г. Краснодар |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А32-4025/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Дубровина А.А. (доверенность от 29.12.2017), в отсутствие представителя заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Петренко Вячеслава Федоровича (ИНН 233502852947, ОГРНИП 309233502700028), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2017 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-4025/2017, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Петренко Вячеслав Федорович (далее - глава хозяйства) подал в Арбитражный суд Краснодарского края иск (заявление) к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным приказа от 03.11.2016 N 2317 о предоставлении главе хозяйства в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 28 300 кв. м с кадастровым номером 23:12:0301023:51, расположенного по адресу (местоположение): Краснодарский край, Кореновский район (далее - земельный участок), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи от 03.11.2016 N 585 путем установления выкупной цены в размере 90 681 рубля 96 копеек, о понуждении к подготовке и направлению главе хозяйства проекта соответствующего договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2017, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018, иск (заявление) удовлетворен со следующей мотивировкой. Предприниматель на законных основаниях использует земельный участок на праве аренды более 15 лет, что предоставляет ему право приобрести его по цене, равной двадцати процентам от кадастровой стоимости.
Департамент обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. При оценке приказа департамента на предмет его законности недопустима ревизия условий договора купли-продажи земельного участка. Спор относительно условий договора купли-продажи подлежит рассмотрению в порядке искового производства с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора. Глава хозяйства не предоставил доказательства, свидетельствующие о непрерывном владении земельным участком с 1997 года. Им не подписан и не направлен в департамент проект договора купли-продажи земельного участка с протоколом разногласий.
В отзыве на кассационную жалобу глава хозяйства выразил мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что постановлением главы администрации Кореновского района Краснодарского края от 14.04.1997 N 288 (далее - администрация) крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Восход" (далее - хозяйство) в лице его главы Петренко В.Ф. предоставлен земельный участок площадью 16,9 га, в том числе 13,9 га пашни (далее - исходный земельный участок) в аренду на пять лет. Администрация (арендодатель) и хозяйство (арендатор) заключили соответствующий договор аренды от 04.11.1997 N 121. Договор зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Кореновского района. Земельный участок образован в результате раздела исходного земельного участка в 2007 году.
С 2004 по 2008 годы земельный участок не выбывал из фактического владения главы хозяйства, использовался им, за что глава хозяйства регулярно вносил арендную плату. Постановлением главы администрации от 05.11.2008 N 1347 земельный участок предоставлен главе хозяйства в аренду на 10 лет. Администрация (арендодатель) и хозяйство (арендатор) заключили договор от 20.11.2009 N 8812000016 аренды земельного участка до 05.11.2018.
По заявлению главы хозяйства от 03.10.2016 N 52-2201-У/16 приказом департамента от 03.11.2016 N 2317 земельный участок предоставлен ему в собственность за плату по цене 362 727 рублей 85 копеек. Департамент подготовил и направил главе хозяйства соответствующий проект договора купли-продажи земельного участка от 03.11.2016 N 585. Цена земельного участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (пункт 2.1).
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения главы хозяйства в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 4 статьи 421, статья 422). Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (статья 443).
В случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статьи 445, 446).
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в применимой к рассматриваемым отношениям редакции, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Законом N 101-ФЗ установлено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1). Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (пункт 5 статьи 1). Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса установление порядка определения цены такого земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", статьей 21 которого предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Частью 8 подпункта 2.1 раздела 2 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226, установлено, что в случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной двадцати процентам от кадастровой стоимости земельного участка. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили об использовании главой хозяйства земельного участка более пятнадцати лет, что предоставляет ему право на применение льготной выкупной цены в размере двадцати процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка должна определяться по данным государственного кадастра недвижимости по состоянию на дату обращения главы хозяйства в департамент с заявлением о выкупе земельного участка. Фактически судом первой инстанции определено условие договора купли-продажи земельного участка, по которому у сторон имелись разногласия. Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по делу N А32-4025/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.