г. Краснодар |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А15-4540/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, ответчика - Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан, Правительства Республики Дагестан, федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан", государственного казенного учреждения "Республиканское управление отгонного животноводства", администрации муниципального района "Каякентский район" Республики Дагестан, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции в лице Северо-Кавказского института (филиала) в городе Махачкале", администрации муниципального района "Левашинский район" Республики Дагестан, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Дагестан, индивидуального предпринимателя Салаватова Б.А., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.07.2017 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 (судьи Джамбулатов С.И., Макарова Н.В., Сомов Е.Г.) по делу N А15-4540/2015, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее - министерство) о признании отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) права собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 10 862 881 кв. м с кадастровым номером 05:08:000066:25 в части наложения 20 968 кв. м (2,09 га) на земельные участки, расположенные в Каякентском районе побережья Каспийского моря, зарегистрированного 16.04.2010 за N 05-05-01/016/2010-670 (с учетом изменения предмета иска - т. 3, л. д. 115).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - регистрационная служба), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата), Правительство Республики Дагестан (далее - правительство), ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан" (далее - пограничное управление), ГКУ "Республиканское управление отгонного животноводства" (далее - управление животноводства), администрация муниципального района "Каякентский район", ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в лице Северо-Кавказского института в городе Махачкале (далее - правовая академия), администрация муниципального района "Левашинский район", УФСИН по Республике Дагестан (далее - УФСИН), индивидуальный предприниматель Салаватов Б.А. (далее - предприниматель).
Определением от 24.05.2016 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) произведена процессуальная замена стороны спора - министерства на правопреемника - Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - комитет).
Решением от 21.07.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2016, исковые требования удовлетворены, признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Республики Дагестан (запись в ЕГРП от 16.04.2010 N 05-05-01/016/2010-670) на земельный участок площадью 10 862 881 кв. м, кадастровый номер 05:08:000066:25, местоположение: Республика Дагестан, Каякентский район, в части наложения (пересечения) площадью 20 968 кв. м (2,09 га) на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в частности: площадью 41 572 кв. м, кадастровый номер 05:08:000065:27 (площадь наложения 5715 кв. м); площадью 22 400 кв. м, кадастровый номер 05:08:000065:71 (площадь наложения 1408 кв. м); площадью 10 тыс. кв. м, кадастровый номер 05:08:000065:6 (площадь наложения 1070 кв. м); площадью 60 тыс. кв. м, кадастровый номер 05:08:000065:0032 (площадь наложения 12 775 кв. м), находящиеся по адресу: Республика Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря; распределены судебные расходы. Суды установили, что земельный участок (05:08:000066:25) в части наложения (пересечения) площадью 20 968 кв. м (2,09 га) находится в фактическом владении и пользовании Российской Федерации (опосредовано через арендатора - предпринимателя и землепользователей), используется по целевому назначению для рекреационно-туристской деятельности. Факт наложения подтвержден материалами дела и экспертным заключением от 25.03.2016 N 193/16 (т. 3, л. д. 31 - 44). Доказательства, свидетельствующие о переводе земельного участка площадью 20 968 кв. м (2,09 га), относящегося к землям рекреационного назначения, в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в другую категорию (земли скотопрогона), а также утраты собственником владения данным участком, отсутствуют. Исковые требования направлены на восстановление в полном объеме прав на спорный участок. Избранный территориальным управлением (владеющий собственник) способ защиты нарушенного права в виде иска о признании отсутствующим права собственности Республики Дагестан (обладатель права, не владеющий собственник), признан судами верным.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2017 решение от 21.07.2016 и постановление апелляционного суда от 26.10.2016 отменены; дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал на необходимость установления фактических обстоятельств, связанных с формированием спорного участка из земель отгонного животноводства, исследования вопроса о нахождении спорных земель до их передачи в пользовании колхозов (совхозов), проверки довода комитета о наличии противоречий в выводах эксперта, приведенных в экспертных заключениях от 31.03.2015 N 1082/14 от 25.03.2016 N 193/16 по вопросу наложения спорных участков, дачи оценки всем представленным в дело доказательствам, в числе которых план границ землепользования госскотопрогона, расположенного в Каякентском районе, площадью 1015,52 га, утвержденному решением Исполкома Каякентского районного Совета Народных депутатов от 19.02.1981 N 53. Кроме того, резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержала точные координаты характерных точек уточненных границ земельных участков, что свидетельствовало о неисполнимости судебного акта (статьи 16, 82 Кодекса).
