г. Краснодар |
|
30 мая 2018 г. |
Дело N А01-1853/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ПМК-3" (ИНН 0106002262, ОГРН 1020100822741) - Пшидатка Р.Х. (директор), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея (ИНН 0107002064, ОГРН 1040100670158) - Данилова А.А. (доверенность от 07.02.2018), в отсутствие третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (ИНН 0105043805, ОГРН 1040100552095), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПМК-3" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2017 (судья Хутыз С.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 (судьи Шимбарева Н.В., Николаев Д.В., Сулименко Н.В.) по делу N А01-1853/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ПМК-3" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея (далее - инспекция) от 13.06.2017 N 26724 в части начисления 20 680 рублей 84 копеек земельного налога за февраль - апрель 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:010075:2, общей площадью 16 698 кв. м, видом разрешенного использования - для строительства объектов коммунально-складского назначения; признании 20 680 рублей 84 копеек необоснованно начисленной суммой земельного налога, не подлежащей взысканию (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - управление).
Решением суда от 05.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.02.2018, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в 2016 году в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка не может быть учтено при определении налоговой базы по земельному налогу за 2016 год.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка изменяется и его кадастровая стоимость, в связи с чем у общества отсутствовали основания для исчисления земельного налога за февраль - апрель 2016 года, исходя из кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2016 и не соответствующей характеристике нового объекта правообладания.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и управление просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации по земельному налогу за 2016 год, по результатам которой составила акт от 24.04.2017 N 32849 и приняла решение от 13.06.2017 N 26724 о начислении 34 539 рублей земельного налога и привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 453 рублей штрафа.
Решением управления от 11.07.2017 N 39 апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 13.06.2017 N 26724 оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало в арбитражный суд решение инспекции в части начисления 20 680 рублей 84 копеек земельного налога за февраль - апрель 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:010075:2.
Суды установили, что общество является плательщиком земельного налога, в собственности общества находится расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Энем, ул. Седина, 62 земельный участок с кадастровым номером 01:05:010075:2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства коммунального складского помещения; кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2016 - 20 833 761 рублей.
На основании обращения общества постановлением и. о. главы администрации муниципального образования Энемское городское поселение от 14.01.2016 N 6 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 01:05:100075:2 изменен с "для эксплуатации производственных помещений" на "для строительства склада сельхозпродукции", о чем в государственный кадастр недвижимости внесена соответствующая запись от 12.02.2016.
После изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка составила 86 161 рубль 68 копеек.
29 февраля 2016 года земельный участок с кадастровым номером 01:05:100075:2 снят с кадастрового учета в связи с образованием нового земельного участка с кадастровым номером 01:05:100079:391, общей площадью 24 451 кв. м.
Запись о государственной регистрации права собственности общества на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 01:05:100079:391 внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.04.2016.
В представленной 10.01.2017 декларации по земельному налогу за 2016 год общество отразило в т. ч. сведения:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:100075:2: кадастровая стоимость - 20 833 761 рублей, налоговая ставка - 0,6 %, количество полных месяцев владения земельным участком - 1, сумма налога к уплате - 10 413 рублей;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:100079:391: кадастровая стоимость - 126 167 рублей, налоговая ставка - 0,6 %, количество полных месяцев владения земельным участком - 10, сумма налога к уплате - 631 рубль.
Основанием для начисления 20 680 рублей 84 копеек земельного налога за февраль - апрель 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:010075:2 послужил вывод инспекции о том, что общество обязано исчислить и уплатить земельный налог, рассчитанный до даты государственной регистрации права собственности общества на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 01:05:100079:391, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:05:100075:2, установленной по состоянию на 01.01.2016.
Общество считает данную позицию инспекции необоснованной и полагает, что с 29.02.2016 земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 01:05:010075:2 следует исчислять, исходя кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 01:05:100079:391 - 126 167 рублей 16 копеек. По расчету общества земельный налог на земельный участок с кадастровым номером 01:05:100075:2 за февраль - апрель 2016 года должен составить 126 рублей 67 копеек.
Суды мотивированно отклонили данный довод общества, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 212-О, суды сделали правильный вывод о том, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.
Суды указали, что общество не представило в материалы дела доказательства того, что изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:05:010075:2 произошло вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости либо по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу части 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных данным Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном данным Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются лишь в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Суды верно указали, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента регистрации прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. До момента государственной регистрации прав на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 01:05:100079:391, использование в качестве налоговой базы кадастровой стоимости, а равно изменившейся кадастровой стоимости исходного земельного участка, неправомерно.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 по делу N А01-1853/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.