Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2018 г. N Ф08-3201/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А61-3377/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя (главы КФХ) Каргаева Ахсара Махарбековича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 октября 2017 года по делу N А61-3377/2017 (судья Ерик Е.Б.),
по заявлению индивидуального предпринимателя (главы КФХ) Каргаева Ахсара Махарбековича (ОГРНИП 3171513000093760),
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания,
Конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств РСО-Алания,
о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств РСО-Алания об отказе в предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель (глава КФХ) Каргаев А.М. (далее-ИП "Каргаев А.М., предприниматлеь) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания, Конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств РСО-Алания (далее - министерство), о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств РСО-Алания об отказе в предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю (главе КФХ) Каргаеву А.М., выразившееся в уведомлении об отказе; применении последствий незаконности решения, путем обязания Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания на основании соответствующего документального оформления (в том числе, соответствующее решение Конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания) предоставить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Каргаеву А.М. грант в размере 3000000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 октября 2017 года в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя (главы КФХ) Каргаева Ахсара Махарбековича о признании незаконным решения Конкурсной комиссии по отбору глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащегося в уведомлении об отказе в предоставлении гранта N 239 от 23.06.2017, отказано.
Судом первой инстанции в удовлетворении требования об обязании Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания предоставить грант в размере 3000000 рублей индивидуальному предпринимателю (главе КФХ) Каргаеву Ахсару Махарбековичу отказано.
Решение мотивировано тем, что оспариваемое решение конкурсной комиссии не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что мотивированный отказ во включении заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии, в течение 20 рабочих дней с даты окончания приема заявок и документов направляется заявителю по почте, то есть для отказа по подобному основанию и утверждению о том, что заявка Каргаева А.М. не могла участвовать в конкурсе, должен быть направлен и мотивированный отказ; направление отказа спустя пять месяцев, уже в ходе судебного разбирательства по поводу незаконного отказа в предоставлении гранта.
До начала судебного заседания от министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 октября 2017 года по делу N А61-3377/2017, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
В газете "Северная Осетия" от 15.03.2017 года N 42 (27278) опубликовано извещение о проведении конкурса по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, организатором конкурса выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания, срок приема заявок и документов для участия в отборе с 17.04.2017 по 28.04.2017.
ИП Каргаевым А.М. 25.04.2017 в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания подана заявка на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, запрашиваемая сумма гранта 3000000 рублей.
Уведомлением об отказе в предоставлении гранта N 239 от 23.06.2017 Конкурсная комиссия известила ИП Каргаева А.М. о том, что ему отказано в предоставлении гранта на создание и развитие КФХ на основании абз. 3 п. 27 Правил предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства получение заявителем по результатам очного собеседования оценки "неудовлетворительно".
Полагая, что решение конкурсной комиссией, содержащееся в уведомлении об отказе в предоставлении гранта, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, ИП Каргаев А.М. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в том числе, физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
При обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14.02.2017 N 80 утверждены "Правила предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам из средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания в целях оказания финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям на содействие достижению целевых показателей государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы в соответствии с приложением N 9 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
Правилами предусмотрены цели, условия, процедура предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам и процедура возврата грантов в случае нарушения условий, предусмотренных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 159 утверждены состав конкурсной комиссии по отбору глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Конкурсная комиссия) и положение о ней.
Заявитель подает заявку в Конкурсную комиссию с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, перечисленных в п. 5 Правил.
Решение о победителях конкурса Конкурсная комиссия принимает по результатам исследования условий создаваемого крестьянского (фермерского) хозяйства и рассмотрения документов, представленных заявителем. Победителями конкурса признаются заявители, набравшие наибольшее значение совокупного количества баллов. Количество победителей конкурса определяется Конкурсной комиссией. В случае равенства значений совокупного показателя нескольких заявителей победившим признается тот заявитель, заявка которого поступила первой (п. 23 -25 Правил).
Решение Конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами Конкурсной комиссии. В протоколе Конкурсной комиссии отражается информация о победителях конкурса и размерах предоставляемых им грантов. По итогам отбора на основании протокола Конкурсной комиссии формируется реестр получателей грантов (п. 26 Правил).
