г. Краснодар |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А22-4070/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Калмэнерго" (ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096) - Оцирова А.Б. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие ответчика - администрация Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1030800578808, ИНН 0808902761), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Калмэнерго" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по делу N А22-4070/2016 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Макарова Н.В.), установил следующее.
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Калмэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) со следующими требованиями:
- урегулировать разногласия, возникшие по договору от 05.05.2014 N 605 аренды земельных участков в части изменения размера арендной платы с 01.01.2016;
- возложить на администрацию обязанность подписать дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы с 01.01.2016 по договору аренды N 605, в редакции общества;
- признать незаконным произведенный ответчиком перерасчет арендной платы с 01.01.2015 по 04.05.2015 по договору N 605.
Решением от 12.05.2017 (судья Цадыкова Э.А.) исковые требования удовлетворены. Урегулированы разногласия, возникшие по договору аренды от 05.05.2014 N 605. Размер арендной платы по договору N 605 установлен на условиях дополнительного соглашения об изменении размера арендной платы с 01.01.2016. На администрацию возложена обязанность подписать дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы с 01.01.2016 по договору в редакции общества. Признан незаконным произведенный администрацией перерасчет арендной платы с 01.01.2015 по 04.05.2015. Суд квалифицировал заявленный иск как требование об урегулировании разногласий по договору аренды (статьи 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). Суд пришел к выводу о том, что при определении размера арендной платы следует руководствоваться статьями 39.7 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582), а также приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики" (далее - приказ N 507). Отказ в урегулировании разногласий нарушает права и законные интересы общества, поскольку влечет для него обязанность уплаты арендных платежей в большем размере. Признавая незаконным перерасчет арендной платы с 01.01.2015 по 04.05.2015, суд исходил из того, что арендодатель нарушил, установленный пунктом 4.2 договора запрет о пересмотре размера арендной платы (не чаще одного раза в год).
Апелляционным постановлением от 28.09.2017 решение от 12.05.2017 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что положения статей 445 и 446 Гражданского кодекса предусматривают урегулирование разногласий, возникших в рамках преддоговорного спора. Однако из обстоятельств дела следует, что на дату подачи иска стороны уже заключили договор. Требования истца направлены на изменение договора. Общество не доказало право требовать в судебном порядке изменения договора аренды путем подписания дополнительного соглашения к договору, с условиями которого не согласна администрация. В порядке, определенном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), рассматриваются дела, когда характер правоотношений между соответствующим органом и субъектом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность, основан на властном подчинении одной стороны другой. Требование заявителя о признании незаконным перерасчета размера арендной платы по договору аренды земельного участка по своей правовой природе не является требованием об оспаривании действий администрации как участника публичных правоотношений. Поскольку спор вытекает из гражданско-правовых отношений, возникших между обществом и администрацией, отношения сторон не носят властно-распорядительного характера, права заявителя не могут быть защищены по правилам главы 24 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение. Податель жалобы указывает, что арендная плата является существенным условием договора аренды. С целью оформления прав на земельные участки под объектами энергетики, расположенными на территории Сарпинского района Республики Калмыкия, общество и администрация заключили договор от 05.05.2014 N 605 аренды земельных участков. После заключения договора, Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс дополнен статьей 39.7, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса (в том числе объектов энергетических систем регионального значения), не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Таким образом, законодатель ввел исключения по применению ставок арендной платы, с учетом поддержки социально значимых видов деятельности. При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия доказательств соблюдения обществом досудебного порядка урегулирования спора, определил заявленные требования и предмет доказывания.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что апелляционное постановление следует отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет передачу электрической энергии па территории Республики Калмыкия. Для осуществления своей уставной деятельности общество имеет в собственности электросетевое имущество, находящееся как на землях федеральной собственности, собственности Республики Калмыкия, так и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
С целью оформления прав на земельные участки, находящиеся под объектами энергетики, принадлежащими истцу на праве собственности, общество (арендатор) и администрация (арендодатель) заключили договор аренды от 05.05.2014 N 605, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял во владение и пользование сроком на 49 лет земельный участок площадью 6776 кв. м с кадастровым номером 08:08:010133:45, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Сарпинский район, с. Садовое, ул. Чапаева, д. 247, разрешенное использование для эксплуатации ОЭП N 3 при ПС 110/35/10 кВ "Садовое-1", земельный участок площадью 4507 кв. м с кадастровым номером 08:08:010133:46, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Сарпинский район, с. Садовое, ул. Чапаева, дом N 251, разрешенное использование для эксплуатации административного здания, земельный участок площадью 1284 кв. м с кадастровым номером 08:08:140201:50, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир п. Аршань-Зельмень, участок находится примерно в 0,2 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Республика Калмыкия, Сарпинский район, разрешенное использование - для эксплуатации ПС 35/10 кВ "Аршань-Зельмень", земельный участок площадью 1017 кв. м с кадастровым номером 08:08:200104:166, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Сарпинский район, с. Обильное; разрешенное использование - для эксплуатации ОЭП при ПС "Обильная", земельный участок площадью 610 кв. м с кадастровым номером 08:08:200104:167, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Обильное, участок находится примерно в 0,1 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Республика Калмыкия, Сарпинский район, разрешенное использование - для эксплуатации ПС 35/10 кВ "Обильное".
