Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Григорьева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.В. Григорьев оспаривает конституционность статьи 3 Федерального закона от 20 декабря 2017 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в статьи 44 и 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 35 и 40 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", согласно которой в случае уменьшения размеров пенсий прокурорам, научным и педагогическим работникам и членам их семей, сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации и членам их семей в связи с вступлением в силу данного Федерального закона за прокурорами, научными и педагогическими работниками и членами их семей, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации и членами их семей сохраняются размеры пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона, до приобретения ими права на пенсии в больших размерах на условиях, установленных статьями 44 и 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 декабря 2017 года N 406-ФЗ) и статьями 35 и 40 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 декабря 2017 года N 406-ФЗ).
По мнению А.В. Григорьева, оспариваемая норма, примененная в его деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3), 75 (часть 6) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, исключает возможность индексации размеров пенсий (в том числе должностного оклада, учитываемого при исчислении пенсии), установленных прокурорам до вступления в силу Федерального закона от 20 декабря 2017 года N 406-ФЗ и сохраненных им до приобретения права на пенсию в большем размере на условиях, предусмотренных ныне Федеральным законом "О прокуратуре в Российской Федерации".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 ноября 2008 года N 11-П; определения от 11 июля 2002 года N 191-О, от 16 мая 2007 года N 375-О-П, от 24 сентября 2012 года N 1751-О, от 19 июля 2016 года N 1484-О и др.).
С 1 февраля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 20 декабря 2017 года N 406-ФЗ, предусмотревший ежемесячную надбавку к пенсии прокурорам, научным и педагогическим работникам и членам их семей, а также закрепивший правила индексации выплат, из которых исчисляются пенсии.
При этом новое правовое регулирование не предполагает снижение пенсий прокурорам, научным и педагогическим работникам и членам их семей, что гарантирует оспариваемая норма, которая направлена на обеспечение сохранения ранее достигнутого уровня пенсионного обеспечения и вопросов индексации каких-либо выплат (как пенсий, так и должностных окладов, учитываемых при их исчислении) не регламентирует, а потому не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Вследствие этого жалоба А.В. Григорьева, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
Что касается вопроса о проверке правильности назначения и выплаты заявителю пенсии, то его разрешение не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Григорьева Александра Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 г. N 1142-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Григорьева Александра Васильевича на нарушение его конституционных прав статьей 3 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 44 и 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статьи 35 и 40 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-