства на основании договора аренды от 07.02.1995 N 873. В тоже время вопросы тождества земельного участка, явившегося объектом аренды по данному договору и предоставленного взамен на основании постановления главы администрации района 19.04.1995 N 370, надлежащим образом не исследованы, учитывая, что после уточнения границ полученного взамен участка его площадь увеличилась с 9,14 га до 9,94 га. Более того, как пояснил представитель департамента и не отрицал оппонент, территориально земельные участки, явившиеся предметом обмена, не совпадают (первоначальный участок находится на территории отделения N 3 АО "Лосевское", тогда как предоставленный по обмену примерно в 30 км т него - на отделении N 2 ААО "Дмитриевское"). Суды не дали оценку договору от 07.02.1995 N 873 после произведенного обмена, тогда как объект аренды в любом случае претерпел изменения.
Заслуживают также внимания доводы кассационной жалобы крестьянского хозяйства относительно земельных участков 23:09:0601001:7 и 23:09:0601001:6. Мотивами к отказу в приватизации данных объектов послужила недействительность дополнительного соглашения от 13.03.2013 к договору аренды земельного участка от 31.10.2008 N 8809000081. Доводов относительно ничтожности договора от 04.04.2003 N 0900000214 аренды (на основании которого крестьянскому хозяйству предоставлены данные участки в пользование) оспариваемые решения департамента не содержат. Земельный участок с кадастровым номером 23:09:0601001:0002, площадью 16,86 га (в впоследующем участки 23:09:0601001:7 и 23:09:0601001:6) надлежащим образом непрерывно используются крестьянским хозяйством на условиях аренды с 2003 года; по истечении срока действия данного договора арендодатель не заявил соответствующих возражений относительно продолжения договорных отношений (такие доказательства отсутствуют). В судебном порядке договоры аренды 2003 года, 2008 года, а также дополнительное соглашение от 13.03.2013 департамент не оспорил (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункт 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Статья 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" (в редакции от 14.02.2013) наделяла администрацию района полномочиями по распоряжению государственными земельными участками в период заключения договора аренды 2003 года. На дату заключения дополнительного соглашения орган местного самоуправления также был наделен полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном статьей 10 Закона N 101-ФЗ. Наделение полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду означает не что иное, как наделение органов местного самоуправления полномочиями арендодателя в соответствующем правоотношении. Изменение договора аренды, как и любого иного договора, осуществляется его сторонами. Продлевая срок действия аренды, администрация не вышла за пределы полномочий арендодателя в соответствующих правоотношениях. Правомерность позиции по данному вопросу подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2017 N 308-КГ16-19850.
Сославшись на нарушение публичной процедуры предоставления в аренду спорных земельных участков заявителю, суды надлежащим образом не исследовали обстоятельства, связанные с соблюдением требований законодательства, регламентирующего предоставление участков для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Без исследования и оценки названных обстоятельств выводы судебных инстанций о нарушении закона при заключении рассматриваемых договоров аренды не могут быть признаны обоснованными.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая, что обжалуемые судебные акты нельзя считать принятыми на основе полного и всестороннего исследования материалов дела, а окружной суд в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса не наделен полномочиями по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, дело следует направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую оценку обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, а также всем доводам спорящих сторон, после чего вынести законный и обоснованный судебный акт при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 по делу N А32-1324/2017 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заслуживают также внимания доводы кассационной жалобы крестьянского хозяйства относительно земельных участков 23:09:0601001:7 и 23:09:0601001:6. Мотивами к отказу в приватизации данных объектов послужила недействительность дополнительного соглашения от 13.03.2013 к договору аренды земельного участка от 31.10.2008 N 8809000081. Доводов относительно ничтожности договора от 04.04.2003 N 0900000214 аренды (на основании которого крестьянскому хозяйству предоставлены данные участки в пользование) оспариваемые решения департамента не содержат. Земельный участок с кадастровым номером 23:09:0601001:0002, площадью 16,86 га (в впоследующем участки 23:09:0601001:7 и 23:09:0601001:6) надлежащим образом непрерывно используются крестьянским хозяйством на условиях аренды с 2003 года; по истечении срока действия данного договора арендодатель не заявил соответствующих возражений относительно продолжения договорных отношений (такие доказательства отсутствуют). В судебном порядке договоры аренды 2003 года, 2008 года, а также дополнительное соглашение от 13.03.2013 департамент не оспорил (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункт 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Статья 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" (в редакции от 14.02.2013) наделяла администрацию района полномочиями по распоряжению государственными земельными участками в период заключения договора аренды 2003 года. На дату заключения дополнительного соглашения орган местного самоуправления также был наделен полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном статьей 10 Закона N 101-ФЗ. Наделение полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду означает не что иное, как наделение органов местного самоуправления полномочиями арендодателя в соответствующем правоотношении. Изменение договора аренды, как и любого иного договора, осуществляется его сторонами. Продлевая срок действия аренды, администрация не вышла за пределы полномочий арендодателя в соответствующих правоотношениях. Правомерность позиции по данному вопросу подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2017 N 308-КГ16-19850."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 декабря 2017 г. N Ф08-9341/17 по делу N А32-1324/2017
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5641/19
25.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2249/19
06.12.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1324/17
29.12.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9341/17
22.08.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11567/17
30.05.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1324/17