г. Краснодар |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А32-8492/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Заводское" (ИНН 2331011857, ОГРН 1022303860215) - Степаняна М.Е. (доверенность от 01.10.2017), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Исаева М.Р. (доверенность от 09.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 по делу N А32-8492/2016 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.), установил следующее.
ЗАО "Заводское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с требованиями о признании отказа в передаче в собственность земельного участка площадью 15 240 993 кв. м, с кадастровым номером 23:08:0000000:572, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка - Краснодарский край, Ейский район, ЗАО "Заводское", участок N 48, содержащегося в письме от 27.01.2016 N 52-1144/16-32.20, незаконным и возложении на департамент обязанности в течение 10 дней с момента вступления в законную силу судебного решения направить обществу проект договора купли-продажи данного земельного участка, с установлением цены выкупа в размере 22 321 043 рублей 89 копеек.
Заявление мотивировано тем, что отказ департамента в предоставлении в собственность обществу за плату испрашиваемого земельного участка не соответствует положениям статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и нормам статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Отказ уполномоченного органа в приобретении права собственности на спорный земельный участок нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Решением от 15.07.2016, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 22.11.2016, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что обществом соблюдены установленные законодательством условия приватизации испрашиваемого земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения. Заявитель надлежащим образом использовал объект аренды более трех лет на основании действующего договора аренды. Участок с кадастровым номером 23:08:0000000:572 находится в гражданском обороте, не изъят из хозяйственного пользования. Выкупная стоимость земельного участка определена, исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на дату обращения (29.12.2015).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.02.2017 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции отметил, что не получило должной оценки то обстоятельство, что по условиям договора от 27.12.1999 N 144 (N 0800000278) аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения обществу предоставлен участок площадью 2065 га, однако, как следует из дополнительного соглашения от 06.07.2007, площадь земельного участка изменилась и составила 23 213 985 кв. м (2321,3985 га). Судебные инстанции, удовлетворяя требования общества об установлении цены выкупа участка, не учли, что в рамках настоящего дела спор об определении условий договора, требующий соблюдения досудебного порядка, не рассматривался. Суд апелляционной инстанции надлежащим образом не исследовал довод департамента о ничтожности дополнительного соглашения к договору аренды.
При новом рассмотрении решением от 22.05.2017 признан незаконным оспариваемый отказ департамента в передаче в собственность обществу спорного земельного участка; на указанный орган возложена обязанность направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:572 в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении требования об установлении цены выкупа в заявленном размере отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом соблюдены установленные законодательством условия приватизации спорного земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения. Заявитель надлежащим образом использовал объект аренды более трех лет на основании действующего договора аренды. Земельный участок (23:08:0000000:572) находится в гражданском обороте, не изъят из хозяйственного пользования. Доводы общества о том, что в рамках настоящего спора правомерно установление конкретной выкупной стоимости земельного участка, судом признаны необоснованными.
Определением от 03.08.2017 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановлением апелляционного суда от 10.11.2017 решение от 22.05.2017 отменено. Признано недействительным формализованное в письме от 27.01.2016 N 52-1144/16-32.20 "Об отказе в предоставлении государственной услуги" решение департамента об отказе в удовлетворении зарегистрированного 29.12.2015 N 52-1146-У/15 заявления общества о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:572 площадью 15 240 993 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка: Краснодарский край, Ейский район, ЗАО "Заводское", участок 48, как не соответствующее положениям пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса (в редакциях, действовавших на 29.12.2015). На заинтересованное лицо возложена обязанность направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка с установлением цены выкупа в размере 20% от его кадастровой стоимости по состоянию на 29.12.2015, что составило 22 321 043 рубля 89 копеек, в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу постановления апелляционного суда.
