Административные правонарушения, выявляемые по результатам
проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля
1. Административные правонарушения, которые могут быть выявлены по
результатам проведения налоговыми органами мероприятий налогового
контроля. Сравнительный анализ штрафных санкций, применяемых за
административные правонарушения до 1 июля 2002 года и после этой
даты. Штрафные санкции, установленные Налоговым кодексом
Российской Федерации за аналогичный состав административных
правонарушений
2. Общие положения, при наличии которых возможно привлечение
к административной ответственности
3. Порядок производства по делам об административных
правонарушениях
3.1. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать
дела об административных правонарушениях
3.2. Производство по делам об административных правонарушениях
3.3. Права и обязанности участников производства по делам
об административных правонарушениях
3.4. Возбуждение дела об административном правонарушении
3.5. Протокол об административном правонарушении
3.6. Порядок и сроки проведения административного расследования,
предусмотренные ст.28.7 КоАП РФ
3.7. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
3.8. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении
3.9. Результаты рассмотрения дела об административном
правонарушении
3.10. Пересмотр постановлений по делам об административных
правонарушениях
3.11. Пересмотр постановления по делу об административном
правонарушении и решения, вынесенного по жалобе
на постановление по делу об административных правонарушениях
3.12. Принесение протеста на не вступившее в законную силу
постановление по делу об административном правонарушении
и последующие решения
3.13. Принесение протеста прокурором на вступившие в законную силу
постановление по делу об административном правонарушении,
решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов
3.14. Исполнение постановлений по делам об административных
правонарушениях
Административная ответственность за совершение правонарушений, которые могут быть выявлены по результатам осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля в отношении физических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций, предусмотрена ст.14.5, 15.1, 15.2, 15.3-15.9, 15.11, частью первой ст.19.4, частью первой ст.19.5, ст.19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
1. Административные правонарушения, которые могут быть выявлены
по результатам проведения налоговыми органами мероприятий налогового
контроля. Сравнительный анализ штрафных санкций, применяемых за
административные правонарушения до 1 июля 2002 года и после этой даты.
Штрафные санкции, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации
за аналогичный состав административных правонарушений
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ККМ).
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц*(1) - от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ.
Таким образом, данной нормой установлена ответственность граждан (индивидуальных предпринимателей), должностных лиц организаций и организаций за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККМ.
Порядок применения ККМ установлен Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", Указом Президента Российской Федерации от 16.02.1993 N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением", Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением и перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745.
Ранее ответственность за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ, а также ответственность за продажу товаров или иных предметов населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, была предусмотрена ст.7 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и применялась только к предприятию. Штраф, применяемый за данное правонарушение, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июля 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан" составлял от пятидесяти до ста МРОТ (ст.146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
Статьей 15.1. КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц организаций в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ.
Ответственность за вышеуказанные составы правонарушений также предусмотрена ст.9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
Однако размеры штрафов, налагаемых на организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за совершение данных правонарушений поставлены Указом Президента Российской Федерации в зависимость соответственно от установленных предельных сумм - штраф в двухкратном размере суммы произведенного платежа; от денежной наличности - штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы; от установленных лимитов - штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
На руководителей организаций, допустивших вышеуказанные нарушения, в соответствии с нормами Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 могут быть наложены административные штрафы в пятидесятикратном установленном законодательством Российской Федерации МРОТ.
С учетом вышеизложенного органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, вправе в соответствующих случаях при обнаружении административного правонарушения применить административную ответственность к организациям и должностным лицам организаций в размере, не превышающем размеры штрафа, установленного ст.15.1 КоАП РФ.
Статьей 15.2. КоАП РФ установлена ответственность должностного лица учреждения банка за невыполнение обязанностей по контролю за выполнением правил ведения кассовых операций в виде административного штрафа в размере от двадцати до тридцати МРОТ.
Основными нормативными актами, регулирующими правила ведения кассовых операций, соблюдать которые обязаны должностные лица учреждения банка и при несоблюдении положений которых данные лица могут быть привлечены согласно вышеназванной норме к административной ответственности, являются Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (см. письмо Банка России от 04.10.1993 N 18), и Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 25.03.1997 N 56, утвержденное приказом Председателя Банка России от 25.03.1997 N 02-101.