Довод апелляционной жалобы о том, что мотивированный отказ во включении заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии, в течение 20 рабочих дней с даты окончания приема заявок и документов направляется заявителю по почте, то есть для отказа по подобному основанию и утверждению о том, что заявка Каргаева А.М. не могла участвовать в конкурсе, должен быть направлен и мотивированный отказ - отклоняется.
В соответствии с протоколом N 27 от 23.06.2014 (в редакции, действовавшей до 25.09.2017) заявка ИП Каргаева А.М. включена в перечень заявок подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии по начинающим фермерам (Приложение N 2 к протоколу N 27 от23.06.2017) (т.1 л.д.132).
Уведомлением об отказе в предоставлении гранта N 239 от 23.06.2017 Конкурсная комиссия известила ИП Каргаева А.М. о том, что ему отказано в предоставлении гранта на создание и развитие КФХ на основании абз. 3 п. 27 Правил предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства получение заявителем по результатам очного собеседования оценки "неудовлетворительно".
Согласно п. 27 Правил в предоставлении гранта отказывается в случаях: отсутствия предусмотренных на эти цели Министерству лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета на текущий финансовый год; получение заявителем по результатам очного собеседования оценки "неудовлетворительно".
Согласно конкурсному бюллетеню критериев оценки бизнес - проекта для определения победителя конкурса значение совокупного количества баллов, набранных Каргаевым А.М., составляет 34 балла, оценка, выставленная конкурсной комиссией по результатам очного собеседования, 0 баллов (т.1 л.д. 140-144).
Довод апелляционной жалобы о том, что направление отказа спустя пять месяцев, уже в ходе судебного разбирательства по поводу незаконного отказа в предоставлении гранта - отклоняется, поскольку данный довод документально не подтвержден, предпринимателем не представлены доказательства суду и в материалы дела.
ИП Каргаев А.М. в исковом заявлении утверждал, что очного собеседования с ним не проводилось.
Суд первой инстанции верно указал, что доказательств проведения очного собеседования и обследования условий для реализации бизнес-плана конкурсной комиссией суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд первой инстанции правильно указал, что решение Конкурсной комиссии, содержащееся в уведомлении об отказе в предоставлении гранта N 239 от 23.06.2017, не может быть признано соответствующим закону.
Кроме того, установленные главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие совершения должностным лицом государственного органа противоречащих закону действий (бездействия), вынесения того или иного акта, должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.
Пунктом 10 Правил установлен перечень документов, которые заявитель предоставляет в Конкурсную комиссию для участия в конкурсе по отбору начинающих фермеров, среди которых значится справка о наличии расчетного счета, открытого в кредитной организации и (или) лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства для получения гранта.
К заявке на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в поданной в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания 25.04.2017 ИП Каргаевым А.М. приложена справка ПАО "Сбербанк" от 25.04.2017, которой подтверждается наличие на имя Каргаева Ахсара Махарбековича действующих вкладов: "Универсальный Сбербанка России на пять лет" и "Visa Classic Сбербанка России" (т. 1 л.д. 111). Доказательств наличие у ИП Каргаева А.М. расчетного счета не представлено в материалы дела.
Согласно п. 35 Правил Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с представленной заявкой перечисляет средства гранта на расчетный счет, открытый в кредитной организации, и (или) лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства.
Суд первой инстанции правильно указал, что несоблюдение указанного условия участия в конкурсе делает невозможным получение гранта.
Пунктом 19 Правил установлено, что несоответствие представленных заявителем заявки и документов требованиям пунктов 5 и 10 настоящих Правил является основанием для отказа о включении заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии.
В случае установления факта несоблюдения начинающим фермером условий, установленных при предоставлении гранта, грант подлежит возврату начинающим фермером в республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания в полном объеме (п. 38 Правил).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение конкурсной комиссии не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 октября 2017 года по делу N А61-3377/2017.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 октября 2017 года по делу N А61-3377/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3377/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2018 г. N Ф08-3201/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Каргаев А. М.
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО - А
Третье лицо: Конкурсная комиссия по отбору фермерских хозяйств Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания