г. Краснодар |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А32-1324/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Волкова Я.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского (фермерского) хозяйства "Муску" (ИНН 2332001474, ОГРНИП 1022303883030) - Гильштейна С.В. (доверенность от 16.05.2012), Цапенко Д.В. (доверенность от 29.07.2016), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Таракановской Н.С. (доверенность от 26.12.2018), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Кавказский район, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-1324/2017, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Муску" Муску В.И. (далее - крестьянское хозяйство) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), изложенного в письмах от 15.11.2016 N 52-32616/16-32-20, 16.11.2016 N 52-32879/16-32-20, 26.12.2016 N 52-38465/16-32-20, в предоставлении заявителю в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 23:09:0601001:6 площадью 95 698 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Краснодарский край, Кавказский район в границах ЗАО "им М. Горького" (участок N 124-2). Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)"; с кадастровым номером 23:09:0501002:20 площадью 99 398,09 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Краснодарский край, Кавказский район в границах СПК "Дмитриевский" (участок N 39). Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)"; с кадастровым номером 23:09:0601001:7 площадью 72 901 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: Краснодарский край, Кавказский район в границах ЗАО "им М. Горького" (участок N 124-1). Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)"; о возложении на департамент обязанности по принятию решения о предоставлении крестьянскому хозяйству в собственность за плату названных земельных участков.
Заявление мотивировано тем, что отказ департамента не соответствует положениям статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Отказ уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в приобретении права собственности на данные земельные участки нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Кавказский район (далее - администрация района).
Решением от 30.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.08.2017, требования заявителя удовлетворены частично: признан незаконным отказ департамента, изложенный в письме от 16.11.2016 N 52-32879/16-32-20, в предоставлении крестьянскому хозяйству в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:09:0501002:20 площадью 99 398,09 кв. м; на уполномоченный орган возложена обязанность по подготовке и направлению в адрес заявителя подписанного со своей стороны, содержащего все существенные условия договора купли-продажи названного участка в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суды указали, что договор аренды от 07.02.1995 N 873 (т. 1, л. д. 98, 99) земельного участка, которому впоследствии присвоен кадастровый номер 23:09:0501002:20, возобновлен на неопределенный срок в соответствии с положениями пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), поскольку арендатор продолжил пользование им в отсутствие возражений арендодателя. Наличие возобновленного на неопределенный срок договора аренды является основанием для передачи арендованного сроком более трех лет земельного участка в собственность добросовестному арендатору. С учетом норм действующего законодательства и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды пришли к выводу о незаконности отказа департамента (письмо от 16.11.2016 N 52-32879/16-32-20) в оказании государственной услуги. Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), судебные инстанции удовлетворили требования крестьянского хозяйства в указанной части. Договоры по предоставлению в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0601001:6, 23:09:0601001:7 суды признали недействительными (ничтожными), вследствие чего права и обязанности арендатора по ним у крестьянского хозяйства не возникли.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.12.2017 решение от 30.05.2017 и апелляционное постановление от 22.08.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции для изучения вопроса, касающегося тождественности земельного участка общей площадью 99 398,09 кв. м (кадастровый номер 23:09:0501002:20) и земельного участка, предоставленного взамен на основании постановления главы администрации района 19.04.1995 N 370; необходимости оценки договора аренды от 07.02.1995 N 873 (после обмена). Суд также отметил не исследованность вопроса о соблюдении закона при заключении договоров аренды в отношении земельных участков 23:09:0601001:7, 23:09:0601001:6.
Решением от 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2019, заявление удовлетворено: признан незаконным отказ департамента, выраженный в письмах от 15.11.2016 N 52-3216/16-32-20, 16.11.2016 N 52-32879/16-32-20; на данный орган возложена обязанность в течение месяца с момента вступления судебного акта в законную силу направить крестьянскому хозяйству подписанные со своей стороны, содержащие все существенные условия договоров такого вида, договоры купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения: кадастровый номер 23:09:0501002:20 площадью 99 398,09 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Краснодарский край, Кавказский район в границах СПК "Дмитриевский" (участок N 39), почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)"; кадастровый номер 23:09:0601001:7 площадью 72 901 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Краснодарский край, Кавказский район в границах ЗАО "им М. Горького" (участок N 124-1), почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)"; кадастровый номер 23:09:0601001:6 площадью 95 698 кв. м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: Краснодарский край, Кавказский район в границах ЗАО "им М. Горького" (участок N 124-2), почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения)".