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2017 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке кассационного производства отказано.
При новом рассмотрении определением от 05.06.2017 в соответствии со статьей 48 Кодекса произведена замена ответчика (комитета) на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - министерство).
Определением от 23.06.2017 к участию в деле третьим лицом на стороне ответчика привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - минсельхозпрод).
Решением от 25.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.10.2017, заявленные требования удовлетворены.
С министерства в пользу территориального управления взыскано 50 тыс. рублей судебных расходов за проведение экспертизы, в пользу экспертной организации ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" - 50 тыс. рублей. Суды установили, что спорный земельный участок в части наложения 2,09 га находится в фактическом владении и пользовании Российской Федерации (опосредовано через арендатора - предпринимателя и землепользователей), используется по целевому назначению - для рекреационно-туристской деятельности. Факт наложения подтвержден материалами дела и экспертным заключением от 25.03.2016 N 193/16 (т. 3, л. д. 31 - 44). Доказательства, свидетельствующие о переводе земельного участка площадью 20 968 кв. м (2,09 га), относящегося к землям рекреационного назначения, в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в другую категорию (земли скотопрогона), а также утраты собственником владения данным участком, отсутствуют. Спорный участок не используется ответчиком под трассы скотопрогона, поскольку земли на побережье Каспийского моря застроены коттеджами, базами отдыха и используются по целевому назначению - для отдыха и рекреационной деятельности. Исковые требования направлены на восстановление в полном объеме прав на спорный участок; избранный территориальным управлением (владеющий собственник) способ защиты нарушенного права в виде иска о признании отсутствующим права собственности Республики Дагестан (обладатель права, не владеющий собственник), признан судами верным. Ссылка ответчика на пропуск истцом срока исковой давности отклонена ввиду ее не применимости к спорным правоотношениям.
В кассационной жалобе министерство просит решение и апелляционное постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что земельные участки, предоставленные под скотопрогоны, до их передачи находились в пользовании колхозов, совхозов. Министерство в ходе нового рассмотрения дела представило документы, запрошенные в Центральном государственном архиве, которые подтверждают нахождение земель до их передачи под трассы госскотопрогона у колхозов и совхозов. Также в деле имеется План границ землепользования госскотопрогона, расположенного в Каякентском районе, площадью 1015,52 га, выданный регистрационной службой. На основании распоряжения министерства от 30.05.2007 N 263-р в соответствии с материалами землеустроительных дел, в целях регистрации права собственности Республики Дагестан на землю при разграничении государственной собственности участки из земель сельскохозяйственного назначения (госскотопрогоны, госскотоплощадки) поставлены на государственный кадастровый учет. Законом Республики Дагестан от 09.10.1996 N 18 "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан" (далее - Закон от 09.10.1996 N 18) земли государственного скотопрогона имеют особый статус и предназначены для беспрепятственного перегона скота с летних пастбищ на зимние, и наоборот. Отчуждение части земель государственных трасс скотопрогонов с условием обмена на прилегающие к ним равноценные участки земель и обеспечения беспрепятственного перегона скота по другим участкам допускается при создании оптимальных условий, улучшающих использование государственных трасс скотопрогонов по целевому назначению, при выполнении мероприятий по землеустройству, направленных на выпрямление границ, устранение вклиниваний, чересполосицы и других неудобств, связанных с их целевым использованием, при необходимости изменение направлений трасс скотопрогонов в связи с решением задач государственного, муниципального или общественного значения. Трасса скотопрогона проходит вдоль побережья смежно с землями береговой полосы Каспийского моря (федеральная собственность), не прерываясь. Истец незаконно изъял часть земли скотопрогона, перекрывает трассу, что делает невозможным использование оставшейся части площадью более 1000 га и осуществление перегона скота на указанном участке. Скотопрогонные трассы в пределах Республики Дагестан проложены по различным маршрутам и проходят по территории многих районов и городов. С момента проектирования, отвода земель и установления на местности границ государственных трасс скотопрогонов и скотоплощадок прошло более 70 лет. На сегодняшний день границы трудно найти на местности, в результате чего возникают спорные ситуации и конфликты между землепользователями и сельхозпроизводителями. За все это время произошли большие изменения, в результате которых часть скотопрогонных трасс оказалась внутри населенных пунктов. Результаты экспертизы по вопросу наложения спорных участков, проведенной 31.03.2015 N 1082/14, противоречат экспертному заключению от 25.03.2016 N 193/16, выполненному тем же экспертом, что не принято во внимание судебными инстанциями.