Письмами Банка России от 17.02.1994 N 14-4/35, от 16.03.1995 N 14-4/95 даны некоторые разъяснения по применению Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Письмами Банка России от 30.12.1997 N 121-У, от 19.06.1997 N 472, от 15.01.2001 N 7-ОР, от 25.12.2001 N 163-Т даны разъяснения по применению Положения о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации.
Частью первой ст.15.3. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц*(2) организации за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, в размере от пяти до десяти МРОТ.
Частью второй ст.15.3. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц организации за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, в размере от двадцати до тридцати МРОТ.
Ответственность налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе установлена положениями ст.116 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и зависит от количества дней просрочки подачи в налоговый орган заявления о постановке на учет в налоговом органе:
- до 90 дней (включительно) - 5000 руб.;
- более 90 дней - 10 000 руб.
Ответственность налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе установлена положениями ст.117 НК РФ и зависит от количества месяцев, в течение которых организация осуществляла деятельность без постановки на учет в налоговом органе:
- до 3 месяцев (включительно) - 10% от доходов, полученных в течение вышеуказанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.;
- более 3 месяцев - 20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
При этом необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в п.39 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст.83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье Кодекса основанию.
Таким образом, если налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) уже стоит на учете в этом налоговом органе по какому-либо основанию, предусмотренному ст.83 НК РФ, он не может быть привлечен к ответственности по ст.116 НК РФ.
Аналогично в данном случае не может быть возложена административная ответственность на должностное лицо организации при несвоевременной подаче в налоговый орган заявления о постановке на учет.
Статьей 15.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии или о закрытии счета в банке либо иной кредитной организации.
Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке либо иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ.
Обязанность представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке либо иной кредитной организации, а также срок (десять дней) представления данной информации установлены в п.2 ст.23 НК РФ.
НК РФ установлена ответственность налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) за нарушение установленного данным Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке в виде штрафа в размере 5000 руб.
Таким образом, при выявлении налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля данного правонарушения - нарушения десятидневного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке либо иной кредитной организации - с учетом п.4 ст.108 НК РФ:
налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) подлежит привлечению к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст.118 НК РФ);
должностное лицо организации - в размере от десяти до двадцати МРОТ.
Статьей 15.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц организации в размере от трех до пяти МРОТ.
Ответственность налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) за представление декларации в сроки более поздние, чем установлено законодательством о налогах и сборах, предусмотрена ст.119 НК РФ и зависит от количества дней просрочки представления декларации:
- до 180 дней (включительно) - 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.;
- более 180 дней - 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Таким образом, при выявлении налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля данного правонарушения:
налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) подлежит привлечению к налоговой ответственности в виде штрафа на основании положений ст.119 НК РФ;
должностное лицо организации - в размере от трех до пяти МРОТ.
Частью первой ст.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Согласно вышеуказанной норме КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ.
Ответственность налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, предусмотрена частью первой ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. на основании части второй ст.126 НК РФ.
Частью второй ст.15.6 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц*(3), физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Таким образом, вышеуказанной нормой установлена ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде:
- должностного лица органа, осуществляющего государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
- должностного лица органа, осуществляющего выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой;
- должностного лица органа, осуществляющего регистрацию лиц по месту жительства;
- должностного лица органа, осуществляющего регистрацию актов гражданского состояния;
- должностного лица органа, осуществляющего учет и регистрацию имущества и сделок с ним;
- нотариуса или должностного лица, уполномоченного совершать нотариальные действия.
Обязанности вышеуказанных органов сообщать в налоговый орган сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, предусмотрены соответствующими положениями ст.85 НК РФ.
При неисполнении возложенной на них обязанности данные органы и лица подлежат привлечению к налоговой ответственности, установленной ст.129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 1000 руб., а в случае повторного нарушения - 5000 руб.
Должностные лица вышеуказанных органов, а также нотариусы подлежат привлечению к ответственности в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти МРОТ.
Статьей 15.7 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение банком или иной кредитной организацией порядка открытия счета налогоплательщику.
Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ.
Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ.
Налоговая ответственность банка за данный состав правонарушений установлена п.1 ст.132 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Статьей 15.8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса).
Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ.
Статьей 133 НК РФ установлена ответственность банка за нарушение срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора в виде взыскания пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
Статьей 135 НК РФ установлена ответственность банка за неправомерное неисполнение им в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени в виде взыскания пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки.
