г. Краснодар |
|
06 июня 2018 г. |
Дело N А32-45996/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Белоусовой Е.Ю. (доверенность от 30.05.2018 N 333-3067/18-01-06), от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Кутателадзе Михаила Анзориевича (ИНН 231503610111, ОГРН 306231522200079) - Попова В.В. (доверенность от 09.11.2017 N 23АА7357669), рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2017 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 (судьи Соловьева М.В., Ильина М.В., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-45996/2017, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Кутателадзе Михаилу Анзориевичу (далее - предприниматель) о взыскании 1 041 048 рублей субсидии.
Решением суда первой инстанции от 18.12.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2018, в удовлетворении заявленных департаментом требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для осуществления предпринимателем возврата департаменту выделенной ему суммы субсидии.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт. При этом департамент ссылается на наличие правовых оснований для осуществления возврата спорной суммы, связанных с предоставлением предпринимателем подтверждающих документов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" (далее - подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"".
Предприниматель заключил с ООО "Сименс Финанс" договоры финансовой аренды (лизинга), в том числе от 04.04.2014 N 30947-ФЛ/КД-14, от 04.04.2014 N 30946-ФЛ/КД-14, от 11.04.2014 N 31153-ФЛ/КД-14, от 11.04.2014 N 31154-ФЛ/КД-14, в связи с чем в сентябре 2014 года обратился в Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (далее - министерство), функции которого впоследствии переданы департаменту, с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, являющимся приложением N 2 к подпрограмме (далее - Порядок субсидирования).
Приказом министерства от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" принято решение об утверждении списков субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий. Предприниматель также признан прошедшим указанный отбор.
В дальнейшем между министерством и предпринимателем заключен договор от 23.12.2014 N 178/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных в рамках указанных договоров финансовой аренды (лизинга) (далее - договор субсидирования).
Факт непредоставления предпринимателем в установленный срок отчетности по договорам финансовой аренды (лизинга) от 04.04.2014 N 30947-ФЛ/КД-14, от 04.04.2014 N 30946-ФЛ/КД-14, от 11.04.2014 N 31154-ФЛ/КД-14, от 11.04.2014 N 31153-ФЛ/КД-14 послужил основанием для направления департаментом в адрес указанного субъекта предпринимательства уведомления от 28.06.2017 N 333-4194/17-02-03 о необходимости возврата 1 041 048 рублей субсидии.
В связи с неосуществлением предпринимателем возврата спорных денежных средств в добровольном порядке департамент обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 3 статьи 306.4 Кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими.
Пунктом 1.2 приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и Порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - Приказ N 167) определено, что субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" Порядка субсидирования из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства, действовавшего в спорный период.
Согласно пункту 1.3 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в министерство.
В силу пункта 1.4 Приказа N 167 отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 данного приказа, предоставляется в министерство субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
Суды установили, что обязательства по предоставлению спорной отчетной документации предпринимателем предусмотрены, в том числе, в пункте 4.2 договора субсидирования.
Платежным поручением от 29.12.2014 N 390711 департамент перечислил предпринимателю денежные средства в размере 1 213 709 рублей. При этом объем средств, согласованных в отношении договоров финансовой аренды от 11.04.2014 N 31154-ФЛ/КД-14, от 11.04.2014 N 31153-ФЛ/КД-14, от 04.04.2014 N 30947-ФЛ/КД-14, от 04.04.2014 N 30946-ФЛ/КД-14, составил 1 041 048 рублей.
Суды установили, что согласно пунктам 2.2 указанных договоров финансовой аренды (лизинга) финансовая аренда заканчивается в последний календарный день месяца, определенного графиком лизинговых платежей, установленным в пункте 8 Приложения N 1 к договорам финансовой аренды, для последнего лизингового платежа по договорам.
Согласно графикам платежей последний лизинговый платеж должен быть оплачен лизингополучателем 20.04.2017, следовательно, финансовая аренда подлежит окончанию 30.04.2017.
Предприниматель 25.05.2017 представил уполномоченному органу соответствующую отчетность в отношении спорных договоров финансовой аренды, в том числе копии паспортов транспортных средств 52 НХ 724462, 52 НХ 724463, 78 УУ 008773, 78 УУ 008776.
Суды установили, что в представленных паспортах транспортных средств содержатся отметки о нахождении транспортных средств в лизинге до 30.04.2017 со ссылкой на спорные договоры. Кроме того, в указанных документах имеются сведения о предпринимателе как о собственнике спорных транспортных средств.
В свидетельствах о регистрации транспортных средств 23 51 N 197784, 23 50 N 113688, 23 51 N 197792, 23 50 N 113697 собственником (владельцем) транспортных средств, являющихся предметом договоров лизинга, значится Кутателадзе В.В.
С учетом положений приказа Министерства внутренних дел России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" суды пришли к выводу о том, что в данном случае, поскольку предпринимателем произведена продажа автотранспортных средств, то органами регистрации обоснованно указаны в свидетельствах данные о новом собственнике.
При этом суды пришли к выводу о том, что указанные обстоятельства не опровергают надлежащее завершение лизинговых правоотношений и переход права собственности на предмет лизинга к предпринимателю.
Суды установили, что департаментом не оспаривается факт расходования предпринимателем полученных денежных средств в соответствии с их целевым назначением - на возмещение части затрат на уплату первых взносов при заключении договоров финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектом малого и среднего предпринимательства.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае безусловные основания для истребования у предпринимателя суммы предоставленной субсидии отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 по делу N А32-45996/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.