г. Краснодар |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А32-5396/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791) - Хомяковой Ж.А. (доверенность от 28.12.2017), от заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Аврора" (ИНН 2337024203, ОГРН 1022304057808) - Ульчича С.А. (доверенность от 24.03.2018), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Аврора" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-5396/2017, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Аврора" (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 20.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2018, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа с изъятием из оборота и направлением на уничтожение 43 909 бутылок спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов), арестованной по протоколу от 10.11.2016 N 11-16/1028-1 и определению от 14.11.2016 N 11-16/1028-3, и находящейся в незаконном обороте. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.43 Кодекса, соблюдением сроков и процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания вмененного обществу правонарушения малозначительным. Суды установили несоответствие алкогольной продукции требованиям ГОСТ 32030-2013 "Межгосударственнвй статндарт. Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 32030-2013), изъяли ее как находящуюся в незаконном обороте и направили на уничтожение.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить в части изъятия из оборота и направления на уничтожение 34 330 бутылок спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов), арестованной по протоколу от 10.11.2016 N 11-16/1028-1 и определению от 14.11.2016 N 11-16/1028-3. По мнению подателя кассационной жалобы, в обороте общества эта алкогольная продукция не находилась, поскольку она произведена обществом и, соответственно, размещалась в помещениях общества. Суды неправильно указали, что эта продукция хранилась у общества и не учли, что по смыслу статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации, хранение как вид деятельности предусматривает заключение договора хранения, однако такой договор общество ни с кем не заключало. Суды незаконно изъяли и направили на уничтожение 43 909 бутылок алкогольной продукции, в то время как согласно экспертному заключению Экспертно-аналитического отдела Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу от 26.01.2017 N 10/2017 (далее - заключение N 10/2017) лишь один вид алкогольной продукции (9 579 бутылок) признан не соответствующим ГОСТ 32030-2013, а остальная продукция (34 330 бутылок) по органолептическим и физико-химическим показателям соответствует требованиям ГОСТ 32030-2013 и не представляет опасности для потребителя.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к отзыву управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и управления поддержали доводы кассационной жалобы, отзыва и дополнений к ним.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 07.05.2018 на 09 часов 30 минут, объявлялся перерыв до 15.05.2018 до 17 часов 15 минут.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, отзыва и дополнений к ним, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет лицензируемые виды деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции (вино) и спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы).
Проанализировав первичные документы, полученные в рамках административного расследования по факту административного правонарушения, квалифицируемого по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело N 11-16/1028), и проведя внеплановую выездную проверку общества по месту осуществления деятельности: Краснодарский край, Крымский район, х. Садовый, ул. Виновосточная, д. 1, управление установило факты, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, отразив их в акте от 30.11.2016 N уз-а881.
По результатам проверки управление составило протокол об административном правонарушении от 30.01.2017 N 11-16/1143 по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии со статьями 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение в т. ч. изготовителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса.
Суды обоснованно удовлетворили требования управления, исходя из следующего.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино) (пункт 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Как установлено абзацами 3 и 4 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, а также без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона N 171-ФЗ или с маркировкой поддельными марками.
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Закона N 171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Закона N 171-ФЗ).
Согласно статье 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 05.05.1998 утвержден Сборник основных правил, технологических инструкций и нормативных материалов по производству винодельческой продукции, включающий раздел "Общие правила обработки виноградных виноматериалов с целью обеспечения их розливостойкости и методы испытаний виноматериалов на склонность к помутнениям физико-химического характера", в подпункте 1.5 пункта 1 части 1 которого установлено, что виноматериалы, приготовленные без выдержки, могут быть разлиты на заводе-изготовителе не ранее, чем через 10 дней после обработки.