Статьей 15.9 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ.
Налоговая ответственность банка за данный состав правонарушений установлена ст.134 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности.
Статьей 15.11 КоАП РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.
Согласно вышеуказанной норме грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ.
При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Ответственность налогоплательщика (организации) за аналогичное (но не идентичное) правонарушение: за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения - предусмотрена ст.120 НК РФ, согласно которой:
- грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.;
- те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб.;
- те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Статьей 19.4 (часть первая) КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ, а на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ.
В данной норме декларируется запрет на неповиновение должностному лицу органа при предъявлении им законных требований в рамках возложенных на него действующим законодательством прав и обязанностей.
Права и обязанности налоговых органов установлены ст.31 и 32 НК РФ, а также положениями Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Статьей 19.5 (часть первая) КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ.
Статьей 19.6 КоАП РФ установлена ответственность за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ.
Ранее п.12 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" была установлена ответственность руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан за невыполнение требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности в виде штрафа в размере от двух с половиной до пяти МРОТ.
Статьей 19.7 НК РФ установлена ответственность за непредставление сведений (информации).
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ.
При применении административной ответственности необходимо учитывать, что к ней могут привлекаться индивидуальные предприниматели, должностные лица организации, организации (юридические лица).
Из вышеуказанных составов индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности, установленной ст.14.5, 15.1, частью первой ст.19.4, ст.19.5 (часть первая), 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной ст.14.5, 15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9, 15.11, 19.4 (часть первая), 19.5 (часть первая), 19.6, 19.7 КоАП РФ.
При этом необходимо учитывать, что к административной ответственности подлежит привлечению должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).
Таким образом, необходимым обстоятельством, при наличии которого возможно привлечение должностного лица к ответственности, предусмотренной КоАП РФ, будут являться факты, свидетельствующие о том, что данным должностным лицом ненадлежаще исполнены служебные обязанности, что стало следствием совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена той или иной нормой настоящего Кодекса.
Юридические лица - организации могут быть привлечены к ответственности, установленной ст.14.5, 15.1, 19.5 (часть первая), 19.7 КоАП РФ.
Однако необходимо иметь в виду, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм.
Таким образом, юридическое лицо может быть подвергнуто административному наказанию лишь в случае, если на нем в силу действующего законодательства лежала обязанность соблюдения правил, ответственность за несоблюдение которых установлена соответствующими положения Кодекса и для исполнения которых оно имело возможность.
Кроме того, необходимо учитывать правило части третьей ст.2.1 КоАП РФ, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (в данном случае и должностное лицо), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, возможно одновременно привлечение как организации, так и должностного лица организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, если статья КоАП РФ, устанавливающая ответственность за данное правонарушение, предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо [ст.14.5, 15.1, 19.5 (часть первая), 19.7 КоАП РФ].
Пунктом 7 ст.101 НК РФ предусмотрено, что по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые соответствующие лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения (рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций), ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п.2 ст.10 НК РФ).
С 1 июля 2002 года порядок производства по делам об административных правонарушениях производится в соответствии с положениями КоАП РФ.
2. Общие положения, при наличии которых возможно
привлечение к административной ответственности
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Итак, необходимым элементом для привлечения юридического лица или физического лица (должностного лица) к административной ответственности является наличие вины.
Статья 1.5 КоАП РФ предусматривает следующие правила:
- лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
- неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Формы вины установлены ст.2.2 КоАП РФ, согласно которой административное правонарушение может быть признано совершенным умышленно или по неосторожности.
Учитывая то, что положениями КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде минимальной и максимальной суммы штрафа, лицо, осуществляющее производство по делам об административном правонарушении, при назначении административного наказания в виде административного штрафа должно руководствоваться правилами, закрепленными в ст.4.1 настоящего Кодекса:
- административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения назначается в пределах (минимальном и максимальном), установленных КоАП РФ, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение;
- при назначении административного наказания физическому лицу (должностному лицу организации) учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Кроме того, данным положением КоАП РФ определены не менее важные принципы:
- лицо, привлеченное к административной ответственности, не освобождается от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание в виде административного штрафа было назначено;
- никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено право судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, при малозначительности совершенного административного правонарушения освобождать лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиваться устным замечанием.
