г. Краснодар |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А53-20896/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Оникс" (ИНН 6163028613 ОГРН 1026103286076) - Асановой Е.Е. (доверенность от 28.05.2018), от заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943) - Лемешко Ю.С. (доверенность от 15.12.2017) и Новожиловой В.Ю. (доверенность от 28.05.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оникс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.11.2017 (судья Ширинская И.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 (судьи Соловьева М.В., Ильина М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-20896/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Оникс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Ростовской таможни (далее - таможня), выразившегося в оставлении без рассмотрения заявлений общества от 24.05.2017 N 20-46/11451 и от 26.06.2017 N 20-46/13971 о возврате излишне уплаченного НДС и невозврате излишне уплаченного НДС (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 03.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2018, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что ввезенные обществом мягкие контактные линзы с рефракцией 0,00 не обладают функцией коррекции зрения, следовательно, не относятся к медицинским изделиям, в силу чего не подлежат освобождению от НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. У таможни отсутствовали основания для рассмотрения заявлений общества о возврате излишне уплаченного НДС по существу в связи с непредставлением обществом документов, предусмотренных частью 4 статьи 122 и частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), подтверждающих факт излишней уплаты НДС.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, выводы судов не основаны на фактических обстоятельствах дела и сделаны без учета того, что ввезенные обществом мягкие контактные линзы являются медицинским изделием с кодом ОКП 94 8870, разрешены для применения в медицинских целях и предназначены для коррекции зрения, что подтверждено исследованиями, клиническими испытаниями, экспертизами качества, эффективности медицинских изделий, на основании которых произведена регистрация данного медицинского изделия и выдано Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 02.12.2008 N ФСЗ 2008/03130, Сертификат соответствия N РОСС KR.ИМ19.СО1749 и Декларация о соответствии от 15.03.2011 N РОСС KR.ИМ19.ДО 2348. Суды сделали необоснованный вывод о том, что линзы с рефракцией 0,00 не являются медицинским изделием, используемым в целях коррекции зрения, и не подлежат освобождению от НДС согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по контракту от 16.11.2006 N NEO-RU01-061116 с компанией "Neo Vision Co., LTD" (Республика Корея) на условиях поставки FCA - Сеул общество ввезло на единую таможенную территорию Таможенного союза в т. ч. товар N 2 - линзы контактные мягкие NEO COSMO QUARTERLY для коррекции зрения с рефракцией 0,00 (изготовитель - NEO VISION CO., LTD; товарный знак - NEO VISION; марка - NEO COSMO), который оформило по ДТ N 10313090/03032016/0000524, 10313090/171016/0002893, 10313090/030517/0001252 (далее - спорные ДТ), и уплатило 272 756 рублей 19 копеек НДС.
11 мая 2017 года общество обратилось в таможню с заявлением о возврате 272 756 рублей 19 копеек НДС, излишне уплаченного (взысканного) по спорным ДТ.
Письмом от 24.05.2017 N 20-46/11451 таможня возвратила обществу заявление от 11.05.2017 без рассмотрения ввиду непредставления обществом документов, предусмотренных частью 4 статьи 122 и частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ и подтверждающих факт излишней уплаты НДС.
08 июня 2017 года общество повторно обратилось в таможню с заявлением о возврате 272 756 рублей 19 копеек НДС, излишне уплаченного по спорным ДТ.
Письмом от 26.06.2017 N 20-46/13971 таможня возвратила заявление общества от 08.06.2017 без рассмотрения ввиду непредставления обществом доказательств, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Поддержав позицию таможни в части оставления без рассмотрения заявлений общества о возврате излишне уплаченного НДС от 24.05.2017 N 20-46/11451 и от 26.06.2017 N 20-46/13971, суды исходили из следующего.
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств установлен статьей 147 Закона N 311-ФЗ.
По правилам части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться, в том числе: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" по смыслу части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Суды установили, что поставленные на основании инвойсов от 05.08.2016 N NEO-RU01-160805 и от 03.02.2016 N NEO-RU01-160203 мягкие контактные линзы общество задекларировало по ДТ N 10313090/101016/0002827 и 10313090/250216/0000443 без разделения на линзы с рефракцией 0,00 и рефракцией, отличной от 0,00, заявив в отношении всех линз освобождение от НДС. На основании пункта 2 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза таможня отказала в выпуске товара, после чего (не оспорив решение таможни об отказе в выпуске товара по указанным ДТ) общество подало спорные ДТ с указанием в них ставки НДС 18%. При этом в одной из спорных ДТ (10313090/030517/0001252) на линзы с рефракцией 0,00 общество изначально заявило НДС по ставке 18%.
При таких обстоятельствах суды правильно исходили из того, что НДС по ставке 18% общество исчислило и уплатило самостоятельно, и при обращении с заявлениями о возврате излишне уплаченного НДС не представило документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания НДС; не инициировало процедуру внесения изменений в спорные ДТ в части суммы НДС; не представило КДТ об изменении соответствующих граф спорных ДТ и о перерасчете таможенных платежей в сторону уменьшения.
При таких обстоятельствах суды обосновано признали действия таможни по оставлению без рассмотрения заявлений общества от 24.05.2017 N 20-46/11451 и от 26.06.2017 N 20-46/13971 о возврате излишне уплаченного НДС соответствующими статье 147 Закона N 311-ФЗ, верно указав, что порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей носит заявительный характер, и несоблюдение обществом установленной Законом N 311-ФЗ административной процедуры возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей свидетельствует о том, что у таможни не возникла обязанность по рассмотрению заявлений общества по существу.