Материалами дела об административном правонарушении, технологическим журналом, отчетами по винцеху, купажными актами и сведениями из ЕГАИС подтверждено, что в нарушение обязательных требований по производству указанной продукции общество направило на розлив в потребительскую тару вина виноградные ранее, чем за 10 дней после обработки: вино столовое сухое красное "Земли Юга", 0,75 л, 12.5% - 15.09.2016 произведен виноматериал сухой красный "Земли Юга", 12,7% в объеме 3 055,25 дал (купажный акт от 15.09.2016 N 76), 19.09.2016 виноматериал сухой красный "Земли Юга", 12,7% в объеме 1 200 дал направлен на розлив (накладная от 19.09.2016 N 15), 19.09.2016 осуществлен розлив готовой алкогольной продукции "Вино столовое сухое красное "Земли Юга"", 0,75, 12,5% в объеме 1 200дал/16 тыс. штук; вино географического наименования выдержанное сухое белое "Шато ле Гран Восток Кюве Карсов" винодельческий регион Кубань, 0,75 л, 13.5% - 29.08.2016 произведен виноматериал географического наименования сухой красный "Кюве Карсов", 13,6%, в объеме 1192,55 (купажный акт от 29.08.2016 N 64), 30.08.2016 и 07.09.2016 виноматериал географического наименования сухой красный "Кюве Карсов", 13,6%, в объеме 75 дал и в объеме 120дал направлен на розлив (накладные от 30.08.2016 N 11 и от 07.09.2016 N 12), 30.08.2016 и 07.09.2016 осуществлен розлив алкогольной продукции "Вино географического наименования выдержанное сухое белое "Шато ле Гран Восток Кюве Карсов"" винодельческий регион Кубань, 0,75 л, 13,5% в объеме 75 дал/1 тыс. штук и 120дал/1 600 штук; вино столовое сухое красное "Земли Юга", 0.75 л, 12% - 16.02.2016 скупажирован виноматериал столовый сухой красный "Земли Юга", 11,6% в объеме 1 273дал (купажный акт от 16.02.2016 N 20), термообработка проведена 24.02.2016 (последняя технологическая операция), 27.02.2016 виноматериал столовый сухой красный "Земли Юга", 11,6% в объеме 750 дал направлен на розлив (накладная от 27.02.2016 N 9), 27.02.2016 осуществлен розлив алкогольной продукции "Вино столовое сухое красное "Земли Юга", 0,75 л, 12% в объеме 750дал/10 тыс. штук; вино столовое сухое белое "Земли Юга", 0,75 л, 12% - 16.02.2016 скупажирован виноматериал столовый сухой белый "Земли Юга", 1,8% в объеме 1 273 дал (купажный акт от 16.02.2016 N 21), термообработка проведена 22.02.2016 (последняя технологическая операция), 25.02.2016 виноматериал столовый сухой белый "Земли Юга", 11,8% в объеме 600 дал направлен на розлив (накладная от 25.02.206 N 7), 25.02.2016 осуществлен розлив алкогольной продукции "Вино столовое сухое белое "Земли Юга", 0,75 л, 12% в объеме 600дал/8 тыс. штук; вино столовое сухое белое "Лукоморье", 0,75 л, 12% - 16.02.2016 скупажирован виноматериал столовый сухой белый "Лукоморье", 11,8% в объеме 1 273 дал (купажный акт от 16.02.2016 N 23), термообработка проведена 26.02.2016 (последняя технологическая операция), 27.02.2016 виноматериал столовый сухой белый "Лукоморье", 11,8% в объеме 1268,33 дал направлен на розлив (накладная от 27.02.2016 N 9), 27.02.2016 осуществлен розлив алкогольной продукции "Вино столовое сухое белое "Лукоморье", 0,75 л, 12%" в объеме 1 268,325 дал/16 911 штук; вино столовое сухое красное "Лукоморье", 0,75 л, 12% - 16.02.2016 скупажирован виноматериал столовый сухой красный "Лукоморье", 11,4% в объеме 1 273дал (купажный акт от 16.02.2016 N 22), термообработка проведена 27.02.2016 (последняя технологическая операция), 28.02.2016 виноматериал столовый сухой красный "Лукоморье", 11,4% в объеме 1 268,33 дал направлен на розлив (накладная от 28.02.2016 N 10), 28.02.2016 осуществлен розлив алкогольной продукции "Вино столовое сухое красное "Лукоморье", 0,75 л, 12%" в объеме 1 268,56дал/16 913 штук.
Суды правильно указали, что в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
При этом суды учли заключение N 10/2017, содержащее вывод о том, что находящаяся в обороте общества спиртосодержащая продукция (вино столовое географического наименования Соло белое", 13,5%, объемом 0,75л, дата розлива - 08.05.2015 и 09.05.2015) не соответствует требованиям пункта 4.2 ГОСТ 32030-2013, изъяли из оборота и направили на уничтожение 9 579 бутылок этой продукции. В данной части судебные акты общество не обжалует.
В части изъятия из оборота и направления на уничтожение 34 330 (43 909 - 9 579) бутылок спиртосодержащей продукции, которая согласно заключению N 10/2017 по органолептическим и физико-химическим показателям соответствует требованиям ГОСТ 32030-2013, суды правильно исходили из того, что при выпуске в оборот общество нарушило требования пункта 4.4.1 ГОСТ 32030-2013, согласно которому маркировка каждой единицы потребительской упаковки должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" или нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, и ГОСТ 32061-2013 "Межгосударственный стандарт. Продукция винодельческая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" (далее - ГОСТ 32061-2013), и содержать следующую информацию: наименование столового вина; наименование и местонахождение изготовителя (юридического адреса, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адреса производства) и организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии); товарный знак изготовителя (при наличии); дату розлива; объем; объемную долю этилового спирта, % (или спирт, % об., или алк., % об.); наименование по содержанию сахара; условия хранения; обозначение ГОСТ 32061-2013; штриховый код продукта (при наличии); информацию о подтверждении соответствия; год урожая (для вин географических наименований, приготовленных из винограда одного года урожая) или минимальную продолжительность выдержки (для выдержанных вин географического наименования из виноматериалов, произведенных из винограда урожая разных лет, и коллекционных вин).