Таким образом, лицо, осуществляющее производство по делам об административном правонарушении, может применять к физическому лицу (должностному лицу) или юридическому лицу административную ответственность в определенных пределах, предусмотренных КоАП РФ, в частности, может применять обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие эту ответственность.
Согласно п.1 ст.4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
При этом п.2 ст.4.2 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе.
При наличии данных обстоятельств судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при наложении административного наказания в виде штрафа вправе применить минимальный размер штрафа, предусмотренный соответствующей статьей КоАП РФ, устанавливающей ответственность за совершенное данным лицом административное правонарушение.
Согласно п.1 ст.4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6 настоящего Кодекса;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
При этом судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание в виде административного штрафа, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что список обстоятельств, содержащихся в ст.4.3 КоАП РФ, является исчерпывающим. Любое иное обстоятельство, являющееся, по мнению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, отягчающим ответственность, не влияет на размер применяемого к правонарушителю штрафа.
При наличии обстоятельств, содержащихся в ст.4.3 КоАП РФ, и признании данных обстоятельств отягчающими судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при наложении административного наказания в виде штрафа вправе применить максимальный размер штрафа, предусмотренный соответствующей статьей настоящего Кодекса, устанавливающей ответственность за совершенное данным лицом административное правонарушение.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст.4.6 КоАП РФ).
Данное правило необходимо для применения ответственности к лицу, совершившему административное правонарушение, так как согласно подпункту 2 п.1 ст.4.3 и ст.4.6 КоАП РФ если в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа данное лицо будет подвергнуто привлечению к административному наказанию за совершенное им иное административное правонарушение, данное обстоятельство может быть признано судьей, органом, должностным лицом, назначающим административное наказание в виде административного штрафа, отягчающим, и на данное лицо будет наложен максимальный административный штраф, установленный статьей настоящего Кодекса, в соответствии с которой лицо подлежит привлечению к административной ответственности.
Статьей 4.4 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - по истечении одного года со дня обнаружения административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
Если ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица удовлетворено, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
3. Порядок производства по делам об административных
правонарушениях
3.1. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать
дела об административных правонарушениях
Дела об административных правонарушениях в области налогов и сборов, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:
1) судьями (с учетом положений ст.23.1 настоящего Кодекса - мировыми судьями);
2) налоговыми органами.
Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.3-15.9, 15.11, частью первой ст.19.4, частью первой ст.19.5, ст.19.6 и 19.7 КоАП РФ.
Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5, 15.1, 15.2 КоАП РФ.
При этом непосредственно дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов рассматривают в пределах своих полномочий следующие должностные лица налогового органа:
1) Министр Российской Федерации по налогам и сборам, его заместители;
2) руководители УМНС России в субъектах Российской Федерации, их заместители;
3) руководители ИМНС России в городах, районах Российской Федерации.
3.2. Производство по делам об административных правонарушениях
В ст.1.7 КоАП РФ закреплен ряд важных правил, которые сводятся к следующему:
- лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения;
- производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу;
- закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
КоАП РФ предусматривает как открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях, так и закрытое. Закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в случае, если открытое рассмотрение дела может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случае, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также обеспечения защиты чести и достоинства вышеуказанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.
Статьей 24.4 КоАП РФ предусмотрено право лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, заявлять письменные ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе отказать в удовлетворении ходатайства. Лицо, участвующее в деле об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
Наиболее важной нормой, рассматриваемой в разделе 3 настоящей статьи, является ст.24.5 "Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности (16 лет), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости*(4);
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст.24.5 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
3.3. Права и обязанности участников производства по делам об
административных правонарушениях
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:
- знакомиться со всеми материалами дела;
- давать объяснения;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- пользоваться юридической помощью защитника. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении; с этого момента он вправе пользоваться процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ;
- пользоваться правом на защиту прав и законных интересов законными представителями;
- участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении. В отсутствие вышеуказанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения;
- иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Защита прав и законных интересов физического лица (должностного лица организации, индивидуального предпринимателя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовать свои права, может осуществляться их законными представителями.
Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители, которые удостоверяют родственные связи или свои полномочия документами, предусмотренными законом.
Защита прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляется его законными представителями.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
3.4. Возбуждение дела об административном правонарушении
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами налоговых органов, в соответствующих случаях должностными лицами органов внутренних дел, таможенных органов, до-статочных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из вышеуказанных поводов и достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения.
