г. Краснодар |
|
16 мая 2018 г. |
Дело N А61-3377/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства Каргаева Ахсара Махарбековича (ИНН 151201028500, ОГРНИП 3171513000093760), заинтересованных лиц - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1501028753, ОГРН 1021500582730), направивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, Конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств Республики Северная Осетия-Алания, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 09547 0, 09548 7, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства Каргаева Ахсара Махарбековича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.10.2017 (судья Носенко М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2018 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А61-3377/2017, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянско-фермерского хозяйства Каргаев А.М. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) и Конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств Республики Северная Осетия-Алания (далее - конкурсная комиссия) о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств Республики Северная Осетия-Алания об отказе предпринимателю в предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, выразившегося в уведомлении об отказе от 23.06.2017 N 239; обязании министерства предоставить предпринимателю грант в размере 3 млн рублей.
Решением суда от 30.10.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.01.2018, предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение конкурсной комиссии не нарушает охраняемые законом права и интересы предпринимателя.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что непредставление предпринимателем справки из кредитного учреждения о наличии расчетного счета у главы крестьянско-фермерского хозяйства не влечет отказ в предоставлении гранта, а является основанием к недопуску к проведению конкурса. Мотивированный отказ направлен предпринимателю с нарушением срока, установленного пунктом 20 Правил предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14.02.2017 N 80 (далее - Правила). Доказательства проведения очного собеседования отсутствуют.
Министерство в отзыве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в газете "Северная Осетия" от 15.03.2017 N 42 (27278) опубликовано извещение о проведении конкурса по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; организатором конкурса выступает Министерство, срок приема заявок и документов для участия в отборе с 17.04.2017 по 28.04.2017.
Предприниматель 25.04.2017 подал в министерство заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства с запрашиваемой величиной гранта 3 млн рублей.
Уведомлением об отказе в предоставлении гранта от 23.06.2017 N 239 конкурсная комиссия известила предпринимателя об отказе в предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства на основании абзаца 3 пункта 27 Правил (получение заявителем по результатам очного собеседования оценки "неудовлетворительно").
Предприниматель обжаловал отказ конкурсной комиссии в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся в том числе физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства установлен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
При обращении заявителей за оказанием финансовой поддержки за счет бюджетных средств такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие признакам субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
Суд отметил, что Правила устанавливают порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам из средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания в целях оказания финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям на содействие достижению целевых показателей государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы в соответствии с приложением N 9 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
Правилами регулируются цели, условия, процедура предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам и процедура возврата грантов при нарушении условий их предоставления.
Согласно пункту 5 Правил заявитель подает заявку в конкурсную комиссию с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, перечисленных в указанном пункте.
Пункт 10 Правил предусматривает перечень необходимых документов для участия в конкурсе по отбору начинающих фермеров, которые предоставляются в конкурсную комиссию после официального опубликования информации о проведении конкурса.
Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявке и документах, несет заявитель, подписавший и представивший их (пункт 15 Правил).
Секретарь конкурсной комиссии в течение 10 рабочих дней с установленной даты окончания приема заявок и документов проводит проверку поступивших документов на предмет соответствия требованиям пунктов 5 и 10 Правил и в случае их соответствия включает заявку в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии. Основанием отказа во включении заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии, являются несоответствие представленных заявителем заявки и документов требованиям пунктов 5 и 10 Правил, а также наличия исправлений и подчисток в заявке и прилагаемых документах (пункты 18, 19 Правил).
Решение о победителях конкурса конкурсная комиссия принимает по результатам исследования условий создаваемого крестьянского (фермерского) хозяйства и рассмотрения документов, представленных заявителем. Победителями конкурса признаются заявители, набравшие наибольшее значение совокупного количества баллов. Количество победителей конкурса определяется конкурсной комиссией. В случае равенства значений совокупного показателя нескольких заявителей победившим признается тот заявитель, заявка которого поступила первой. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами конкурсной комиссии. В протоколе конкурсной комиссии отражается информация о победителях конкурса и размерах предоставляемых им грантов. По итогам отбора на основании протокола конкурсной комиссии формируется реестр получателей грантов (пункты 23 - 26 Правил).
В предоставлении гранта отказывается, в том числе в случае получения заявителем по результатам очного собеседования оценки "неудовлетворительно" (пункт 27 Правил).
Суд установил, что в соответствии с протоколом от 23.06.2014 N 27 (в редакции, действовавшей до 25.09.2017) заявка предпринимателя включена в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии по начинающим фермерам (пункт 71 приложения N 2 к протоколу N 27 от 23.06.2017) (л. д. 132 т. 1).
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 23.06.2017 N 27 утвержден перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии, а также перечень заявок с мотивированным отказом во включении в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии, по начинающим фермерам (л. д. 125 - 127 т. 1).
Уведомлением от 23.06.2017 N 239 конкурсная комиссия известила предпринимателя об отказе в предоставлении гранта на основании абзаца 3 пункта 27 Правил - получение заявителем по результатам очного собеседования оценки "неудовлетворительно" (л. д. 14 т. 1).
Согласно конкурсному бюллетеню критериев оценки бизнес-проектов, для определения победителя конкурса по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства от 23.06.2017 значение совокупного количества баллов, набранных предпринимателем, составляет 34 балла; оценка, выставленная конкурсной комиссией по результатам очного собеседования, 0 баллов ("неудовлетворительно", пункт 18.1) (л. д. 140 - 144 т. 1).
Уведомлением от 23.06.2017 N 239 предпринимателю отказано в предоставлении гранта на основании абзаца 3 пункта 27 Правил - получение заявителем по результатам очного собеседования оценки "неудовлетворительно". Суд счел недоказанным проведение очного собеседования с предпринимателем и признал по этому мотиву решение конкурсной комиссии, содержащее в уведомлении об отказе в предоставлении гранта нарушающим закон.
Однако, проверяя наличие такого необходимого признака для признания незаконными действий министерства и конкурсной комиссии, как наличие у предпринимателя охраняемых законом прав и интересов (статьи 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд установил следующее.
К заявке в министерство на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов предприниматель в доказательство наличия у него расчетного счета, на который подлежит зачислению истребуемый им грант, приложил сведения об имеющихся у него банковских вкладах ("Универсальный Сбербанка России" и "Виза Классик Сбербанка России"). При этом суд отметил, что доказательства наличия у предпринимателя расчетного счета не представлены и суду.
В связи с этим суд счел незаконным предоставление предпринимателю истребуемого им гранта, поскольку иное нарушит пункт 35 Правил, устанавливающий такое обязательное условие предоставления гранта как наличие расчетного счета в кредитном учреждении и (или) лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства, а также пункты 19, 5, 10 Правил по мотиву несоответствия предпринимателя предъявляемым требованиям к лицам, претендующим на получение гранта.
Поскольку суд счел не доказанным предпринимателем наличие у него охраняемых законом прав и интересов исходя из направленных им при подаче заявки документов, выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным им фактическим обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
В силу подпункта 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса излишне уплаченная в федеральный бюджет предпринимателем за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина (150 рублей) подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.10.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2018 по делу N А61-3377/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянско-фермерского хозяйства Каргаеву Ахсару Махарбековичу излишне уплаченную в федеральный бюджет по чеку-ордеру от 22.03.2018 государственную пошлину в размере 150 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.