Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2018 г. N Ф08-1247/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
10 января 2018 г. |
дело N А32-32803/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой А.О.,
при участии в судебном заседании представителя истца Мещеряковой О.В. по доверенности от 02 ноября 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 ноября 2017 года по делу N А32-32803/2017 (судья Корейво Е.В.)
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к Администрации города Сочи
об обязании принять в собственность,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации города Сочи (далее - ответчик, администрация) об обязании последней принять в муниципальную собственность следующие объекты недвижимого имущества:
- квартиру N 2, общей площадью 60,5 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 8, общей площадью 62,5 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 17, общей площадью 52,4 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 21, общей площадью 65,1 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 25, общей площадью 65,8 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 51, общей площадью 54,1 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 64, общей площадью 35,2 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартиру N 67, общей площадью 54,4 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- газораспределительные сети (трубопроводов) низкого давления, газоснабжения жилого дома N 18, протяженностью 0,108 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- электрические сети, протяженностью 0,086 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети (трубопровода), протяженностью 0,0188 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети теплотрассы, протяженностью 0,0171 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети ливневой канализации военного санатория "Адлер", протяженностью 0,0841 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118.
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по принятию в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества, возложенную принятым федеральным органом государственной власти распорядительным актом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Администрация не может принять спорные объекты, поскольку они непригодны к эксплуатации. Суд первой инстанции не принял во внимание, что истцом пропущен срок исковой давности. При этом администрация не возражает против принятия спорных объектов в муниципальную собственность при условии осуществления капитального ремонта или предоставления компенсации за капитальный ремонт.
В удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу судом отказано истцу, поскольку последний не исполнил обязанность по раскрытию правовой позиции иным лицам, участвующим в деле (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направил, в связи с чем суд рассматривал апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лица, участвующего в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" издан приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2013 года N 1102 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город-курорт Сочи" (далее - приказ).
В соответствии с данным приказом передаче в муниципальную собственность подлежали следующие объекты недвижимого имущества:
- квартира N 2, общей площадью 60,5 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 8, общей площадью 62,5 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 17, общей площадью 52,4 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 21, общей площадью 65,1 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 25, общей площадью 65,8 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 51, общей площадью 54,1 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 64, общей площадью 35,2 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- квартира N 67, общей площадью 54,4 м2, расположенную по адресу: Краснодарский край, в/г N 5, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- газораспределительные сети (трубопроводов) низкого давления, газоснабжения жилого дома N 18, протяженностью 0,108 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- электрические сети, протяженностью 0,086 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети (трубопровода), протяженностью 0,0188 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети теплотрассы, протяженностью 0,0171 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118;
- сети ливневой канализации военного санатория "Адлер", протяженностью 0,0841 км, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Свердлова, д. 118.
В соответствии с пунктом 2 приказа истцу необходимо обеспечить передачу вышеуказанного имущества в собственность муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края, подписание передаточного акта по форме ОС-1 (в 4 экземплярах), обеспечить направление утвержденного передаточного акта администрации муниципального образования город-курорт Сочи, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Министерства обороны Российской Федерации.
Истцом направлены ответчику письма от 1 ноября 2016 года N 141/3/11-16808, от 18 января 2017 года N141/3/11/488 с проектом передаточного акта объектов недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
В ответных письмах от 7 декабря 2016 года N 14673/07-02-36, от 19 апреля 2017 года N 4375/07-02-36-19, от 30 марта 2017 года администрация города Сочи указала на готовность рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность спорного имущества при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, и при условии капитального ремонта указанных объектов в соответствии с актами обследования от 22 марта 2017 года (л. д. 20 - 26).
Отказ администрации от принятия спорных объектов в муниципальную собственность и послужил основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверяя законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2 федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Пунктом 6 статьи 2 федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 1053 от 29 декабря 2008 года "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом является Министерство обороны Российской Федерации.
На основании подпункта 71 пункта 7, подпункта 1 пункта 8 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16 августа 2004 года, Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативно правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Заместителем Министра обороны Российской Федерации 7 декабря 2013 года издан приказ N 1102 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город-курорт Сочи". Данный приказ издан в пределах компетенции федерального органа государственной власти, в судебном порядке не оспорен и не признан недействительным.
В соответствии с частью 11 статьи 154 федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04 декабря 2007 года N 828-О-П разъяснил, что передача в муниципальную собственность имущественных объектов, находящихся в федеральной собственности, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления требует учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий органов местного самоуправления и соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, а также учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. В названном определении подчеркнута недопустимость принятия такого рода решений в одностороннем порядке с игнорированием волеизъявления органов местного самоуправления, а также без учета наличия объективной необходимости в передаче имущества для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Таким образом, при рассмотрении спора об обязании муниципального образования принять имущественные объекты суд устанавливает факт соблюдения обязательного порядка, предусмотренного федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также наличие согласия органа местного самоуправления на передачу ему объектов; в случае отказа органа местного самоуправления принять объекты - обоснованность такого отказа.
В обоснование отказа администрация ссылается на то, что спорные объекты не пригодны к эксплуатации, представив акты их обследования управляющей организацией.
Между тем, в названных актах содержится лишь абстрактное указание, что состояние некоторых спорных объектов неудовлетворительное, без конкретизации их недостатков. Доказательств, подтверждающих выводы о неудовлетворительности состояния объектов, администрацией в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Арбитражным судом первой инстанции верно отмечено, что имеющиеся в материалах дела акты обследования, представленные ответчиком, не свидетельствуют о том, что спорное имущество является аварийным и непригодным для проживания, подлежащим сносу или реконструкции.
Довод ответчика об обязательном наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемый объект также подлежит отклонению ввиду следующего.
В силу части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (часть 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 3 Закона N 423-ФЗ в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при переходе прав на военное недвижимое имущество на основании решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с федеральным законом от 08 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и заявления соответствующего субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственная регистрация прав на такой объект недвижимости осуществляется без заявления о государственной регистрации перехода права собственности Российской Федерации, без заявления о прекращении вещных прав собственника (правообладателя) такого объекта недвижимости.
Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципального образования, которым такое имущество передано (часть 12 статьи 3 Закона от 08 декабря 2011 года N 423-ФЗ).
Таким образом, Минобороны правомерно распорядилось своим имуществом путем издания ненормативного правового акта-приказа N 1961 от 22 октября 2011 года, и что в соответствии с Законом N423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на подлежащее передаче имущество и отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную.
Довод ответчика об истечении срока исковой давности также не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, срок исковой давности должен исчисляться с момента получения учреждением ответов Администрации (исх. от 07 декабря 2016 года N 14673/07-02-36, от 19 апреля 2017 года N4375/07-02-36), содержащих отказ принять в муниципальную собственность спорные объекты, а не с момента подписания приказа, как полагает ответчик. Передача в собственность - это двусторонний акт, при котором, поскольку иное не предусмотрено законом, об отказе принятия объектов в собственность управомоченное на их передачу лицо может узнать лишь с момента волеизъявления обязанной стороны.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба администрации не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 ноября 2017 года по делу N А32-32803/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32803/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2018 г. N Ф08-1247/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минообороны России, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Ответчик: Администрация г. Сочи