3.5. Протокол об административном правонарушении
На основании ст.28.3 КоАП РФ протокол по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов имеют право составлять:
1) судья - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.3-15.9, 15.11, частью первой ст.19.4, частью первой ст.19.5, ст.19.6 и 19.7 КоАП РФ;
2) должностные лица органов внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.1 КоАП РФ;
3) должностные лица налоговых органов - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5, 15.1, 15.2, 15.3, 15.5, частью первой ст.15.6, ст.15.11, частью первой ст.19.4, частью первой ст.19.5, ст.19.6 и 19.7 КоАП РФ;
4) должностные лица таможенных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой ст.15.6 КоАП РФ.
Требования к составляемому протоколу об административном правонарушении установлены ст.28.2 КоАП РФ.
Так, в протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если они имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица (должностного лица, индивидуального предпринимателя) или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Кроме того, в протоколе должно быть указано, что физическому лицу (должностному лицу, индивидуальному предпринимателю) или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъяснены их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом (должностным лицом, индивидуальным предпринимателем) или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Данные лица вправе отказаться от подписания протокола, о чем должна быть сделана в нем соответствующая запись.
Копия протокола об административном правонарушении по просьбе физического лица (должностного лица, индивидуального предпринимателя) или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, может быть вручена им под расписку.
Физическое лицо (должностное лицо организации, индивидуальный предприниматель) или законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вправе:
- ознакомиться с протоколом об административном правонарушении;
- представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые должны быть приложены к протоколу.
Протокол об административном правонарушении составляется сразу после выявления административного правонарушения.
Частью второй ст.28.5 КоАП РФ предусмотрено, что если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице (должностном лице организации, индивидуальном предпринимателе) или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.
3.6. Порядок и сроки проведения административного расследования,
предусмотренные ст.28.7 КоАП РФ
Если после выявления административного правонарушения в области налогов и сборов возникла необходимость проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, осуществляется административное расследование.
Решение о проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в форме определения.
В определении о проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях вышеуказанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении, составленный по правонарушению, ответственность за совершение которого предусмотрена одной из следующих статей: ст.15.3-15.9, ст.15.11, частью первой ст.19.5, частью первой ст.19.4, ст.19.6 и 19.7 КоАП РФ, - по которому проводилось административное расследование, направляется судье районного суда (абзац второй п.3 ст.23.1 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении, составленный по правонарушению, ответственность за совершение которого предусмотрена одной из следующих статей: ст.15.3-15.9, ст.15.11, частью первой ст.19.5, частью первой ст.19.4, ст.19.6 и 19.7 КоАП РФ, - по которому не проводилось административное расследование, направляется мировому судье (абзац четвертый п.3 ст.23.1 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении, составленный по правонарушению, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.14.5, 15.1, 15.2 КоАП РФ, подлежит рассмотрению руководителем соответствующего налогового органа.
Протокол об административном правонарушении должен быть направлен в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, при обнаружении совершения физическим лицом (должностным лицом организации, индивидуальным предпринимателем) или организацией правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ, судья, должностное лицо налогового органа, должностное лицо органа внутренних дел, должностное лицо таможенного органа составляют в соответствующих случаях и в установленные настоящим Кодексом сроки протокол об административном правонарушении, который в течение суток с момента составления направляется в соответствующих случаях либо судье, либо руководителю (заместителю руководителя) налогового органа.
Судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает определение о назначении времени и места рассмотрения дела (подпункт 1 п.1 ст.29.4 КоАП РФ).
3.7. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
Статьей 29.5 КоАП РФ установлены правила определения места рассмотрения дела об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Из данного правила имеются два исключения.
Во-первых, по ходатайству должностного лица организации, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного должностного лица.
Во-вторых, если по делу об административном правонарушении было проведено административное расследование, данное дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (налогового органа, таможенного органа, органа внутренних дел, суда).
3.8. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении
Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен п.1 ст.29.6 КоАП РФ и составляет пятнадцать дней со дня получения судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа протокола об административном правонарушении и других материалов дела (например, объяснений и замечаний по содержанию протокола).
Однако данный срок может быть продлен по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законного представителя или защитника.
Данный срок может быть также увеличен по усмотрению судьи, руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающими дело, в случае возникновения необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.
Срок для рассмотрения дела может быть продлен не более чем на один месяц.
Решение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении принимается судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривающими дело, в форме определения.
3.9. Результаты рассмотрения дела об административном
правонарушении
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа могут вынести постановление или определение.
Судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, рассматривающие дело, вправе принять одно из следующих постановлений:
1) о назначении административного наказания (о взыскании административного штрафа);
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении (об отказе во взыскании административного штрафа).
При этом постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае (абзацы четвертый-седьмой ст.29.9 КоАП РФ):
1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ;
2) объявления устного замечания в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ;
3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Таким образом, при рассмотрении по существу дела об административном правонарушении судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, признав, что в действиях должностного лица организации либо самой организации содержится состав правонарушения в области налогов и сборов, ответственность за совершение которого предусмотрена в соответствующих положениях КоАП РФ, принимают постановление о назначении административного наказания.
Если вышеуказанные лица в силу перечисленных в абзацах четвертом-седьмом п.1 ст.29.9 КоАП РФ обстоятельств не подлежат привлечению к административной ответственности, судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимают постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Необходимо также учитывать, что ст.4.5 КоАП РФ предусмотрен срок давности привлечения лиц, совершивших административное правонарушение, к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, по истечении которого физическое лицо (должностное лицо организации, индивидуальный предприниматель), юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности, установленной соответствующими положениями настоящего Кодекса.
Так, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении вышеуказанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Кроме того, предусмотрены особые правила определения начала течения срока давности привлечения к административной ответственности:
- в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения срок давности начинает исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении;
- в случае удовлетворения ходатайства должностного лица организации, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, руководителю (заместителю руководителя) налогового органа по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В постановлении по делу об административном правонарушении, принимаемом судьей или руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесших постановление;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу (должностному лицу организации, индивидуальному предпринимателю), его законному представителю или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается вышеуказанным лицам в течение трех дней со дня вынесения данного постановления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять определение:
1) при передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) при передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
В определении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, инициалы судьи, руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесших определение;
2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство либо в отношении которого рассмотрены материалы дела;
4) содержание заявления, ходатайства;
5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.
Судья, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении в действиях должностных лиц организации причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в силу положений ст.29.13 КоАП РФ вправе направить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению вышеуказанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, внесшим представление.
3.10. Пересмотр постановлений по делам об административных
правонарушениях
КоАП РФ предусмотрен следующий порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в зависимости от того, кем принималось постановление по делу об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном должностным лицом организации, вынесенное судьей, обжалуется в вышестоящий суд в соответствии с порядком, установленным КоАП РФ, а постановление, вынесенное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, - в вышестоящий налоговый орган либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении одновременно направляется в суд и в вышестоящий налоговый орган, жалоба рассматривается судом.
Статьей 30.2 КоАП РФ установлен порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Во-первых, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий налоговый орган.
При этом предусмотрено, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий налоговый орган, уполномоченный ее рассматривать.
Во-вторых, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Статьей 30.3 КоАП РФ установлен срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, который равен десяти суткам со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законным представителем, защитником.
В случае пропуска вышеуказанного срока лицо, подающее жалобу, вправе заявить ходатайство о восстановлении срока обжалования. Судья или руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа, правомочный рассматривать жалобу, вправе восстановить срок для подачи жалобы или отклонить ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, о чем он должен вынести определение.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна рассматриваться судьей (единолично) или руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела.
Рассмотрение жалобы производится в присутствии лиц, в отношении которых вынесено постановление по делу, их законных представителей.
Данные лица должны быть извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, что не исключает их права обратиться с просьбой в суд (руководителю налогового органа) о рассмотрении дела в их отсутствие.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом или руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, должностному лицу налогового органа, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, должностным лицом налогового органа.
Принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решение должно отвечать установленным ст.29.10 КоАП РФ требованиям для постановления по делу об административном правонарушении, принимаемого судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, которые были указаны выше.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается сразу после его вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу (должностному лицу организации, индивидуальному предпринимателю) или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу.
Если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выясняется, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, эти лица принимают определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности.
3.11. Пересмотр постановления по делу об административном
правонарушении и решения, вынесенного по жалобе на постановление
по делу об административных правонарушениях
Решение руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
3.12. Принесение протеста на не вступившее в законную силу
постановление по делу об административном правонарушении
и последующие решения
Статьей 30.10 КоАП РФ предусмотрено право прокурора принести протест на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) на решение вышестоящих инстанций (вышестоящего суда или руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего должностного лица налогового органа), принятое по жалобам на это постановление.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, его законный представитель или защитник вправе обратиться с ходатайством к прокурору с просьбой о принесении протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) на решение вышестоящих инстанций (вышестоящего суда или руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего должностного лица налогового органа).
Копия решения, принятого либо судом (вышестоящим судом), либо руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, должна быть направлена согласно ст.30.10 КоАП РФ в трехдневный срок после вынесения решения лицу, привлеченному к административной ответственности, его законному представителю или защитнику.
3.13. Принесение протеста прокурором на вступившие в законную силу
постановление по делу об административном правонарушении,
решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов
На вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, принятое в соответствующих случаях судом или руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, может быть принесен протест прокурором субъекта Российской Федерации и его заместителем, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителем.
На вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов, принятое в соответствующих случаях судом (вышестоящим судом) или руководителем (заместителем руководителя) вышестоящего налогового органа, может быть принесен протест прокурором субъекта Российской Федерации и его заместителем, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителем.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, его законный представитель или защитник вправе обратиться с ходатайством к прокурору субъекта Российской Федерации и его заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям с просьбой о принесении протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут пересматриваться председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов г. Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и его заместителями.
3.14. Исполнение постановлений по делам об административных
правонарушениях
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу и обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (десять суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законным представителем или защитником), если вышеуказанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту (десять суток со дня вручения или получения копии решения), если вышеуказанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случая, если решением отменяется вынесенное постановление.
Обязательность постановлений по делу об административном правонарушении для должностных лиц организации и юридических лиц, которыми данные лица привлечены к административной ответственности в виде взыскания штрафа, выражается в обязанности уплатить данный административный штраф не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
Статьей 31.5 КоАП РФ предусмотрено право судьи, руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесших постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Статьей 31.6 КоАП РФ установлено право судьи, руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вынесших постановление о назначении административного наказания, приостановить исполнение постановления в случае принесения протеста прокурором на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.
О приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится определение.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.
При неуплате административного штрафа в течение тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки постановление о наложении административного штрафа обращается судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, вынесшими постановление к исполнению.
Порядок обращения постановления о наложении административного штрафа к исполнению установлен ст.32.2 КоАП РФ и заключается в направлении копии постановления о наложении административного штрафа судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, вынесшими постановление:
в отношении физического лица (должностного лица организации) - в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов;
в отношении юридического лица - в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.
Постановление о назначении административного наказания в виде взыскания с должностного лица организации или юридического лица административного штрафа не может быть исполнено в случае, если это постановление не было приведено в исполнение судьей, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение года со дня его вступления в законную силу.
Таким образом, если должностное лицо организации, с которого в соответствии с постановлением о назначении административного наказания подлежит взысканию административный штраф, самостоятельно не уплатило штраф в течение тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, оно не может быть привлечено к административной ответственности (то есть с него не может быть взыскан административный штраф) в случае, если данное постановление в течение года со дня его вступления в законную силу не было направлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или судьей в организацию, в которой лицо, привлеченное к административной ответственности, работает, учится либо получает пенсию.
В аналогичном порядке при наличии вышеуказанных обстоятельств не может быть взыскан административный штраф с юридического лица, если постановление о назначении административного наказания в течение года со дня его вступления в законную силу не было направлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или судьей в банк или в иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица.
Данный срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания может быть увеличен:
- в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания - течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления;
- в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания - течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
С учетом положений ст.31.7 КоАП РФ исполнение постановления о назначении административного наказания прекращается по данной категории дел в следующих случаях:
1) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
2) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или его объявления в установленном законом порядке умершим;
3) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
4) отмены постановления.
Л.А. Короткова,
советник налоговой службы II ранга
"Налоговый вестник", N 2, 3, февраль, март 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под должностным лицом в данном случае имеется в виду лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. При этом совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
*(2) Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в ст.15.3-15.9, 15.11 КоАП РФ, применяется к должностным лицам, определение которым дано в ст.2.4 Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
*(3) С 1 июля 2002 года уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является МНС России (постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц").
*(4) Понятие "крайняя необходимость" дано в ст.2.7 КоАП РФ - причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1