г. Краснодар |
|
23 мая 2018 г. |
Дело N А20-4160/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Афониной Е.И. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Кацибаева Аскербий Газизовича (ИНН 070102468956, ОГРНИП 309071808400011), заинтересованного лица - ликвидационной комиссии федерального государственного учреждения "Государственная заводская конюшня "Нальчикская с ипподромом"" (ИНН 0711036300, ОГРН 1020700755822), третьих лиц: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кацибаева Аскербий Газизовича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.10.2017 (судья Бечелов А.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 (судьи Макарова Н.В., Бейтуганов З.А., Годило Н.Н.) по делу N А20-4160/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Кацибаев А.Г. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к ликвидационной комиссии ФГУ "ГЗК "Нальчикская с ипподромом" (далее - учреждение) с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) ликвидационной комиссии, выразившихся в невыплате предпринимателю, как законному кредитору, долга в нарушении порядка ликвидации учреждения и возложении обязанности на ликвидационную комиссию соблюсти порядок ликвидации.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.01.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.02.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017, производство по делу прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.08.2017 определение от 02.02.2017 и постановление от 06.06.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Решением суда первой инстанции от 19.10.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней предприниматель просит решение от 19.10.2017 и постановление от 12.02.2018 отменить и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой инстанции в пределах одного и того же судебного округа. Податель жалобы указывает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, судами нарушены нормы процессуального и материального права. По мнению заявителя жалобы, в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судами не дана оценка каждому доказательству, представленному в материалы дела, на основе их всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования. Суды не учли доводы предпринимателя, подтверждающие и обосновывающие заявленные требования.
Отзывы на жалобу не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2011 N 1058 "Об открытом акционерном обществе, объединяющем ипподромы Российской Федерации" принято решение о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества в целях модернизации коннозаводства в Российской Федерации, в том числе и учреждения.
Министерство издало приказ от 26.09.2011 N 330 о ликвидации учреждения и одновременно утвердило состав ликвидационной комиссии в следующем составе: Улигов Х.Н. (председатель), Кунижев М.Ж., Нафадзоков Х.Х., Хагабанов Ю.Ц. и Бекалдиев Х.Х. (члены комиссии), которая на основании приказа от 29.09.2011 N 139/1 приступила к исполнению полномочий. Сообщение о ликвидации учреждения, а также о принятии на рассмотрение требований кредиторов опубликовано 26.10.2011 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 42 (349) часть 1.
Информация 14.11.2011 внесена налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц.
В ответ на заявление от 09.12.2011 председатель ликвидационной комиссии Улигов Х.Н. сообщил предпринимателю о включении его требований в реестр требований кредиторов на сумму 4 149 085 рублей 50 копеек согласно протоколу от 30.12.2011 N 5.
На основании протокола от 04.04.2012 N 11 ликвидационная комиссия сообщила предпринимателю об исключении его из списка кредиторов в связи с непредставлением подлинных документов, подтверждающих долг учреждения; предпринимателю также отказано во включении в промежуточный ликвидационный баланс дополнительных требований на сумму 1 936 200 рублей.
Предприниматель, полагая, что его права и законные интересы нарушены данным действием (бездействием) ликвидационной комиссии, обратился с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права обратившегося в суд лица (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского кодекса, в редакции, действовавшей на дату принятия решения о ликвидации общества, юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу частей 2 и 3 статьи 62 Гражданского кодекса учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (пункт 1 статьи 63 Гражданского кодекса).
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 6 статьи 63 Гражданского кодекса).
Положениями статьи 63 Гражданского кодекса установлен порядок ликвидации юридического лица. В ходе процедуры ликвидации, требования кредиторов отражаются в промежуточном ликвидационном и ликвидационном балансах, а целью деятельности ликвидационной комиссии является, в том числе выявление кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 Гражданского кодекса в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора, либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утвержденного ликвидационного баланса юридического лица обратиться с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда, требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
В силу части 1 статьи 16 Кодекса вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 69 Кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Из материалов дела следует, что в обоснование своих требований предприниматель ссылается на нарушение порядка ликвидации юридического лица, которое выражается, по мнению предпринимателя, в невыплате ему, как законному кредитору, 4 149 085 рублей 50 копеек, включенных в реестр требований кредиторов.
Суды указали, что правомерность действий ликвидационной комиссии учреждения в части исключения требований предпринимателя из списка требований кредиторов на сумму 4 149 095 рублей в соответствии с протоколом заседания ликвидационной комиссии от 04.04.2012 N 11 установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А20-91/2013.
Судебными актами по делу N А20-2453/2012 с учреждения в пользу Кацибаева А.Г. взыскано 33 тыс. рублей долга; отказано в удовлетворении требований предпринимателя о признании незаконными действий и недействительным решения ликвидационной комиссии по исключению Кацибаева А.Г. из списка кредиторов и промежуточного ликвидационного баланса с протоколом заседания ликвидационной комиссии от 04.04.2012 N 11 и обязании ликвидационную комиссию восстановить положение, существовавшее до нарушения права кредитора Кацибаева А.Г., сделав соответствующую восстановительную запись в списке требований кредиторов и в промежуточном ликвидационном балансе.
Протокол от 04.04.2012 N 11, на который ссылается предприниматель в исковом заявлении и о фальсификации которого заявлено, исследован судами при рассмотрении дел N А20-91/2013 и А20-2453/2012. Наличие (отсутствие) данного протокола, а также иных истребуемых у ликвидационной комиссии документов не может опровергнуть выводы судов, которые сделаны в рамках рассмотрения дела N А20-2453/2012 (исследовав объем фактически оказанных предпринимателем услуг и руководствуясь положениями статьи 424 Гражданского кодекса, суды определили кредиторскую задолженность учреждения в сумме 33 тыс. рублей; первоначальное включение предпринимателя в реестр требований кредиторов учреждения на сумму 4 149 085 рублей 50 копеек признано необоснованным).
В силу статьи 4 Кодекса истец должен представить доказательства нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае удовлетворения иска.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, установив, что предъявление иска по данному делу фактически направлено на пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по делам N А20-2453/2012 и А20-91/2013 в порядке, не предусмотренном действующим процессуальным законодательством, не усмотрев каким образом могут быть восстановлены права предпринимателя при удовлетворении иска, при том, что в рамках дела N А20-2453/2012 признано право предпринимателя на выплату 33 тыс. рублей кредиторской задолженности, суды пришли к верному выводу об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов предпринимателя оспариваемыми действиями ликвидационной комиссии учреждения и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.10.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А20-4160/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Улько |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.