В части обязания департамента принять решение о предоставлении указанных земельных участков в собственность, с учетом того, что законом не предусмотрена соответствующая обязанность уполномоченного органа, отказано. Суды установили, что крестьянским хозяйством соблюдены все условия применительно к выкупу без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0601001:6, 23:09:0601001:7, 23:09:0501002:20, поскольку оно с 2003 года добросовестно использует испрашиваемые земельные участки на основании заключенных в установленном порядке и зарегистрированных договоров аренды, поэтому у департамента отсутствовали основания для отказа в оказании данной услуги. Изменение площади земельного участка с кадастровым номером 23:09:0501002:0020 произведено на основании постановления главы администрации района от 03.04.2000 N 221 (т. 1, л. д. 88, 89), не влияет на возможность идентификации земельного участка, поскольку входит в погрешность (10%), установленную для кадастрирования земельных участков. Суды дали правовую оценку договорам аренды спорных земельных участков на предмет соблюдения при их заключении обязательной процедуры публичного опубликования сведений об имеющихся и предлагаемых к предоставлению земельных участках. Договоры аренды не признаны недействительными (ничтожными) в период их действия, в судебном порядке не оспорены. На дату заключения дополнительного соглашения (13.03.2013) орган местного самоуправления обладал полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном статьей 10 Закона N 101-ФЗ.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение от 06.12.2018 и апелляционное постановление от 25.03.2019, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что земельный участок, явившийся объектом аренды по договору от 07.02.1995 N 873, перешел во владение КФХ "Горбуново" и не является тождественным земельному участку с кадастровым номером 23:09:0501002:20. При этом договоры аренды данного земельного участка от 18.02.2003 N 0900000269, 31.10.2008 N 8809000081 и дополнительное соглашение от 13.03.2013, недействительны ввиду несоблюдения установленных законом процедур при их заключении, введенных с 28.01.2003. На момент заключения договоров аренды 2003 и 2008 года действовал Земельный кодекс, согласно статье 34 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков; в том числе обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), заблаговременную публикацию такой информации. Суды необоснованно применили положения статьи 621 Гражданского кодекса к первоначальному договору аренды ввиду отсутствия доказательств тождества земельного участка, предоставленного в 1995 году, и земельного участка, явившегося объектом аренды по договору 2003 года (после равновеликого обмена). В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0601001:6, 23:09:0601001:7 статья 621 Гражданского кодекса неправильно истолкована, поскольку установление при заключении договора пресекательного срока его прекращения свидетельствует о договоренности сторон, что при наступлении определенной даты оснований считать договорные отношения продолженными, не имеется. Последующие дополнительные соглашения заключены без соблюдения положений статьи 34 Земельного кодекса, что свидетельствует об их ничтожности.
В отзыве на кассационную жалобу, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, крестьянское хозяйство указывает на ее несостоятельность.
В судебном заседании представители сторон по делу поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве. Третье лицо явку процессуального представителя в арбитражный суд округа не обеспечило, извещено на основании статей 121, 123 Кодекса, направило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Судебное разбирательство проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, заслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации района от 23.02.1993 N 128 Муску В.И. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 13,71 га (т. 1, л. д. 119, 120).
30 декабря 1994 года глава администрации района на основании заявления Муску В.И. издал постановление N 1272, в соответствии с которым крестьянскому хозяйству дополнительно предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 9,14 га, изымаемый из земель районного фонда перераспределения, расположенных на территории ЗАО "Лосевское", для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1, л. д. 121).
7 февраля 1995 года администрация района (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) заключили договор N 873 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 9,14 га сроком на три года (т. 1, л. д. 98, 99).
По заявлению крестьянского хозяйства и КФХ "Горбуново" глава администрации района издал постановление 19.04.1995 N 370, в соответствии с которым произведен равновеликий обмен земельных участков крестьянскими (фермерскими) хозяйствами "Горбуново" и "Муску" общей площадью 9,14 га, в результате которого последнему взамен предоставлен земельный участок (9,14 га) на отделении N 2 ААО "Дмитриевское" (т. 1, л. д. 90).
