Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2018 г. N Ф08-2869/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 февраля 2018 г. |
дело N А32-5396/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Сулименко О.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу г. Ростов-на-Дону - Хомяковой Ж.А. по доверенности от 28.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аврора" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 по делу N А32-5396/2017, принятое в составе судьи Нигоева Р.А. по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу к открытому акционерному обществу "Аврора" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к открытому акционерному обществу "Аврора" (далее - ОАО "Аврора", общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 заявленные требования удовлетворены. Суд пришёл к выводу о наличии в деянии общества события и состава вмененного ему административного правонарушения. Административное наказание назначено в виде штрафа в размере 100 000 рублей с изъятием из оборота и направлением на уничтожение спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов), арестованных согласно протоколу ареста товаров и иных вещей N 11-16/1028-1 от 10.11.2016 и определению N 11-16/1028-3 от 14.11.2016 в количестве 43909 шт. (3293,175 дал).
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Аврора" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на то, что только один вид спиртосодержащей продукции не соответствовал требованиям ГОСТа 32030-2013, в то время как изъята вся арестованная продукция; общество обработку вина не вело, влиять на его качество не могло; доказательства выпуска в оборот, либо намерений выпуска в оборот обществом алкогольной продукции с нарушением правил маркировки в материалы дела не представлены.
В отзыве на апелляционную жалобу управление указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представитель управления просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 05.02.2018 в составе суда произведена замена находящейся в очередном ежегодном отпуске судьи Гуденица Т.Г. на судью Филимонову С.С. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии 23ПВН0005478 сроком действия до 14.06.2021 общество осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке произведённой алкогольной продукции (вина); на основании лицензии 23ППП0000957 сроком действия до 04.07.2021 общество осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке произведённой спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы).
Управлением в результате анализа первичных документов, полученных в рамках проведения административного расследования по факту административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ (дело N 11-16/1028 от 07.11.2016), а также в ходе проведения внеплановой выездной проверки (Акт от 30.11.2016 Nуз-а881) в отношении ОАО "Аврора" по месту осуществления деятельности организации: Краснодарский край, Крымский район, х. Садовый, ул. Виновосточная, д. 1 установлены факты, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Административным органом установлено нарушение требований, предъявляемых к производству алкогольной продукции (вина виноградные), а именно: ч. I раздела "Общие правила обработки виноградных виноматериалов с целью обеспечения их розливостойкости и методы испытаний виноматериалов на склонность к помутнениям физико-химического характера", п.1 п.п. 1.5 "Основных правил, технологических инструкций и нормативных материалов по производству винодельческой продукции", "Сборник основных правил, технологических инструкций и нормативных материалов по производству винодельческой продукции", утвержденного Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 05.05.1998, ГОСТ 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия", что влияет на показатели качества готовой алкогольной продукции (вина виноградные).
По результатам проверки управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.01.2017 N 11-16/1143 по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.2 л.д. 4-11), в котором указаны следующие нарушения:
- нарушение утвержденных организацией технологических инструкций, обработанные виноматериалы, не выдерживаются установленный срок и без выдержки направляются на розлив в потребительскую тару: "вина виноградные" - ранее чем за 10 дней после обработки, что является нарушением технологического процесса производства;
- в складе готовой продукции отсутствует алкогольная продукция в общем количестве 44 966 бутылок (3 372,45 дал), из которой 43 909 единиц находится в помещении "Склад выдержки виноматериалов в бутылках", указанная продукция не маркирована ФСМ, на продукцию не нанесена этикетка, не нанесена дата розлива, прошла через АСИиУ как готовая, что подтверждается сведениями ЕГАИС "Отчет об объемах производства по данным АСИиУ, фасованная" за период с 08.05.2015 по 28.10.2016;
- общество осуществляло производство и оборот алкогольной продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов к продукции. Образцы "Вино столовое географического наименования Соло белое", 13,5% объемом 0,75 л, датой розлива 08.05.2015 и 09.05.2015 не соответствуют требованиям п.4.2 ГОСТ 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" по (требования к сырью), так как присутствуют спирты невиноградного происхождения.
Административный орган в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье и статье 14.47 Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).
Абзацами 3 и 4 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, а также без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками.
