г. Краснодар |
|
11 мая 2018 г. |
Дело N А61-4521/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Гиданкиной А.В. и Калашниковой М.Г., без участия в судебном заседании заявителя - Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (ИНН 1516613034, ОГРН 1071516000720), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148), иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.11.2017 (судья Акимцева С.А) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А61-4521/2017, установил следующее.
Управление Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 20.09.2017 по делу N А237-09/17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУЗ "Ардонская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - больница) и Северо-Осетинское Республиканское отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество"" (далее - общественная организация).
Решением от 21.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.02.2018, требования управления удовлетворены.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить обжалуемые судебные акты, отказать в удовлетворении требований управления. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что заявка Северо-Осетинского Республиканского отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество"" содержит все сведения, предусмотренные аукционной документацией, и не предполагала наличие в предлагаемых к использованию шурупах "меньший наружный диаметр резьбы".
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в ее удовлетворении, указывая на то, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и судами установлено, на основании порядка взаимодействия управления, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19.03.2007 N 55 "Вопросы Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд", управление получило заявку больницы на проведение процедуры определения подрядчика (совместные торги) на выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре на объектах Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания.
Управление разместило в ЕИС на сайте http://zakupki.gov.ru 21.08.2017 извещение N 0310200000317002127 о проведении электронного аукциона. Начало подачи заявок определено с 21.08.2017, окончание - 07.09.2017.
В соответствии с техническим заданием заказчик для выполнения работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре на объектах Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания установил следующие требования к поставляемому товару по позиции N 37 "Дюбели с шурупами ГОСТ 1147-80 "Шурупы" ГОСТ 11473-75 "Шурупы с шестигранной головкой"": "ГОСТ 1147-80. "Шурупы" ГОСТ 11473-75 "Шурупы с шестигранной головкой"". Диаметр дюбеля не менее 12 мм. Назначение - предназначен для легких креплений в полнотелые и пустотелые материалы, такие как: природный камень, бетон, красный и силикатный кирпич, пустотелые блоки. За счет "усиков" прекрасно фиксируется в высверленном отверстии. Диаметр шурупа должен быть не более 8 мм. Вес дюбеля до 0,4 кг. Длина дюбеля от 70 мм. Глубина отверстия до 85 мм. Диаметр отверстия не менее 12 мм. Материал полипропилен или пластмасса. Глубина анкеровки не менее 70 мм. Материал изготовления шурупов: коррозийностойкая сталь или латунь. Шурупы изготовлены с покрытием или без него. Резьбовая часть шурупов изготавливается цилиндрической или конической и должна иметь на конце заостренную часть. Шаг резьбы не менее 2,5 мм. Головка должна быть шестигранная. Высота головки от 4,0 мм. Толщина покрытия до 6 мкм, наружный диаметр резьбы от 6 мм. Теоретическая масса 1000 шурупов должна быть не менее 26,1 кг.
Установлено, что для участия в аукционе подано 5 заявок, в том числе и заявка общественной организации. В заявке N 5 общественная организация указала сведения о поставляемых товарах, в частности, по позиции N 37: диаметр дюбеля 12 мм. Назначение: предназначен для легких креплений в полнотелые и пустотелые материалы, такие как: природный камень, бетон, красный и силикатный кирпич, пустотелые блоки. За счет "усиков" прекрасно фиксируется в высверленном отверстии. Диаметр шурупа 8 мм. Вес дюбеля 0,004 кг. Длина дюбеля 70 мм. Глубина отверстия 85 мм. Диаметр отверстия 12 мм. Материал пластмасса. Глубина анкеровки 70 мм. Материал изготовления шурупов коррозийностойкая сталь. Шурупы изготовлены без покрытия. Резьбовая часть шурупов изготавливается конической и имеет на конце заостренную часть. Шаг резьбы 3,5 мм. Головка шестигранная. Высота головки 5,3 мм. Теоретическая масса 1000 шурупов 26,1 кг. Страна происхождения Россия.
Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.09.2017 общественной организации отказано в допуске к участию на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) со ссылкой на то, что не представлена информация, предусмотренная абзацем "б" подпункта 3 пункта 6.1 части 6 аукционной документации и подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 указанного Закона. Согласно данному протоколу по позиции N 37 "Дюбели с шурупами" общественная организация не представила значение по показателю "наружный диаметр резьбы".