В отзыве на кассационную жалобу УФСИН, территориальное управление просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Участвующие в деле лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121 и 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения территориального управления от 22.02.2008 N 17-р зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 6 га, кадастровый номер 05:08:000065:0032, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для организации благоустроенного и оборудованного пляжа, местоположение: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, с. Новокаякент, ж/д ст. Инчхе, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.05.2008 серии 05-АА N 123745 (т. 3, л. д. 153). Данный земельный участок предоставлен в аренду сроком на 49 лет предпринимателю, разрешенное использование - под туристско-рекреационную деятельность, для строительства лечебно-оздоровительного комплекса, в соответствии с договором от 20.01.2009 N 18, зарегистрированным 19.03.2010 (т. 3, л. д. 143 - 147).
19 августа 2009 года на основании распоряжения территориального управления от 08.02.2006 N 03/1-р зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 41 572 кв. м (4,15 га), кадастровый номер 05:08:000065:0027, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для строительства спортивно-оздоровительного лагеря, местоположение: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, в береговой полосе Каспийского моря, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.08.2009 серии 05-АА N 219438, и повторным - от 28.04.2011 серии 05-АА N 400798 (т. 1, л. д. 19). Данный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации муниципального образования "Левашинский район" Республики Дагестан.
16 апреля 2010 года на основании выписки из реестра государственного имущества Республики Дагестан от 05.08.2009 N 153/09 за Республикой Дагестан зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 10 862 881 кв. м (1086,28 га), кадастровый номер 05:08:000066:25, категория земель: земли населенных пунктов -скотопрогон сельскохозяйственного использования, местоположение: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.04.2010 серии 05-АА N 279309 (т. 1, л. д. 18).
9 сентября 2011 года на основании выписки из реестра федерального имущества от 20.07.2011 N 788 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 22 400 кв. м, кадастровый номер 05:08:000065:71, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для туристско-рекреационной деятельности, местоположение: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, Прибрежная зона, ЗУ1, в ЕГРП сделана запись от 09.09.2011 N 05-05-01/121/2011-449, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2011 серии 05-АА N 426609 (т. 2, л. д. 88). Данный земельный участок на основании распоряжения территориального управления от 20.12.2011 N 378-р принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования правовой академии (т. 2, л. д. 86).
19 июня 2013 года на основании распоряжений от 12.10.2012 N 308-р и от 01.11.2012 N 324-р зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 10 тыс. кв. м (1 га) с кадастровым номером 05:08:000065:6, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для туристско-рекреационной деятельности, местоположение: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.06.2013 серии 05-АА N 686699 (т. 3, л. д. 142). Данный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования управлению животноводства.
Ссылаясь на наличие наложения земельного участка федеральной собственности площадью 20 968 кв. м (2,09 га) на земельные участки, расположенные в Каякентском районе побережья Каспийского моря, территориальное управление обратилось с иском в арбитражный суд о признании отсутствующим права собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 10 862 881 кв. м, кадастровый номер 05:08:000066:25, в части наложения.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса арбитражный суд округа проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избранный заинтересованным лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП (пункт 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22)).
В соответствии с частью 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с положениями статей 10-13 данного Закона с учетом законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях.
Согласно пункту 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель.