Статьей 3 Закона N 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Закона N 171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 части 1 раздела "Общие правила обработки виноградных виноматериалов с целью обеспечения их розливостойкости и методы испытаний виноматериалов на склонность к помутнениям физико-химического характера" "Основных правил, технологических инструкций и нормативных материалов по производству винодельческой продукции" "Сборника основных правил, технологических инструкций и нормативных материалов по производству винодельческой продукции", утвержденного Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 05.05.1998, виноматериалы, приготовленные без выдержки, могут быть разлиты на заводе-изготовителе не ранее, чем через 10 дней после обработки.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе технологическим журналом, отчетами по винцеху с приложением купажных актов и сведений ЕГАИС подтверждается, что в нарушение приведенных обязательных требований обществом допущено направление на розлив в потребительскую тару (вина виноградные) ранее, чем за 10 дней после обработки:
- "Вино столовое сухое красное "Земли Юга", 0,75. 12.5%:
15.09.2016 произведен виноматериал сухой красный "Земли Юга", 12,7% в объеме 3055,25 дал (купажный акт N 76 от 15.09.2016);
19.09.2016 виноматериал сухой красный "Земли Юга", 12,7% в объеме 1200дал направлен на розлив (накладная N 15 от 19.09.2016);
19.09.2016 осуществлен розлив готовой алкогольной продукции "Вино столовое сухое красное "Земли Юга", 0,75, 12,5% в объеме 1200дал/16000шт;
- "Вино географического наименования выдержанное сухое белое "Шато ле Гран Восток Кюве Карсов" винодельческий регион Кубань, 0.75. 13.5%:
29.08.2016 произведен виноматериал географического наименования сухой красный "Кюве Карсов", 13,6%, в объеме 1192,55 (купажный акт N 64 от 29.08.2016);
30.08.2016 и 07.09.2016 виноматериал географического наименования сухой красный "Кюве Карсов", 13,6%, в объеме 75 дал и в объеме 120дал направлен на розлив (накладные N 11 от 30.08.2016 и N 12 от 07.09.2016);
30.08.206 и 07.09.206 осуществлен розлив алкогольной продукции "Вино географического наименования выдержанное сухое белое "Шато ле Гран Восток Кюве Карсов" винодельческий регион Кубань, 0,75, 13,5% в объеме 75 дал/1000шт и 120дал/1600шт;
- "Вино столовое сухое красное "Земли Юга", 0.75. 12%:
16.02.2016 скупажирован виноматериал столовый сухой красный "Земли Юга", 11,6% в объеме 1273дал (купажный акт N 20 от 16.02.2016) термообработка проведена 24.02.2016 (последняя технологическая операция);
27.02.2016 виноматериал столовый сухой красный "Земли Юга", 11,6% в объеме 750 дал направлен на розлив (накладная N 9 от 27.02.206);
27.02.2016 осуществлен розлив алкогольной продукции "Вино столовое сухое красное "Земли Юга", 0,75, 12% в объеме 750дал/10000шт;
- "Вино столовое сухое белое "Земли Юга", 0,75, 12%;
16.02.2016 скупажирован виноматериал столовый сухой белый "Земли Юга", 1,8% в объеме 1273дал (купажный акт N 21 от 16.02.2016), термообработка проведена 22.02.2016 (последняя технологическая операция);
25.02.2016 виноматериал столовый сухой белый "Земли Юга", 11,8% в объеме 600 дал направлен на розлив (накладная N 7 от 25.02.206);
25.02.2016 осуществлен розлив алкогольной продукции "Вино столовое сухое белое "Земли Юга", 0,75, 12% в объеме 600дал/8000шт;
- "Вино столовое сухое белое "Лукоморье", 0,75, 12% 16.02.2016 скупажирован виноматериал столовый сухой белый "Лукоморье", 11,8% в объеме 1273дал (купажный акт N 23 от 16.02.2016), термообработка проведена 26.02.2016 (последняя технологическая операция),
27.02.2016 виноматериал столовый сухой белый "Лукоморье", 11,8% в объеме 1268,33дал направлен на розлив (накладная N 9 от 27.02.206);
27.02.2016 осуществлен розлив алкогольной продукции "Вино столовое сухое белое "Лукоморье", 0,75, 12%" в объеме 1268,325 дал/16911шт;
- "Вино столовое сухое красное "Лукоморье", 0,75, 12% 16.02.2016 скупажирован виноматериал столовый сухой красный "Лукоморье", 11,4% в объеме 1273дал (купажный акт N 22 от 16.02.2016 г), термообработка проведена 27.02.2016 (последняя технологическая операция);
28.02.2016 виноматериал столовый сухой красный "Лукоморье", 11,4% в объеме 1268,33дал направлен на розлив (накладная N 10 от 28.02.206);
28.02.2016 осуществлен розлив алкогольной продукции "Вино столовое сухое красное "Лукоморье", 0,75, 12%" в объеме 1268,56дал/16913шт.