Законны и обоснованы выводы судов о том, что ввезенные обществом мягкие контактные линзы с рефракцией 0,00 не обладают функцией коррекции зрения, в силу чего не подлежат освобождению от обложения НДС на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в частности очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В ранее действовавшей редакции Налогового кодекса Российской Федерации (до вступления в силу Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации льгота предоставлялась в отношении реализации очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных). Внесенными в абзац 7 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации изменениями законодатель освободил от налогообложения НДС операции по реализации именно линз для коррекции зрения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
В пункте 22 раздела II "Линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения)" Перечня поименованы линзы для коррекции зрения, относящиеся к группе кодов по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 94 8000 (линзы контактные, линзы для очков корригирующих (для коррекции зрения), код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 - 32.50.41, коды ТН ВЭД ЕАЭС 9001 30 000 0, 9001 40, 9001 50.
Суды правильно исходили из того, что указание в скобке после общего обозначения "линзы для коррекции зрения 94 8000" понятий "линзы контактные" и "линзы для очков корригирующих (для коррекции зрения") является уточнением того, какие именно линзы для коррекции зрения кода ОКП 94 8000 подпадают под действия Перечня, вследствие чего отнесение обществом ввезенного по спорным ДТ товара к коду ОКП 948870 "Линзы для коррекции зрения контактные мягкие" не свидетельствует однозначно о наличии у данного товара свойств, корректирующих зрение.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Суды установили, что ввезенные обществом по спорным ДТ цветные линзы Neo Cosmo (One Tone, Two Tone, Tri Tone, Four Tone) предназначены для изменения природного цвета глаз (с различной степенью яркости и контрастности) и предлагаются как пациентам с близорукостью, так и клиентам, имеющим хорошее зрение. Линзы Neo Cosmo Circle Emotion относятся к "карнавальным" контактным линзам, которые не корректируют зрение. Производятся с сияющими экстравагантными рисунками и выпускаются в разных оттенках, в основном с рефракцией 0,00. Контактные линзы Crazy Lenses - линзы с эффектами "кошачий глаз", "красный" глаз, "смайлик", "пламя", "знак доллара". Линзы Crazy могут быть с диоптриями, но основной ассортимент - только с рефракцией 0,00. Все ввезенные обществом по спорным ДТ линзы заявлены как линзы для коррекции зрения с рефракцией 0,00.
Суды учли изложенные в письме от 03.12.2013 N 140-16/744 разъяснения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт), согласно которым линзы контактные мягкие косметические (не для коррекции зрения) не являются изделиями медицинского назначения и в ОКП могут классифицироваться в группировках ОКП в зависимости от материала, из которого они изготовлены.
Как указано в письме Научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца от 12.08.2015 N 442, представленном в ответ на запрос Ростовской таможни от 28.07.2015 N 20-46/15366, контактные линзы с нулевой рефракцией (без диоптрий) не являются корректирующими; данные линзы могут применяться как лечебные с лекарственными препаратами или как бандажирующие средства при лечении.
В письме ФТС России от 03.08.2016 N 05-17/39317 "О налогообложении НДС ввоза в Российскую Федерацию контактных линз с нулевой рефракцией" в целях организации контроля обоснованности предоставления льгот по уплате НДС как при декларировании товаров, так и при осуществлении контроля после выпуска товаров рекомендовано учитывать разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) относительно линз с нулевой рефракцией (письма Росздравнадзора от 05.03.2014 N 01-3961/14, от 06.07.2016 N 01-29209/16).
В письме Росздравнадзора от 05.03.2014 N 01-3961/14 в отношении изделия "мягкие контактные линзы Neo Cosmo IT, Neo Cosmo 2T, Neo Cosmo 3T, Neo Cosmo 4T, Emotion & Circle, New Green", зарегистрированного по удостоверению от 02.12.2008 N ФСЗ 2008/03130, указано, что линзы, изменяющие цвет глаз (без диоптрий) не являются медицинским изделием.
В письме Росздравнадзора от 06.07.2016 N 01-29209/16 в отношении контактных линз, зарегистрированных по регистрационному удостоверению от 02.12.2008 N ФСЗ 2008/03130, указано, что контактные линзы с нулевой рефракцией (без диоптрий) не являются медицинскими изделиями, так как не корректируют зрение, в связи с чем не подлежат государственной регистрации в Росздравнадзоре.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды сделали мотивированный вывод о том, что ввезенные обществом по спорным ДТ контактные линзы NEO COSMO QUARTERLY, NEO COSMO EMOTION & CIRCLE QUARTERLY, NEO COSMO EMOTION & CIRCLE COSTUME QUARTERLY с рефракцией 0,00, не относятся к линзам корригирующим (для коррекции зрения), и, следовательно, в отношении них не подлежит применению ставка налогообложения НДС 0%. При этом суды верно указали, что возможность применения данных линз в различных терапевтических целях, не связанных непосредственно с коррекцией зрения, т. е. изменением значения рефракции аномального зрения, не обуславливает освобождение от обложения НДС на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 по делу N А53-20896/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
...
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды сделали мотивированный вывод о том, что ввезенные обществом по спорным ДТ контактные линзы NEO COSMO QUARTERLY, NEO COSMO EMOTION & CIRCLE QUARTERLY, NEO COSMO EMOTION & CIRCLE COSTUME QUARTERLY с рефракцией 0,00, не относятся к линзам корригирующим (для коррекции зрения), и, следовательно, в отношении них не подлежит применению ставка налогообложения НДС 0%. При этом суды верно указали, что возможность применения данных линз в различных терапевтических целях, не связанных непосредственно с коррекцией зрения, т. е. изменением значения рефракции аномального зрения, не обуславливает освобождение от обложения НДС на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2018 г. N Ф08-3865/18 по делу N А53-20896/2017