С департамента в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины за подачу заявления. Апелляционный суд пришел к выводу о законности заключенного департаментом с обществом и администрацией дополнительного соглашения от 06.07.2007 к договору аренды от 27.12.1999 N 0800000278 и тождественности выступающих предметом данных сделок земельных участков. Продление департаментом срока действия договора аренды от 27.10.1999 N 0800000278 (N 144) на новый срок путем заключения дополнительного соглашения от 06.07.2007, без проведения торгов, законно. Дополнительное соглашение от 06.07.2007 не имеет признаков ничтожной сделки. Изменение совокупной площади указанных в дополнительном соглашении от 06.07.2007 шести земельных участков и состава входящих в них угодий по сравнению с указанными в договоре аренды от 27.10.1999 N 0800000278 является не добавлением к уже переданному обществу в 1999 году в аренду земельному участку новых земель, а выступает объективным следствием проведенных в 2004 - 2006 годах межевых землеустроительных работ по установлению и уточнению на местности границ выступающего предметом договора аренды от 27.10.1999 N 0800000278 земельного участка из земель запаса "Заводской", границы которого в 1999 году на местности не закреплены и являлись ориентировочными, определялись по приложенному к договору плану. Данные работы проделаны по заданию департамента, уполномоченными в области ведения землеустроительных работ специалистами. Результаты работ согласованы со смежными землепользователями, утверждены созданной для этого комиссией, с участием представителя департамента. Тождественность рассмотренных земельных участков подтверждена администрацией - арендодателем по договору от 27.10.1999 N 0800000278, а также государственным регистрирующим органом - межмуниципальным отделом по Ейскому и Щербиновскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, который произвел постановку на учет сформированных в результате работ земельных участков. По состоянию на 06.07.2007 департамент исходил из того, что общество надлежащим образом использует испрашиваемый земельный участок. Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждено надлежащее использование обществом спорного земельного участка. Требование о возложении на департамент обязанности указать в проекте договора конкретной выкупной цены спорного земельного участка в размере 22 321 043 рублей 89 копеек (20% от кадастровой стоимости участка по состоянию на 29.12.2015) рассмотрено по существу. Поскольку спорный участок находится в арендном пользовании общества более 15 лет, срок действия которого продлен дополнительным соглашением, он имеет право на приобретение земли в собственность по льготной цене, равной 20% от кадастровой стоимости. Выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало именно в период подачи обществом заявления, что соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений, которым законодатель предоставил право выкупить арендуемые земельные участки по льготной цене. Государственная пошлина распределена по правилам статьи 110 Кодекса.
В кассационной жалобе департамент просит отменить постановление апелляционного суда от 10.11.2017, указывая, что аренда на образованный участок не возникает автоматически, департамент и общество в отношении спорного земельного участка, после его образования и постановки на учет, договоров и соглашений не заключали, заявитель не являлся арендатором спорного земельного участка и не имел право на приобретение участка в собственность по основаниям, предусмотренным положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса. Возложение обязанности предоставить земельный участок по конкретной цене незаконно. Гражданское законодательство предусматривает досудебный порядок урегулирования спора по искам об обязании заключить договор на определенных условиях. Спор относительно цены договора между департаментом и обществом не возникал. Требование о понуждении заключить договор на определенных условиях может быть заявлено в суд только после направления заявителем оферты (проекта договора) и получения отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в тот же срок. У заявителя не возникло право требовать от департамента обязанности по заключению договора на определенных условиях. Общество при обращении в департамент не представило документов, подтверждающих надлежащее использование земель.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемое постановление без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Определением от 14.03.2018 в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.03.2018 до 16 часов 20 минут. После перерыва судебное заседание продолжено.
Определением от 21.03.2018 по ходатайству департамента рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 11.04.2018 до 16 часов 20 минут.
Определением суда от 06.04.2018 в порядке статьи 18 Кодекса произведена замена судьи Епифанова В.Е. (находящегося в трудовом отпуске) на судью Анциферова В.А. Судебное разбирательство произведено с самого начала.
Департамент представил дополнения к кассационной жалобе в подтверждение довода о неправомерном определении цены выкупа спорного земельного участка.
Изучив материалы дела, выслушав процессуальных представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.12.1999 общество и администрация заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 144 (N 0800000278).
06 июля 2007 года общество, администрация и департамент заключили дополнительное соглашение к названному договору, по условиям которого администрация уступила, а департамент принял на себя права и обязанности по договору аренды N 0800000278; договору присвоен N 0000001762 (т. 1, л. д. 13 - 23).
17 августа 2015 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью, 15 443 340 кв. м с кадастровым номером: 23:08:0000000:31, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка: Краснодарский край, Ейский район, ЗАО "Заводское", участок N 48.
Письмом от 15.09.2015 N 52-17661/15-32.20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность исходного земельного участка, по причине наличия на нем объекта археологического наследия - Курган N 1 "Курганная группа (2 насыпи)" и водосбросного канала.
Письмом от 15.09.2015 N 52-17661/15-32.20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность исходного земельного участка, по причине наличия на нем объекта археологического наследия Курган N 1 "Курганная группа (2 насыпи)" и водосбросного канала.
В целях устранения причин отказа, 16.09.2015 общество заключило с ООО "Кубаньохранкультура" договор N 39/2015 на составление учетной документации на объекты культурного наследия. По результатам работ подготовлена учетная карта объекта, которая в последующем зарегистрирована в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный N 23154160003).