Таким образом, обществом обработанные виноматериалы не выдерживаются установленный срок и без выдержки направляются на розлив в потребительскую тару: "вина виноградные" - ранее, чем за 10 дней после обработки.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 11 статьи 2 Закона N 171-ФЗ вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 до 16,5 (за исключением столового вина) процента объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла.
При производстве столового вина допускается добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла для увеличения содержания этилового спирта (обогащение) или подслащивания.
Пункт 13.3 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ определяет, что сусло - спиртосодержащая пищевая продукция, являющаяся полуфабрикатом производства алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения, более 1,5 процента от ее объема, получаемая в зависимости от вида алкогольной продукции из ягод винограда (виноградное сусло), из иных фруктов (фруктовое сусло), из воды, пивоваренного солода, хмеля и (или) хмелепродуктов (пивное сусло), из воды и меда (медовое сусло).
Учитывая вышеизложенное, этиловый спирт в вине образуется в результате естественного брожения ягод винограда, в силу чего наличие в вине спирта и сахаров не виноградного происхождения свидетельствует о нарушении производителем требований к процессу производства такого вина.
Как следует из пункта 3.3 ГОСТ 32030-2013 "Межгосударственный стандарт. Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" столовое вино - вино с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 15% и общей объемной долей этилового спирта не более 15%, изготовленное в результате полного или неполного спиртового брожения целых или дробленых ягод свежего винограда или виноградного сусла, с добавлением или без добавления сусла виноградного концентрированного и (или) сусла виноградного концентрированного ректификованного.
Согласно пункту 4.1.1 ГОСТ 32030-2013 столовые вина и столовые виноматериалы должны быть приготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям для конкретных наименований вин, с соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Из экспертного заключения от 26.01.2017 N 10/2017 с приложением протоколов испытаний испытательной лаборатории Межрегионального правления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу следует, что спиртосодержащая продукция - "Вино столовое географического наименования Соло белое", 13,5%, объемом 0,75л, дата розлива 08.05.2015 и 09.05.2015 не соответствует требованиям ГОСТ 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" по п. 4.2 (требования к сырью), так как в образце присутствуют спирты невиноградного происхождения.
Экспертиза произведена в рамках дела об административном правонарушении с соблюдением установленного порядка. Сомнений в компетенции экспертного учреждения и эксперта, проводившего экспертизу, не имеется. При назначении экспертизы общество отводов эксперту, ходатайств и возражений не заявляло. Эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Учитывая изложенное, обществом в нарушение п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ГОСТ 32030-2013 "Межгосударственный стандарт. Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" осуществляло производство и оборот алкогольной продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов к продукции.
В соответствии с пунктом 4.4.1 ГОСТ 32030-2013 "Межгосударственный стандарт. Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" маркировка каждой единицы потребительской упаковки должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" или нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, и ГОСТ 32061 и содержать следующую информацию:
- наименования столового вина. При маркировании вина географического наименования слово "столовое" допускается не применять;
- наименования и местонахождения изготовителя (юридического адреса, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адреса производства) и организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). Для вин географических наименований дополнительно указывают район (географическую единицу) произрастания винограда;
- товарного знака изготовителя (при наличии);
- даты розлива;
- объема;
- объемной доли этилового спирта, % (или спирт, % об., или алк., % об.);
- наименования по содержанию сахара. Одновременно указывают массовую концентрацию сахаров (или сах., или сахар), г/дм3, г/л (за исключением сухих столовых вин);
- условий хранения;
- обозначения настоящего стандарта;
- штрихового кода продукта (при наличии);
- информации о подтверждении соответствия;
- года урожая (для вин географических наименований, приготовленных из винограда одного года урожая) или минимальную продолжительность выдержки (для выдержанных вин географического наименования из виноматериалов, произведенных из винограда урожая разных лет, и коллекционных вин).
Вместе с тем, административным органом установлено, что спиртосодержащая пищевая продукция (виноматериалы виноградные), разлитая в потребительскую тару 0,75л, не маркированная ФСМ, без нанесения этикетки, без указания даты розлива в общем количестве 43 909 бутылок по 0,75л/3293,175 дал прошла через АСИиУ как готовая, что подтверждается сведениями ЕГАИС "Отчет об объемах производства по данным АСИиУ, фасованная" за период с 08.05.2015 по 28.10.2016, а также согласно первичных документов, изъятых в ходе производства по административному делу, была оформлена как готовая алкогольная продукция, переданная на склад готовой продукции.