Постановлением главы администрации района от 03.04.2000 N 221 (т. 1, л. д. 88, 89) утверждены уточненные площади земельных участков крестьянских фермерских хозяйств: площадь земельного участка, предоставленного заявителю в аренду, составила 9,94 га (т. 1, л. д. 88, 89).
На основании постановления от 24.07.2002 N 1260 администрация района (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) заключили договор от 18.02.2003 N 0900000269 аренды земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:09:0501002:0020 площадью 9,94 га, расположенный в 7200 м юго-восточнее ст. Дмитриевской, для сельскохозяйственного использования, сроком до 24.07.2007. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 15.04.2004 (т. 1, л. д. 13, 14).
На основании постановления от 25.03.2003 N 455 администрация района (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) заключили договор от 04.04.2003 N 0900000214 аренды земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:09:0601001:0002, площадью 16,86 га, расположенный в 5200 м северо-западнее пос. им. М. Горького, для сельскохозяйственного использования, сроком до 25.03.2008. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 15.04.2004 (т. 1, л. д. 20, 21).
31 октября 2008 года на основании постановления от 16.05.2008 N 382 администрация района (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) заключили договор N 8809000081 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, согласно которому арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор - принять земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения, включая: участок N 1 площадью 7909 кв. м с кадастровым номером 23:09:0501002:113; участок N 2 площадью 99 398,09 кв. м с кадастровым номером 23:09:0501002:20; участок N 3 общей площадью 72 901 кв. м с кадастровым номером 23:09:0601001:7; участок N 4 общей площадью 95 698 кв. м с кадастровым номером 23:09:0601001:6; на срок до 16.05.2013. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.12.2009 (т. 1, л. д. 28 - 30).
13 марта 2013 года на основании постановлений от 07.03.2013 236/5, 236/6, 236/7 (т. 1, л. д. 85 - 87) администрация района (арендодатель) и крестьянское хозяйство (арендатор) подписали дополнительное соглашение к договору аренды от 31.10.2008 N 8809000081, установив срок аренды до 16.05.2033. Дополнительное соглашение зарегистрировано 19.03.2013 в установленном законом порядке.
10 сентября 2016 года глава хозяйства обратился в департамент с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:09:0501002:20, 23:09:0601001:6 и 23:09:0601001:7 в собственность за плату (т. 1, л. д. 32 - 37).
Письмами департамента от 15.11.2016 N 52-32616/16-32-20, 16.11.2016 N 52-32879/16-32-20, 26.12.2016 N 52-38465/16-32-20 заявителю в оказании государственной услуги отказано (т. 1 л. д. 91 - 96). Отказ мотивирован ничтожностью дополнительного соглашения от 13.03.2013, которым в договор аренды от 31.10.2008 N 8809000081 внесены изменения в части увеличения срока его действия.
Считая отказ департамента противоречащим нормам земельного законодательства, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, крестьянское хозяйство обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с таким требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту таких земельных участков, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Законом N 101-ФЗ.
Статьей 10 Закона N 101-ФЗ (в применимой к спорным отношениям редакции) закреплено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют его надлежащее использование, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункты 1, 4).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в действующей в спорный период редакции) установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим лицом при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии совокупности условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды.
Повторно исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства (статья 71 Кодекса), с учетом постановления кассационной инстанции от 29.12.2017, суды указали, что с 2003 года крестьянское хозяйство добросовестно (в части землепользования и внесения арендных платежей) использует испрашиваемые земельные участки на основании заключенных в установленном законом порядке и зарегистрированных договоров аренды; изменение площади спорного земельного участка, составившей 9,94 га, произведено на основании постановления главы администрации района от 03.04.2000 N 221 и находится в пределах погрешности 10%, установленной для кадастрирования земельных участков; на дату заключения дополнительного соглашения от 13.03.2013 орган местного самоуправления был наделен полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду (статья 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" (в редакции от 14.02.2013); оспариваемый отказ департамента не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании заявителем норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены, основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу N А32-1324/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Е.Г. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в действующей в спорный период редакции) установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим лицом при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов при наличии совокупности условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; участок используется в соответствии с его целевым назначением при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка; заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 июля 2019 г. N Ф08-5641/19 по делу N А32-1324/2017
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5641/19
25.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2249/19
06.12.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1324/17
29.12.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9341/17
22.08.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11567/17
30.05.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1324/17