г. Краснодар |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А61-1689/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) - Лопатина А.С. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Миранда" (ИНН 1514000385, ОГРН 1051500300433), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Миранда" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.09.2017 (судья Родионова Г.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А61-1689/2017, установил следующее.
ООО "Миранда" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2017 N 08-17/280-7 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде предупреждения.
Решением от 07.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.11.2017, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, прекратить производство по делу об административном правонарушении. Податель кассационной жалобы полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса. По мнению общества, управление неправомерно сослалось на определение спирта этилового денатурированного, содержащееся в ГОСТе 33881-2016 "Спирт этиловый из пищевого сырья. Термины и определения"; на момент возбуждения дела об административном нарушении общество обладало необходимой лицензией. Обществом произведен спирт этиловый абсолютированный денатурированный, которому присвоен код - 070, что отражено в отчете об объемах производства и в заявках о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствам дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию от 26.06.2015 РА 002537 на осуществление производства, хранения и поставки этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, абсолютированного - биоэтанола), в том числе денатурированного со сроком действия лицензии до 02.09.2017.
В ходе проведенного анализа информации, зафиксированной обществом в ЕГАИС за период с 01.01.2017 по 12.04.2017, отраженного в справке от 12.04.2017, управление установило следующее.
Общество осуществляет производство продукции с содержанием этилового спирта в ней в соответствии с ГОСТ 5962-2013 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. ТУ (объемная доля этилового спирта % - не менее 96,0-96,3% об"; "спирт этиловый денатурированный для парфюмерно-косметической промышленности" по ТУ 9182-448-00008064-01 (объемная доля этилового спирта % - не менее 96,2% об); этиловый спирт абсолютированный денатурированный" по ТУ 9182-006-75940212-2015 (объемная доля этилового спирта % - не менее 99,5% об); денатурированный топливный абсолютированный биоэтанол" по ТУ 0251-005-75940212-2015 (объемная доля этилового спирта % - не менее 99,5% об.).
В заявках о фиксации сведений о производстве спирта этилового денатурированного из пищевого сырья отражены сведения о виде продукции, соответствующей коду - 070, крепости равной 99,500 % и объемам готовой продукции соответственно 4 811,34 дал, 4 229,324 дал, 7 884,53 дал, 5 141,1 дал, 3055, 57 дал. Указанные показатели соответствуют показателям биоэтанола из пищевого сырья по виду продукции 071 (код). Отраженное в отчете об объемах производства за период с 01.01.2017 по 12.04.2017 (этиловый спирт, нефасованная) производство продукции "спирт этиловый денатурированный из пищевого сырья" крепостью 99,9%, объемной долей готовой продукции равной 25 084,78 дал не соответствует коду продукции 070, а указывает на производство этилового спирта абсолютированного - биоэтанола (код 071).
В справке управления содержится вывод о том, что общество, в нарушение пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), требований приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", осуществляло учет выпускаемой продукции - этиловый спирт (абсолютированный - биоэтанол), как спирт этиловый денатурированный из пищевого сырья.
По факту выявленного нарушения, управление определением от 12.04.2017 N 08-17/280 возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении по статье 14.19 Кодекса. По результатам административного расследования в присутствии представителя общества управление составило протокол об административном правонарушении от 12.04.2017 N 08-17/280-4 и постановлением от 12.05.2017 N 08-17/280-7 привлекло общество к административной ответственности, по статье 14.19 Кодекса, назначив ему наказание в виде предупреждения.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 14.19 Кодекса нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 150 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Пунктом 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 утверждено Положение "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Положение). Пунктом 3 Положения установлено, что учет объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), включающих в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, которыми оснащено основное технологическое оборудование.
Пунктом 6 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 установлено, что ЕГАИС содержит информацию о наименовании и виде продукции, указанной в статье 2 Закона N 171-ФЗ, информацию о коде вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующемуся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования алкогольной продукции.
При производстве спирта этилового денатурированного для парфюмерно-косметической промышленности используются ТУ 9182-448-00008064-01 (объемная доля этилового спирта - не менее 96,2 %), на производство этилового спирта абсолютированного денатурированного - ТУ 9182-006-75940212-2015 (объемная доля этилового спирта - не менее 99,5%), на производство денатурированного топливного абсолютированного биоэтанола - ТУ 0251-005-75940212-2015 (объемная доля этилового спирта - не менее 99,5%.).
В зависимости от степени очистки этиловый спирт может быть абсолютированным (абсолютным), представляющим собой этиловый спирт, практически не содержащий воды. Спирт-ректификат содержит не менее 4,43% воды. Абсолютный спирт получается путем обезвоживания этилового спирта. Согласно ТУ 9182-005-75940212-2015 "Денатурированный топливный абсолитированный биоэтанол" получают путем брагопереработки спиртовой бражки из зерна и крахмалосодержащего сырья в различных соотношениях, из ректификованного спирта и (или) головной фракции этилового спирта с последующей абсолютизацией и добавлением денатурирующих добавок (пункт 1). Объемная доля этилового спирта в продукции составляет не менее 99,5% (подпункт 3.1.).
Этиловый спирт ректификованный из пищевого сырья с объемной долей этилового спирта не менее 96,0% - 96,3% является сырьем для производства этилового спирта денатурированного. Объемная доля этилового спирта денатурированного должна соответствовать объемной долей этилового спирта ректификованного из пищевого сырья.
Производство этилового спирта абсолютированного денатурированного осуществляется на основании ТУ 9182-006-75940212-15. Объемная доля этилового спирта в продукции составляет не менее 99,5%. Для получения указанного вида продукции используется сырье необходимое для производства спирта этилового ректрификованного по ГОСТу 5962-2013 (подпункт 2.3.1).
Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 установлен Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и утвержден Классификатор видов продукции.
В соответствии с Классификатором видов продукции спирту этиловому денатурированному присвоен код 070, биоэтанолу - 071.
Судебные инстанции установили, что общество при фиксации сведений о производстве за сутки в ЕГАИС в заявках о фиксации сведений о производстве за сутки от 15.03.2017-19.03.2017 N 221-N 225, отчете об объемах производства за период с 01.01.2017 по 12.04.2017 (этиловый спирт, нефасованная) отразило сведения о коде вида продукции "спирт этиловый денатурированный из пищевого сырья" 070 при крепости равной 99,5 % и объемам готовой продукции соответственно 4 811,34 дал, 4 229,324 дал, 7 884,53 дал, 5 141,1 дал, 3 055, 57 дал, при этом объемная доля этилового спирта не менее 99,5 % содержится в биоэтаноле и данному виду продукции соответствует код - 071.
Суды указали, что отраженное в отчете об объемах производства за период с 01.01.2017 по 12.04.2017 (этиловый спирт, нефасованная) производство продукции "спирт этиловый денатурированный из пищевого сырья" крепостью 99,9 %, объемной долей готовой продукции равной 25 084,78 дал, не соответствует коду продукции 070, а указывает на производство этилового спирта абсолютированного - биоэтанола, которому присвоен код 071.
Таким образом, установив, что спорная продукция общества, произведенная в период с 15.03.2017 по 19.03.2017, отражена в ЕГАИС с искажениями данных о коде вида продукции, суды сделали правильный вывод о нарушении обществом положений статей 14, 26 Закона N 171-ФЗ и наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса. Доказательства обратного общество не представило.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере регулирования оборота этилового спирта и алкогольной продукции, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка производства по административному делу.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.09.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 по делу N А61-1689/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.