• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 мая 2018 г. N Ф08-1244/18 по делу N А32-11844/2017

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.05.2017 N 966-О указал следующее. Положениями пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляется механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т.е. объектов, являющихся самовольными постройками, притом что земельные участки, на которых они возведены, расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), либо на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей, и тем самым существенным образом ухудшающих комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье, создающих препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность, а также механизм самостоятельной реализации органами местного самоуправления указанных решений в отношении таких построек, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено. При отсутствии какого-либо из условий, указанных в пункте 1 и абзаце первом пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса, решение о сносе в отношении зданий, строений или других сооружений органами местного самоуправления принято быть не может. Исходя из действующего гражданско-правового регулирования, разрешение вопроса об отнесении постройки (здания, строения или другого сооружения) к категории самовольных порождает возможность наступления юридических последствий, различных по своему характеру и содержанию. Соответственно, в случае спора признание постройки самовольной и проверка правомерности ее сноса осуществляется судом, в том числе в процедуре оспаривания решения о сносе самовольной постройки или в процедуре оспаривания действий по ее сносу.

Таким образом, действующее законодательство допускает обращение заинтересованного лица с заявлением об оспаривании муниципального правового акта о сносе самовольной постройки (в части, нарушающей права и интересы заявителя). Для признания соответствующим закону решения о сносе, принятого на основании пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса, суду необходимо установить одновременное наличие двух условий: спорный объект отвечает критериям самовольной постройки (пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса); земельный участок, на котором размещена постройка, расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения. При этом в предмет доказывания по иску о сносе самовольной постройки входят также иные обстоятельства, например: имеет место нарушение градостроительных и строительных норм и правил; имеется (отсутствует) разрешение на строительство; постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан. Следовательно, установление арбитражным судом факта создания заявителем самовольных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, должно влечь удовлетворение требования о признании незаконным решения органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки. Однако при этих же обстоятельствах возможно удовлетворение иска администрации об освобождении земельного участка от размещенных предпринимателем некапитальных объектов (пункт 29 постановления от 29.04.2010 N 10/22)."