Указывая на то, что заказчик в техническом задании установил два дублирующих показателя, характеризующие один и тот же параметр шурупа - "Диаметр шурупа" и "Наружный диаметр резьбы", полагая действия аукционной комиссии, выразившиеся в необоснованном не допуске к участию в аукционе неправомерными, общественная организация направила в антимонопольный орган жалобу. По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган вынес решение от 20.09.2017 по делу N А237-09/17, согласно которому жалоба признана обоснованной, а комиссия при осуществлении закупки на выполнение работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре на объектах Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания - нарушившей требования части 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ.
В решении антимонопольный орган пришел к следующим выводам: заказчик установил дублирующие требования к одному и тому же параметру шурупа и обозначил разными терминами - "диаметр шурупа" и "наружный диаметр резьбы";
ГОСТ 11473-75 "Шурупы с шестигранной головкой. Конструкция и размеры" параметры "диаметр шурупа" и "наружный диаметр резьбы" обозначают одно и то же (обозначены в таблице и на чертеже символом d), так как диаметр шурупа - это диаметр окружности выступов его резьбы, то есть наружный диаметр резьбы.
Не согласившись с данным решением, управление обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования управления, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 указанного Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 данного Закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 данной статьи. В силу пункта 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Закона, требованиям документации о таком аукционе. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 данной статьи, не допускается (пункт 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
Суды установили, что между сторонами возникли разногласия по вопросу: являются ли понятия "диаметр шурупа" и "наружный диаметр резьбы шурупа" одним и тем же понятием, указывающим на одну и ту же техническую характеристику шурупа - его общий диаметр. В аукционной документации (в пункте 37) заказчик по качественным и эксплуатационным характеристикам установил для исполнения контракта использование шурупов, подпадающих под ГОСТ 1147-80 "Шурупы" и ГОСТ 11473-75 "Шурупы с шестигранной головкой", указав при этом на диаметр шурупа, который должен быть не более 8 мм, в наружный диаметр резьбы - от 6 мм.
Суды указали, что понятия "диаметр шурупа" и "наружный диаметр резьбы шурупа" различны и определяют разные технические характеристики изделия. Данный факт подтверждается следующим: ГОСТ 1147-80 "(СТ СЭВ 2331-89). Государственный стандарт Союза ССР. Шурупы. Общие технические условия" утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 30.06.1980 N 3274. Указанный стандарт распространяется на шурупы класса точности "B" с потайной, полупотайной, полукруглой и шестигранной головками (пункт 7).
В соответствии с пунктом 1.6 раздела I стандарта "Технические требования": на шурупах не допускается увеличение наружного диаметра резьбы более чем на 0,2 мм (в соответствии с "Поправками к сб. "Шурупы" ГОСТ 1144-80, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 1146-80, ГОСТ 1147-80" пункт 1.6 стандарта дополнен следующим понятием - "увеличение наружного диаметра резьбы более чем на 0,2 мм").
Согласно пункту 1.6а данного стандарта резьбовая часть шурупов изготовляется цилиндрической или конической и должна иметь на конце заостренную часть (буравчик). Для шурупов с конической резьбовой частью наибольший наружный диаметр резьбы должен быть равен номинальному диаметру шурупа. Указание на наибольший наружный диаметр резьбы изделия ясно указывает на то, что изделие может иметь и меньший наружный диаметр резьбы.
Согласно пункту 3.3. указанного стандарта "Контроль размеров, отклонения формы и расположения поверхностей" изделие должно соответствовать требованиям ГОСТа 1759.1-82 "Болты, винты, шпильки, гайки и шурупы. Допуски. Методы контроля размеров и отклонений формы и расположения поверхностей", который в силу Приказа Ростехрегулирования от 10.12.2009 N 692-ст. отменен и введен в действие ГОСТ Р ИСО 4759-1-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия крепежные. Допуски. Часть 1. Болты, винты, шпильки и гайки. Классы точности A, B и C".
В указанном ГОСТе даны понятия "диаметр шурупа" и "наружный диаметр шурупа" с уточнением их допустимых размеров в зависимости от конической или цилиндрической его формы - диаметр головок, внутренний диаметр резьбы, наружный диаметр резьбы.
Суды установили, что в первой части заявки общественная организация предложила шурупы диаметром 8 мм, без покрытия, резьбовая часть шурупов изготавливается конической и имеет на конце заостренную часть.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции правомерно указали, что антимонопольный орган не представил доказательства, обосновывающие выводы, изложенные в оспариваемом решении, свидетельствующие о неправильных действиях комиссии при оценке первой части заявки, поданной общественной организацией.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку. Переоценка доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.11.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2018 по делу
N А61-4521/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.