Закон от 09.10.1996 N 18 под землями отгонного животноводства понимает земли, расположенные в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, используемые для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства, а также земли, занятые государственными трассами скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно. В зависимости от характера систематического использования земли отгонного животноводства подразделяются на пашню, пастбища, сенокосы и другие угодья в соответствии с установленной классификацией (статьи 1 и 2).
Таким образом, данные земли используются не только для выпаса скота (отгонные пастбища), но и в других целях, связанных с содержанием скота, строительством животноводческих помещений и строений, домов для временного или постоянного проживания животноводов и их семей, заготовкой кормов на сенокосных участках (в том числе на орошаемых землях). В зонах отгонного животноводства находится большое количество мелиорированных земель, в том числе пашни, и сенокосов с действующей оросительно-осушительной сетью.
Статья 3 Закона от 09.10.1996 N 18 наделяет земли отгонного животноводства особым статусом и относит их к собственности Республики Дагестан.
Повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства, проанализировав при разрешении спора постановление Совета народных комиссаров СССР от 28.07.1945 N 1878 "Об отводе земли под трассы перегона скота на летние и зимние пастбища Дагестанской АССР", постановление СНК Дагестанской АССР от 17.08.1945 N 456, постановление Совета Министров Дагестанской АССР от 10.08.1950 N 467, с учетом постановления Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения", пункт 2 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность") установили отнесение земельных участков с кадастровыми номерами 05:08:000065:27, 05:08:000065:71, 05:08:000065:6, 05:08:000065:0032 к категории земель особо охраняемых природных территорий. Спорный земельный участок в установленном порядке истцом не передавался в собственность Республики Дагестан либо в муниципальную собственность Каякентского района. Доказательства, свидетельствующие о переводе данного земельного участка площадью 2,09 га, относящегося к землям рекреационного назначения, в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса в другую категорию (земли скотопрогона), а также утраты собственником (территориальным управлением) владения спорным земельным участком либо передачи его в собственность Республики Дагестан или муниципальную собственность, отсутствуют. Право распоряжаться земельными участками рекреационного назначения, находящимися в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря", осуществлять их кадастровый учет и регистрировать право собственности Республики Дагестан на спорный земельный участок (находящийся в пользовании третьих лиц в рекреационных целях) для скотопрогона и сельскохозяйственного использования, не имелось.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения от 25.07.2017 и апелляционного постановления от 11.10.2017 по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.07.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 по делу N А15-4540/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Повторно исследовав и оценив представленные в дело доказательства, проанализировав при разрешении спора постановление Совета народных комиссаров СССР от 28.07.1945 N 1878 "Об отводе земли под трассы перегона скота на летние и зимние пастбища Дагестанской АССР", постановление СНК Дагестанской АССР от 17.08.1945 N 456, постановление Совета Министров Дагестанской АССР от 10.08.1950 N 467, с учетом постановления Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения", пункт 2 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность") установили отнесение земельных участков с кадастровыми номерами 05:08:000065:27, 05:08:000065:71, 05:08:000065:6, 05:08:000065:0032 к категории земель особо охраняемых природных территорий. Спорный земельный участок в установленном порядке истцом не передавался в собственность Республики Дагестан либо в муниципальную собственность Каякентского района. Доказательства, свидетельствующие о переводе данного земельного участка площадью 2,09 га, относящегося к землям рекреационного назначения, в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса в другую категорию (земли скотопрогона), а также утраты собственником (территориальным управлением) владения спорным земельным участком либо передачи его в собственность Республики Дагестан или муниципальную собственность, отсутствуют. Право распоряжаться земельными участками рекреационного назначения, находящимися в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря", осуществлять их кадастровый учет и регистрировать право собственности Республики Дагестан на спорный земельный участок (находящийся в пользовании третьих лиц в рекреационных целях) для скотопрогона и сельскохозяйственного использования, не имелось."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2018 г. N Ф08-11071/17 по делу N А15-4540/2015
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11071/17
11.10.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3890/16
25.07.2017 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4540/15
10.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9606/16
26.10.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3890/16
21.07.2016 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-4540/15