г. Краснодар |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А32-32803/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Калинина К.А. (доверенность от 23.11.2017), в отсутствие ответчика - администрации города Сочи, извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 (судья Корейво Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 (судьи Глазунова И.Н., Илюшин Р.Р., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-32803/2017, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) о возложении обязанности принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимого имущества:
- квартиру N 2 общей площадью 60,5 кв. м, расположенную по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 8 общей площадью 62,5 кв. м, расположенную по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 17 общей площадью 52,4 кв. м, расположенную по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 21 общей площадью 65,1 кв. м, расположенную по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 25 общей площадью 65,8 кв. м, расположенную по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 51 общей площадью 54,1 кв. м, расположенную по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 64 общей площадью 35,2 кв. м, расположенную по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 67 общей площадью 54,4 кв. м, расположенную по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- газораспределительные сети (трубопроводов) низкого давления, газоснабжения жилого дома N 18 протяженностью 0,108 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- электрические сети протяженностью 0,086 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети (трубопровода) протяженностью 0,0188 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети теплотрассы протяженностью 0,0171 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети ливневой канализации военного санатория "Адлер" протяженностью 0,0841 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118.
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по принятию в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить. Заявитель указывает на то, что спорные объекты непригодны к эксплуатации. Администрация не возражает против принятия объектов в муниципальную собственность при условии осуществления капитального ремонта или предоставления компенсации. Суды необоснованно отклонили довод администрации о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному требованию.
В судебном заседании представитель учреждения возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" издан приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 07.12.2013 N 1102 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город-курорт Сочи" (далее - приказ N 1102).
Согласно приказу N 1102 передаче в муниципальную собственность подлежали следующие объекты недвижимого имущества:
- квартира N 2 общей площадью 60,5 кв. м, расположенная по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 8 общей площадью 62,5 кв. м, расположенная по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 17 общей площадью 52,4 кв. м, расположенная по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 21 общей площадью 65,1 кв. м, расположенная по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 25 общей площадью 65,8 кв. м, расположенная по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 51 общей площадью 54,1 кв. м, расположенная по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 64 общей площадью 35,2 кв. м, расположенная по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 67 общей площадью 54,4 кв. м, расположенная по адресу: Краснодарский край, военный городок N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- газораспределительные сети (трубопроводов) низкого давления, газоснабжения жилого дома N 18 протяженностью 0,108 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- электрические сети протяженностью 0,086 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети (трубопровода) протяженностью 0,0188 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети теплотрассы протяженностью 0,0171 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети ливневой канализации военного санатория "Адлер" протяженностью 0,0841 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118.
В соответствии с пунктом 2 приказа N 1102 учреждение должно обеспечить передачу указанного имущества в собственность муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края, подписание передаточного акта по форме ОС-1 (в 4-х экземплярах); обеспечить направление утвержденного передаточного акта администрации, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Министерству обороны Российской Федерации.
Учреждение в адрес администрации направило письма от 01.11.2016 N 141/3/11-16808 и от 18.01.2017 N 141/3/11/488 с проектом передаточного акта объектов недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
В письмах от 07.12.2016 N 14673/07-02-36, от 19.04.2017 N 4375/07-02-36-19, от 30.03.2017 администрация указала на готовность рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность имущества при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, и при условии капитального ремонта объектов в соответствии с актами обследования от 22.03.2017.
Отказ администрации от принятия объектов в муниципальную собственность послужил основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ установлено, что если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом является Министерство обороны Российской Федерации.
На основании подпункта 71 пункта 7, подпункта 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативно правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ) находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.12.2007 N 828-О-П разъяснил, что передача в муниципальную собственность имущественных объектов, находящихся в федеральной собственности, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требует учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий органов местного самоуправления и соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, а также учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. В названном определении подчеркнута недопустимость принятия такого рода решений в одностороннем порядке с игнорированием волеизъявления органов местного самоуправления, а также без учета наличия объективной необходимости в передаче имущества для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Таким образом, при рассмотрении спора о возложении на муниципальное образование обязанности принять имущество суд устанавливает факт соблюдения обязательного порядка, предусмотренного Законом N 122-ФЗ, а также наличие согласия органа местного самоуправления на передачу ему объектов; в случае отказа органа местного самоуправления принять объекты - обоснованность такого отказа.
В обоснование отказа администрация ссылается на то, что спорные объекты не пригодны к эксплуатации.
Передача аварийных, непригодных для выполнения своего функционального назначения объектов, подлежащих сносу, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Утрата недвижимой вещью таких свойств как пригодность для использования ее в целях, для которых она предназначена, влечет и утрату свойства оборотоспособных вещей, что исключает юридические вопросы передачи отсутствующего объекта гражданских прав в силу статей 128 и 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что ответчик не доказал, что имущество является аварийным и непригодным для эксплуатации, подлежащим сносу или реконструкции.
В представленных администрацией в материалы дела актах обследования в отношении некоторых объектов (квартира N 67, сети водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения) указано на их неудовлетворительное состояние (без конкретизации их недостатков). Однако данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о непригодности для эксплуатации названных объектов.
Довод администрации о пропуске срока исковой давности обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции со ссылкой на то, что срок исковой давности подлежит исчислению с момента, когда учреждение узнало или должно было узнать о нарушении своего права, т. е. с момента получения отказа администрации принять в муниципальную собственность спорные объекты (письма от 07.12.2016 и от 19.04.2017).
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и по существу сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой установленных обстоятельств и конкретных доказательств, представленных в материалы дела и получивших надлежащую оценку. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 по делу N А32-32803/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.