Согласно акту проверки от 30.11.2016 следующая алкогольная продукция в количестве 43 909 шт. /3 293,175 дал, числящаяся на складе готовой продукции, фактически не является готовой продукцией, так как на нее не нанесена ФСМ, отсутствует этикетка:
Каберне Совиньон регион Кубань 13,5%, объемом 0,75л, дата розлива 28.10.2016 - 4 032 шт. /302,4 дал;
Красностоп регион Кубань 13,5% объемом 0,75л, дата розлива 16.09.2016 - 11 848 шт. / 888,6 дал;
Совиньон Блан регион Кубань 13,5% объемом 0,75л, дата розлива 12.10.2016 - 3 390 шт. / 254,25 дал;
Шардоне регион Кубань 13,5% объемом 0,75л, дата розлива 12.10.2016 - 3 390 шт. / 254,25 дал;
Кюве Карсов белое Кубань 13,5% объемом 0,75л, дата розлива 05.10.2016 - 384 шт. / 28,8 дал;
Кюве Карсов белое Кубань 13,5% объемом 0,75л, дата розлива 13.10.2016 - 5 928 шт. / 444,6 дал;
Кюве Карсов красное Кубань 13,5% объемом 0,75л, дата розлива 13.10.2016 - 5 358 шт. / 401,85 дал;
Соло ГН белое 402 13,5% объемом 0,75л, дата розлива 08.05.2015 - 1 543 шт. / 115,725 дал;
Соло ГН белое 402 13,5% объемом 0,75л, дата розлива 09.05.2015 - 8 036 шт. / 602,7 дал.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении обществом требований Технологических инструкций, требований ГОСТ 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия".
Факт осуществления обществом деятельности с нарушением обязательных требований доказан административным органом и подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 30.01.2017 N 11-16/1143, протоколом осмотра от 07-11 ноября 2016 года N11-16/1028-1, определением по делу N11-16/1143 от 01.12.2016, протоколом осмотра от 01.12.2016 N11-16/1143-1 (т.1 л.д. 103-130, 190, 198-201, т.2 л.д. 4-11).
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, а равно обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Надлежащее извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
В статье 2.9 КоАП РФ закреплено, что судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения. Так, в квалификации правонарушения в качестве малозначительного не может быть отказано только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью органа или суда, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Следовательно, малозначительность является оценочной категорией, применяемой по усмотрению органа или суда, рассматривающих дело об административном правонарушении, в исключительных случаях с учетом конкретных обстоятельств дела, объективно характеризующих противоправное деяние и указывающих на отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям.
Состав анализируемого правонарушения является формальным, а потому существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается также не в наступлении каких-либо последствий, а в пренебрежительном отношении хозяйствующего субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Суд первой инстанции, установив, что продукция, арестованная по протоколу ареста товаров и иных вещей N 11-16/1028-1 от 10.11.2016 и определению N 11-16/1028-3 от 14.11.2016 в количестве 43909 шт. (3293,175 дал) не соответствует государственным стандартам, правомерно определил в силу Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, что такая продукция подлежит изъятию и уничтожению.
Довод апелляционной жалобы о том, что только один вид спиртосодержащей продукции не соответствовал требованиям ГОСТа 32030-2013, в то время как изъята вся арестованная продукция, судебной коллегией не принимается, поскольку спорная продукция арестована, в том числе в связи с нарушением при производстве продукции требований Технологических инструкций, требований ГОСТ 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия". Алкогольная продукция в количестве 43 909 шт. /3 293,175 дал, числящаяся на складе готовой продукции, фактически не является готовой продукцией, так как на нее не нанесена ФСМ, отсутствует этикетка.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что доказательства выпуска в оборот, либо намерений выпуска в оборот обществом алкогольной продукции с нарушением правил маркировки в материалы дела не представлены, судебной коллегией отклоняется, поскольку противоречит материалам дела. Спорная продукция прошла через АСИиУ как готовая, что подтверждается сведениями ЕГАИС "Отчет об объемах производства по данным АСИиУ, фасованная" за период с 08.05.2015 по 28.10.2016, а также согласно первичных документов, изъятых в ходе производства по административному делу, была оформлена как готовая алкогольная продукция, переданная на склад готовой продукции, при этом часть продукции в течение длительного времени с мая 2015 года до ноября 2016 года хранилась без маркировки.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что по протоколу ареста товаров и иных вещей от 11.11.2016 N 11-16/1028-2 отштрихкодированные ФСМ в отношении данной продукции арестованы в количестве 43 909 штук. При рассмотрении дела N А32-45399/2016 суд определил конфисковать данные ФСМ, поскольку они находятся в незаконном обороте и не могут быть повторно использованы.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2017 по делу А32-5396/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5396/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2018 г. N Ф08-2869/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу г. Ростов-на-Дону
Ответчик: ОАО "Аврора"