Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2018 г. N Ф08-3866/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
21 февраля 2018 г. |
дело N А01-1853/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Николаева Д.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бабаян В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПМК-3"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 05.12.2017 по делу N А01-1853/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПМК-3"
(ИНН 0106002262, ОГРН 1020100822741)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея
при участии третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея
об оспаривании решения налогового органа,
принятое в составе судьи Хутых С.И.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПМК-3" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея о признании незаконным решения налогового органа от 13.06.2017 N26724 в части начисленного земельного налога с февраля по апрель 2016 года в размере 20 680 рублей 84 копеек по земельному участку с кадастровым номером 01:05:010075:2, общей площадью 16 698 кв.м., с видом разрешенного использования "для строительства объектов коммунально-складского назначения", просило признать размер необоснованно начисленного земельного налога 20 680 рублей 84 копеек не подлежащим взысканию (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 05.12.2017 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ПМК-3" о признании недействительным и отмене решения от 13.06.2017 N 26724 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея в обжалуемой части, и о признании не подлежащего взысканию земельного налога в размере 20 680 рублей.
Решение мотивировано тем, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в 2016 не может учитываться при определении налоговой базы в налоговой периоде 2016 год.
ООО "ПМК-3" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы полагает, что оспариваемым решением инспекцией неправомерно начислен земельный налог на земельный участок, общество вправе исчислять земельный налог исходя из измененной кадастровой стоимости.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ПМК-3" представило 10.01.2017 года в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год
По данным налогоплательщика:
- по земельному участку с кадастровым номером 01:05:100075:2 кадастровая стоимость равна 20 833 761 рублей, налоговая ставка (%) - 0.6, количество полных месяцев владения земельным участком - 1, сумма налога - 10 413 рублей;
- по земельному участку с кадастровым номером 01:05:100079:391 кадастровая стоимость равна 126 167 рублей, налоговая ставка (%) - 0.6, количество полных месяцев владения земельным участком - 10, сумма налога -631 рубль;
- по земельному участку с кадастровым номером 01:05:1005000:53 кадастровая стоимость равна 1 729 304 рублей, налоговая ставка (%) - 0.6, количество полных месяцев владения земельным участком - 12, сумма налога -10 376 рублей.
В период с 10.01.2017 г. по 10.04.2017 г. инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 24.04.2017 N 32849.
По результатам рассмотрения материалов и акта проверки инспекцией вынесено 13 июня 2017 года решение N 26724, которым обществу:
- доначислен земельный налог за 2016 год в сумме 34 539 рублей;
- общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 453 рублей.
Общество обратилось в Управление федеральной налоговой службы по Республике Адыгея с апелляционной жалобой.
Решением Управления федеральной налоговой службы по Республике Адыгея от 11.07.2017 N 39 апелляционная жалоба общества на решение N 26724 оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
В силу статьи 387 Налогового кодекса земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15 -го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15 -го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ПМК-3" является плательщиком земельного налога.
Обществу принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 01:05:100075:2, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п.Энем, ул.Седина, 62, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное пользование -для строительства коммунального - складского помещения.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года составляла 20 833 761 рублей (кадастровая выписка от 07.07.2014 N 0100/401/2014-74159, свидетельство N 01-0104/013/009-575 от 20.05.2009).
Постановлением и.о.главы администрации муниципального образования "Энемское городское поселение" от 14.01.2016 года N 6 на основании обращения директора общества вид разрешенного использования земельного участка площадью 16698 кв.м. с кадастровым номером 01:05:100075:2, категории "земли населенных пунктов", изменен с "для эксплуатации производственных помещений" на "для строительства склада сельхозпродукции".
В связи с чем, 12.02.2016 года в государственный кадастр недвижимости внесена соответствующая запись, кадастровая стоимость указанного участка составила 86 161 рубль 68 копеек (кадастровая выписка о земельном участке от 12.02.2016 N 0100/401/2016 -11461).
29.02.2016 года земельный участок с кадастровым номером 01:05:100075:2 площадью 16 698 кв.м. был снят с кадастрового учета в связи с образованием нового земельного участка с кадастровым номером 01:05:100079:391, общей площадью 24 451 кв.м.
Как следует из материалов дела, общество полагает, что расчет земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 01:05:0100075:2, с кадастровой стоимостью 20 833 760 рубля 64 копейки должен осуществляться только за январь 2016 года, в связи с изменением вида разрешенного использования на основании постановления муниципального образования "Энемское городское поселение" от 14.01.2016 N 6.
Общество указало, что земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 01:05:100075:2 за январь 2016 года составил - 10 413 рублей, за февраль 2016 года -10 413 рублей, за март 2016 года - 63 рублей 08 копеек, за апрель 63 рублей 08 копеек. При этом, рассчитало земельный налог следующим образом за январь-февраль 2016 года (20 883 761 рубль*06%/12*2), за март-апрель (126 167 рубль*06%/12*2). Сумма необоснованно начисленного налога, заявленного обществом, составила 20 680 рублей.
Доначисляя спорные суммы земельного налога, инспекция исходила из обязанности общества уплачивать земельный налог в спорном периоде в отношении земельного участка с кадастровым номером 01:05:100075:2, кадастровой стоимостью 20 833 761 рублей, применяя ставку -0,6%, количество полных месяцев владения - 4, сумма налога 41 663 рубля.
Инспекция верно исходила из следующего.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 НК РФ).
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Изменение кадастровой стоимости действует на будущее время, и не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, когда имеет место исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также когда его кадастровая стоимость была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.
Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа равенства и определенности налоговой нормы.
Указанный изложен в определении в Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 212-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казакова Николая Павловича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации".
Суд первой инстанции верно учел, что изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:05:100075:2 было осуществлено в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка по заявлению общества.
Налогоплательщиком в материалы дела не представлено доказательств и не заявлено доводов о том, что изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости либо по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оценивая доводы налогоплательщика о том, что 29.02.2016 года земельный участок с кадастровым номером 01:05: 100075:2 площадью 16 698 кв.м. был снят с учета в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 01:05:100079:391, общей площадью 24 451 кв.м., суд первой инстанции верно указал следующее.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 названного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу части 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных данным Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Таким образом, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Сведения о земельном участке, в отношении которых обществом исчислен земельный налог, носят временный характер.
До момента государственной регистрации прав на вновь образованный земельный участок в установленном порядке, использование обществом в качестве налоговой базы их кадастровой стоимости, а равно изменившейся кадастровой стоимости исходного земельного участка, является необоснованным.
Из представленного свидетельства о государственной регистрации права N 01-01/04-01/004/202/2016-931/1 следует, что право собственности общества на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 01:05:100079:391, общей площадью 24 451 кв.м. было зарегистрировано в установленном законом порядке 25.04.2016 года.
Таким образом, инспекция обоснованно начислила обществу спорные суммы земельного налога за февраль-апрель 2016 года, исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016 года (20 833 761 рубля) земельного участка с кадастровым номером 01:05:010075:2, общей площадью 16 698 кв.м., расположенного по адресу: Республика Адыгея, пгт. Энем, ул. Седина, 62.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ПМК-3" о признании недействительным и отмене решения от 13.06.2017 N 26724 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея в обжалуемой части, и о признании не подлежащего взысканию земельного налога в размере 20 680 рублей.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.12.2017 по делу N А01-1853/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.