09 октября 2015 года общество заключило с ГУП КК "Кубанский научно-исследовательский и проектно-изыскательский земельный центр" договор N 01/48-15 по межеванию и составлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
21 октября 2015 года общество обратилось в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из исходного земельного участка, в связи с тем, что на части исходного участка расположен курган и водоотводной канал в целях дальнейшего выкупа образуемого земельного участка.
Приказом от 19.11.2015 N 1589 департамент утвердил вышеуказанную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в границах исходного земельного участка.
Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 15 240 993 кв. м с кадастровым номером 23:08:0000000:572, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение земельного участка - Российская Федерация, Краснодарский край, Ейский район, ЗАО "Заводское", участок N 48. Исходный земельный участок, раздел которого осуществлен, сохранился в измененных границах.
29 декабря 2015 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 15 240 993 кв. м с кадастровым номером 23:08:0000000:572.
Письмом от 27.01.2016 N 52-1144/16-32.20 департамент отказал в выкупе указанного земельного участка, указав, что заявление о предоставление в собственность земельного участка подано на участок, в отношении которого не заключен договор аренды, то есть с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 111, 112).
Считая отказ департамента незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона (в редакции, действовавшей на дату подачи заявления) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 21 Закона N 532-КЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи. Исключение составляет ряд случае, в том числе, для земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Земельные участки в случае, указанном в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, приобретаются по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Исследовав представленные в дело доказательства при новом рассмотрении дела, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, апелляционный суд установил, что испрашиваемый в собственность земельный участок арендуется обществом на основании договора аренды от 27.10.1999 N 0000001762 (в редакции дополнительного соглашения от 06.07.2007), используется надлежащим образом (в соответствии с целевым назначением), заявление о заключении договора купли-продажи такого участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды. Информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании испрашиваемого земельного участка не выявлена. Общество обратилось в департамент с заявлением о выкупе земельного участка, приложив к нему все документы, необходимые для оказания (предоставления) уполномоченным органом соответствующей государственной услуги.
Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств апелляционный суд признал отказ департамента в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:08:0000000:572 незаконным.
В кассационной жалобе департамент приводит доводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Уполномоченный орган полагает, что у общества не возникло предусмотренное подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка. Также не доказана идентичность спорного участка с земельным участком, ранее предоставленным. Кроме того, отсутствуют основания для установления в данном споре цены выкупа земельных участков.
Приведенные департаментом доводы проверялись апелляционной инстанцией и правомерно отклонены как не основанные на законе и не соответствующие фактическим обстоятельствам спора. Тождественность выступающих предметами сделок земельных участков подтверждена администрацией - арендодателем по договору от 27.10.1999 N 0800000278, а также государственным регистрирующим органом - межмуниципальным отделом по Ейскому и Щербиновскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, который производил постановку на учет сформированных в результате работ земельных участков. Цена выкупа земельных участков определена с учетом правовых позиций, сформированных Верховным Судом Российской Федерации.
В соответствии с третьим абзацем статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в редакции, применимой к спорным правоотношениям, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения пятого абзаца этой же статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке статьи 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, цена выкупа должна определяться в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи истцом заявления о предоставлении земельного участка, что соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений, которым законодатель предоставил право выкупить земельный участок по специальной цене. При этом должен быть учтен срок аренды земельного участка до заключения договора купли-продажи земельного участка, так как именно до этого момента земельный участок находился в аренде у истца, и продолжалось течение срока договора аренды (определения Верховного суда Российской Федерации от 14.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16104 и 29.04.2016 по делу N 305-КГ15-19738).
Поскольку в рассматриваемом случае льготная цена выкупа подлежала применению к кадастровой стоимости, действующей на дату обращения общества с заявлением о предоставлении в собственность участка (29.12.2015), основания для использования при определении цены выкупа измененной кадастровой стоимости, отсутствовали (новые сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 27.01.2016 - т. 1, л. д. 106).
Окружной суд не усматривает оснований для отмены апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе приостановление исполнения, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.01.2018, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса) и подлежит отмене.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 по делу N А32-8492/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с третьим абзацем статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в редакции, применимой к спорным правоотношениям, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения пятого абзаца этой же статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке статьи 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф08-11362/17 по делу N А32-8492/2016
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14247/16
17.05.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10518/17
17.05.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14247/16
18.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11362/17
10.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10518/17
22.05.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8492/16
10.02.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10579/16
22.11.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14247/16
15.07.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8492/16