г. Краснодар |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А53-33536/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ИНН 7717151380, ОГРН 1097799013652) - Осипян Ю.А. (доверенность от 08.08.2017), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2017 (судья Димитриев М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 (судьи Ильина М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-33536/2017, установил следующее.
ГК "Российские автомобильные дороги" (далее - компания) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным приостановление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изъятый для государственных нужд земельный участок площадью 53 кв. м с кадастровым номером 61:22:0600027:1542, расположенный по адресу: Ростовская область, Миллеровский район, Первомайское сельское поселение, содержащееся в уведомлении от 30.10.2017 N 61/001/006/2017-2;
- возложить на управление обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятый для государственных нужд земельный участок.
Решением от 27.12.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 20.02.2018, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) определил порядок и условия осуществления государственной регистрации прав на изъятые объекты недвижимости, которые соблюдены компанией в полном объеме (все необходимые документы представлены в регистрирующий орган). По смыслу части 3 статьи 67 Закона N 218-ФЗ действующее законодательство допускает возможность приостановления государственной регистрации исключительно по основаниям, установленным статьей 26 данного Закона. Вместе с тем в нарушение указанных требований в оспариваемом уведомлении не содержатся ссылки на нормы статьи 26 Закона N 218-ФЗ, в соответствии с которыми осуществлено приостановление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок. Ссылка регистрирующего органа на часть 1 статьи 41 Закона N 218-ФЗ не подлежит применению. Регистрирующий орган не учел, что в рассматриваемом случае в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд пунктом 4 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено исключение, по которому государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. Управление ошибочно полагает, что непременным условием, при котором возможна регистрация права публичной собственности на изъятый земельный участок, образованный для целей изъятия, будет являться обязательное наличие заявлений от правообладателя исходного земельного участка о прекращении прав на такой участок и заявление о регистрации прав на остающийся после изъятия у правообладателя земельный участок. Часть 10 статьи 30 Закона N 218-ФЗ, устанавливая одновременность возникновения/прекращения права, не требует в данном случае заявительного порядка такой регистрации; подобное толкование противоречит частям 1 - 3 данной статьи, в которых регламентированы условия и порядок государственной регистрации права на изъятые для публичных нужд земельные участки, а также объем требуемых для этого документов, среди которых отсутствуют какие-либо заявления третьих лиц (в том числе правообладателей).
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что правообладатель исходного земельного участка (индивидуальный предприниматель Гараева Э.Г.; далее - предприниматель) на момент приостановления государственной регистрации права собственности Российской Федерации не представил в управление заявление на регистрацию права собственности на образованный в результате раздела земельный участок с кадастровым номером 61:22:0600027:1541, а также заявление на прекращение права собственности на исходный земельный участок с кадастровыми номером 61:22:0600027:1328. Требования государственного регистратора о необходимости представления указанных документов основаны на толковании положений части 10 статьи 60 Закона N 218-ФЗ. Вывод о том, что часть 10 статьи 60 данного Закона, устанавливая одновременность возникновения/прекращения права, не требует заявительного порядка регистрации, является необоснованным. Суд апелляционной инстанции не учел, что к моменту рассмотрения апелляционным судом жалобы, срок (29.01.2018), до которого была приостановлена регистрация, истек, в связи с чем регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности.
В судебном заседании представитель компании возражал против отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя компании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 20.10.2017 компания обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 53 кв. м с кадастровым номером 61:22:0600027:1542, расположенный по адресу: Ростовская область, Миллеровский район, Первомайское сельское поселение, разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции.
В качестве основания для регистрации права собственности в регистрирующий орган заявитель предоставил следующие документы: вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.02.2017 по делу N А53-33320/2016 об изъятии у предпринимателя для государственных нужд Российской Федерации участка с кадастровым номером 61:22:0600027:1542, образованного из земельного участка с кадастровым номером 61:22:0600027:1328, с предоставлением 2076 рублей возмещения, платежное поручение от 06.06.2017 N 10841 о перечислении стоимости возмещения правообладателю.
30 октября 2017 года управление приостановило регистрационные действия сроком на три месяца (до 29.01.2018). Основанием для приостановления послужило отсутствие заявлений правообладателя (предпринимателя) исходного земельного участка с кадастровым номером 61:22:0600027:1328 на прекращение права собственности, а также регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:22:0600027:1542.
Земельный участок с кадастровым номером 61:22:0600027:1542 образован из земельного участка с кадастровым номером 61:22:0600027:1328, который принадлежит на праве собственности предпринимателю, что соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Компания, полагая, что приостановление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не соответствует закону, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно положениям части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Управление указало, что основанием для приостановления регистрационных действий в отношении права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок послужило отсутствие заявления правообладателя (предпринимателя) о прекращении права собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером 61:22:0600027:1328 и заявления о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:22:0600027:1542.
Согласно части 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Согласно части 1 статьи 60 Закона N 218-ФЗ (в редакции от 29.07.2017) основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 60 Закона N 218-ФЗ одновременно с документом, указанным в части 1 статьи 60, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное.
Частью 3 статьи 60 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что Закон N 218-ФЗ определил порядок и условия осуществления государственной регистрации прав на изъятые для государственных нужд объекты недвижимости, которые выполнены компанией в полном объеме (вся необходимая документация представлена в регистрирующий орган). Действующее законодательство допускает возможность приостановления государственной регистрации исключительно по основаниям, установленным в статье 26 Закона N 218-ФЗ, однако, в нарушение указанных требований оспариваемое уведомление от 13.09.2017 не содержит ссылки на нормы статьи 26 Закона N 218-ФЗ, в соответствии с которыми осуществлено приостановление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изъятый для государственных нужд земельный участок.
Ссылка заявителя на то, что к моменту рассмотрения апелляционным судом жалобы, срок (29.01.2018), до которого была приостановлена регистрация, истек, в связи с чем регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности; принятые судебные акты не восстановят прав заявителя, не принимается судом округа, поскольку Закон N 218-ФЗ допускает обжалование как решения о приостановлении государственной регистрации, так и соответствующий отказ (часть 9 статьи 26 и часть 3 статьи 67 данного Закона).
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права и не опровергают выводы судов, сделанные по результатам оценки представленных в дело доказательств. Переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 27.12.2017 и апелляционного постановления от 20.02.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Исполнение судебных актов по делу определением от 15.03.2018 приостанавливалось на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, приостановление обжалуемых судебных актов, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по делу N А53-33536/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя на то, что к моменту рассмотрения апелляционным судом жалобы, срок (29.01.2018), до которого была приостановлена регистрация, истек, в связи с чем регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности; принятые судебные акты не восстановят прав заявителя, не принимается судом округа, поскольку Закон N 218-ФЗ допускает обжалование как решения о приостановлении государственной регистрации, так и соответствующий отказ (часть 9 статьи 26 и часть 3 статьи 67 данного Закона).
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права и не опровергают выводы судов, сделанные по результатам оценки представленных в дело доказательств. Переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 27.12.2017 и апелляционного постановления от 20.02.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2018 г. N Ф08-2515/18 по делу N А53-33536/2017
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2515/18
24.04.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3504/18
20.02.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-904/18
27.12.2017 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-33536/17