Согласно пункту 4.1 договора размер арендной платы за арендуемую площадь в годовом исчислении составил 35 661 рубль 99 копеек, из расчета 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков с учетом индекса потребительских цен.
За период с 05.05.2014 по 31.12.2014 размер арендной платы составил 23 546 рублей 68 копеек. Арендная плата по договору рассчитана администрацией согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия от 17.01.2014 N 15 в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельных участков.
С соответствии с письмом от 24.03.2016 N 569 и исходя из расчетов ответчика, размер годовой арендной платы за арендуемую площадь земельных участков (14 194 кв. м) на 2016 год составил 40 142 рубля 15 копеек, ставка арендной платы - 1,5 % от кадастровой стоимости с учетом индекса потребительских цен.
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством расчета арендной платы по договору истец 30.12.2015 (N КЛМ/032/1175) и 25.10.2016 (N КЛМ/053/753) обращался к ответчику с требованием подписать дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы с 01.01.2016.
В письме от 01.11.2016 N 2151 ответчик от подписания соглашения отказался.
Поскольку разногласия в отношении условий договора аренды не урегулированы, общество обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходили из того, что положения статей 445 и 446 Гражданского кодекса предусматривают урегулирование разногласий, возникших в рамках преддоговорного спора, однако из обстоятельств дела следует, что на дату подачи иска стороны уже заключили договор. Требования истца направлены на изменение договора аренды. Общество не доказало право требования в судебном порядке изменения условий договора от 05.05.2014 N 605 аренды земельного участка путем подписания дополнительного соглашения, с условиями которого не согласна администрация.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Спорный участок относится к публичной собственности, поэтому арендная плата за его использование носит регулируемый характер (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса в редакции, действующей до 01.03.2015, пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса в редакции, действующей с 01.03.2015).
В то же время, поскольку размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса), стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями (императивными требованиями) законодательства, в заключенный ими договор аренды (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
Суд первой инстанции при разрешении спора установил, что у сторон возникли разногласия по условиям договора, касающимся определения размера арендной платы.
Статьей 446 Гражданского кодекса предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из положений статей 421 и 422 Гражданского кодекса следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 Гражданского кодекса). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (статья 614 Гражданского кодекса).
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса плата за пользование спорным участком относится к категории регулируемых цен.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) содержатся следующие разъяснения. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Правительством Российской Федерации принято постановление N 582, которым утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила). Пунктом 5 Правил определено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов, в том числе линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.
Во исполнение данного пункта Правил Минэкономразвития издало приказ от 22.09.2011 N 507, согласно пункту 1 которого установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей). Пунктом 2 названного приказа предусмотрено, что установленная ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков согласно приложению.
Для Республики Калмыкия предельная ставка арендной платы установлена в размере 0,45 рублей за кв. м.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что предоставленные обществу по договору аренды от 05.05.2014 N 605 земельные участки используются истцом для размещения объектов энергоснабжения. Находящиеся на участках объекты, в том числе административное здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 08:08:010133:46, представляют собой единый комплекс электросетевого хозяйства. Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размер арендной платы по спорным земельным участкам по ставке 1,5% от кадастровой стоимости, рассчитанной администрацией, превышает размер установленной предельной ставки арендной платы в отношении земельных участков для Республики Калмыкия в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507 и возложил на администрацию обязанность подписать дополнительное соглашение об изменении размера аренды с 01.01.2016 по договору от 05.05.2014 N 605 аренды земельных участков в редакции общества.
В части удовлетворения требования о признании незаконным произведенного администрацией перерасчета арендной платы с 01.01.2015 по 04.05.2015 по договору аренды N 605 суд верно указал на императивный запрет изменения арендной платы чаще одного раза в год (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований является правильным.
На основании пункта 5 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда от 28.09.2017 следует отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 27.07.2016 (пункт 5 части 1 статьи 287 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по делу N А22-4070/2016 отменить. Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.05.2017 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.