Суды сделали основанный на совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств вывод о том, что алкогольная продукция в количестве 43 909 бутылок/3 293,175 дал, числящаяся на складе готовой продукции общества, фактически не является готовой продукцией, так как на нее не нанесена ФСМ, отсутствует этикетка.
Суды установили, что 43 909 (9 579 + 34 330) бутылок спиртосодержащей пищевой продукции (Каберне Совиньон регион Кубань 13,5%, объемом 0,75 л, дата розлива 28.10.2016, 4 032 штуки/302,4 дал; Красностоп регион Кубань 13,5%, объемом 0,75л, дата розлива 16.09.2016, 11 848 штук/888,6 дал; Совиньон Блан регион Кубань 13,5%, объемом 0,75л, дата розлива 12.10.2016, 3 390 штук/254,25 дал; Шардоне регион Кубань 13,5%, объемом 0,75л, дата розлива 12.10.2016, 3 390 штук/254,25 дал; Кюве Карсов белое Кубань 13,5%, объемом 0,75л, дата розлива 05.10.2016, 384 штуки/28,8 дал; Кюве Карсов белое Кубань 13,5%, объемом 0,75 л, дата розлива 13.10.2016, 5 928 штук/444,6 дал; Кюве Карсов красное Кубань 13,5%, объемом 0,75л, дата розлива 13.10.2016, 5 358 штук/401,85 дал; Соло ГН белое 402 13,5%, объемом 0,75л, дата розлива 08.05.2015, 1 543 штуки/115,725 дал; Соло ГН белое 402 13,5%, объемом 0,75л, дата розлива 09.05.2015, 8 036 штук/602,7 дал), которая разлита в потребительскую тару, не маркирована ФСМ, без нанесения этикетки, без указания даты розлива проведена через АСИиУ как готовая (что подтверждено сведениями ЕГАИС "Отчет об объемах производства по данным АСИиУ, фасованная" за период с 08.05.2015 по 28.10.2016 и первичными документами, изъятыми в ходе производства по административному делу), оформлена как готовая алкогольная продукция и передана на склад готовой продукции общества.
При таких обстоятельствах обоснованы выводы судов о том, что при изготовлении указанной продукции общество нарушило требования ГОСТ 32030-2013, что является основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Противоречит представленным в материалы дела доказательствам довод общества о том, что управление не доказало выпуск либо намерение выпуска в оборот арестованной алкогольной продукции с нарушением правил маркировки.
Поскольку данная продукция проведена через АСИиУ как готовая, оформлена как готовая алкогольная продукция и передана на склад готовой продукции, но при этом не маркирована, основания для иного вывода отсутствуют. Кроме того, по протоколу ареста товаров и иных вещей от 11.11.2016 N 11-16/1028-2 отштрихкодированные ФСМ (в количестве 43 909 штук) в отношении данной продукции арестованы и вступившим в законную силу судебным актом по делу N А32-45399/2016 конфискованы как находящиеся в незаконном обороте.
Факт нарушения обществом требований технических регламентов управлением доказан и подтвержден материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 30.01.2017 N 11-16/1143, протоколом осмотра от 07. -11.11. 2016 N 11- 16/1028-1, определением по делу N 11-16/1143 от 01.12.2016, протоколом осмотра от 01.12.2016 N 11-16/1143-1.
Общество не представило доказательства того, что как профессиональный участник на рынке оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены. Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод общества о том, что 43 909 бутылок спиртосодержащей пищевой продукции без маркировки не являются готовой продукцией, т. к. помещены на складе готовой продукции общества до завершения технологического процесса изготовления этой продукции, подлежит отклонению, т. к. общество документально не подтвердило такую технологию и не представило утвержденные в установленном порядке Технические условия, разработанные самим обществом, или отраслевые документы, согласно которым разлитая в потребительскую тару алкогольная продукция регистрируется в ЕГАИС, документально оформляется как готовая, размещается на складе готовой продукции в силу специфики технологического процесса ее изготовления и лишь через определенное время маркируется этикеткой и ФСМ.
Довод общества о том, что нарушение ГОСТ 022/2011 и ГОСТ 32061-2013 влечет ответственность по части 3 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 1 статьи 14.43 Кодекса, подлежит отклонению, т. к. статья 15.12 Кодекса не является специальной по отношению к статье 14.43 Кодекса. Кроме того, требования к маркировке алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Законом N 171-ФЗ и ГОСТ 32030-2013, которые общество нарушило при производстве пищевой продукции. В силу Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, поэтому суды правомерно изъяли из оборота и направили на уничтожение 43 909 бутылок/3293,175 дал спиртосодержащей пищевой продукции, арестованной по протоколу ареста от 10.11.2016 N 11-16/1028-1 и определению от 14.11.2016 N 11-16/1028-3.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Поскольку по ходатайству общества определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.03.2018 исполнение решения Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 и постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 по делу N А32-5396/2017 приостанавливалось до рассмотрения кассационной жалобы, и 15.05.2018 кассационная жалоба общества рассмотрена, приостановление исполнения судебных актов надлежит отменить.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 по делу N А32-5396/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2018 по делу N А32-5396/2017, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.03.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.