г. Краснодар |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А32-17153/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Афониной Е.И. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) - Матвеевой А.А. (доверенность от 10.11.2015), управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Сергиенко И.Г. (доверенность от 15.12.2017), в отсутствие заявителя - публичного акционерного общества "Племзавод им. В.И. Чапаева" (ИНН 2330025991, ОГРН 1022303614080), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 (судья Шепель А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-17153/2017, установил следующее.
ПАО "Племзавод им. В.И. Чапаева" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФГБОУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата, учреждение) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным и отмене решения от 13.02.2017 N 23/17-26197 о приостановке осуществления государственного кадастрового учета нежилого здания - кормоцех площадью 527,4 кв. м, с кадастровым номером 23:07:0000000:1113, этажность 1, местоположение: Краснодарский край, Динской район, ориентир станица Васюринская, примерно в 5 км от ориентира по направлению на Юго-Запад (МТФ N 1; далее - здание); об обязании управление произвести кадастровый учет здания и взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей.
Решением суда от 05.12.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.02.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах кадастровая палата и управление просят отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе кадастровая палата указывает, что с 01.01.2017 органом регистрации является управление. Кадастровая палата не имела полномочий на принятие решения от 13.02.2017, поэтому суды необоснованно взыскали с нее расходы по уплате государственной пошлины.
По мнению управления, общество к заявлению об осуществлении кадастрового учета не приложило необходимые документы, в том числе, разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
В отзыве на кассационную жалобу управления общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители учреждения и управления поддержали доводы жалоб.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что обществу на праве собственности принадлежит нежилое здание - кормоцех площадью 527,4 кв. м (литеры Д, д), этажность 1, кадастровый номер 23:07:0000000:1113, местоположение: Российская Федерация, Краснодарский край, Динской район, ориентир станица Васюринская, примерно в 5 км от ориентира по направлению на юго-запад (МТФ N 1).
В процессе эксплуатации здания произведены демонтаж и разборка помещения пристроечного типа N 14 без изменения конструктивных элементов и несущих конструкций основного строения. Указанные действия повлекли изменение количества помещений и общей площади здания.
Согласно техническому заключению Динского отделения филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Калининскому району от 24.10.2016 здание имеет конструктивную достаточную прочность и устойчивость, состояние несущих конструкций хорошее, соответствует требованиям действующих строительных норм, регламентов и правил, не угрожает жизни и здоровью граждан, права третьих лиц не нарушает.
Из заключения Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Динской район от 14.11.2016 (далее - управление архитектуры) и справки Динского отделения филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по Калининскому району от 19.08.2016 N 521 следует, что в результате сноса пристройки (литера д) площадь здания (литера Д) изменилась с 527,4 кв. м на 474,1 кв. м; данный вид работ не затронул несущие стены и в целом не повлиял на несущую способность здания.
Общество обратилось в МБУ МО Выселковский район МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг с заявлением от 07.02.2017 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений здания в связи со следующим: изменение описания местоположения границ (координаты) контуров: 1; изменение площади здания - 474,1 кв. м; изменение материала наружных стен здания - кирпичные; изменение кадастрового номера земельного участка здания - 23:07:1102000:41; изменение года строительства/ввода в эксплуатацию здания - 1987; изменение кадастрового номера кварталов - 23:07:1102000. К указанному заявлению приложены заключения от 24.10.2016 и 14.11.2016, а также технический план здания.
Решением от 13.02.2017 управление приостановило осуществление государственного кадастрового учета здания на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Полагая, что указанное решение является незаконным и противоречащим действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействие) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как указано в части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, с учетом заключений специалиста от 24.10.2016 и управления архитектуры от 14.11.2016 в совокупности с технической документацией, установив, что для выполненных обществом работ в отношении спорного здания не требовалось получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для не осуществления кадастрового учета объекта. При этом судами учтено, что в техническом плане здания имелись сведения о кадастровом номере соответствующего земельного участка, на котором расположено спорное здание. Все необходимые сведения (изменение площади, материал стен, наименование, год завершения строительства, кадастровый номер кадастрового квартала) указаны в заявлении общества от 07.02.2017. Таким образом, препятствий для осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании представленных обществом документов не имелось.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2017 N 308-КГ17-16812).
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Вместе с тем, указывая, что органом, принявшим решение (уведомление) от 13.02.2017 о приостановке осуществления государственного кадастрового учета, является учреждение, и возлагая на учреждение обязанность по оплате судебных расходов в виде государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующего.
Как видно из имеющихся в материалах дела документов, решение (уведомление) от 13.02.2017 о приостановке осуществления государственного кадастрового учета приняло управление, которое данный факт не оспаривает и подтверждает в отзыве (т. 1, л. д. 126), решении от 17.05.2017 об отказе в учете изменений объекта недвижимости (т. 1, л. д. 130 - 132), апелляционной и кассационной жалобах. В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель управления данное обстоятельство не отрицал.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает неправомерными выводы судов в части указания учреждения в качестве органа, принявшего оспариваемое решение (уведомление) от 13.02.2017 о приостановке осуществления государственного кадастрового учета, и возложения на учреждение обязанности по возмещению 3 тыс. рублей расходов на оплату государственной пошлины.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение и (или) постановление апелляционного суда полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт. Поскольку все фактические обстоятельства по делу судами установлены, суд кассационной инстанции считает возможным изменить принятые по делу судебные акты в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 по делу N А32-17153/2017 изменить.
Изложить абзац первый резолютивной части решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 в следующей редакции: "Признать недействительным решение от 13.02.2017 N 23/17-26197 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о приостановке осуществления государственного кадастрового учета нежилого здания кормоцех, площадью 527,4 кв. м (литеры Д, д), кадастровый номер 23:07:0000000:1113, этажность 1, местоположение: Краснодарский край, Динской район, ориентир станица Васюринская, примерно в 5 км от ориентира по направлению на юго-запад (МТФ N 1)".
Изложить абзац третий резолютивной части решения Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 в следующей редакции: "Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) в пользу публичного акционерного общества "Племзавод им. В.И. Чапаева" (ИНН 2330025991, ОГРН 1022303614080) 3 тыс. рублей расходов по оплате государственной пошлины".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2018 г. N Ф08-2160/18 по делу N А32-17153/2017