г. Краснодар |
|
05 июня 2018 г. |
Дело N А32-19808/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Улько Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Экостудия Аура" (ИНН 2311197427, ОГРН 1152311013634) - Червонного А.В. (директор), от ответчика - Головиной-Брюшининой Елены Владимировны - Гретченко Н.А. (доверенность от 07.03.2018), рассмотрев кассационную жалобу Головиной-Брюшининой Елены Владимировны на определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 (судья Галов В.В.) по делу N А32-19808/2017, установил следующее
ООО "Экостудия Аура" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Головиной-Брюшининой Е.В. о взыскании 123 965 рублей 81 копейки ущерба (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2017 исковые требования удовлетворены. Распределены судебные расходы.
Головина-Брюшинина Е.В., не согласившись с принятым по делу решением, обжаловала его в апелляционном порядке.
Определением от 17.04.2018 апелляционная жалоба возвращена заявителю, в связи пропуском срока обжалования и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе Головина-Брюшинина Е.В. просит отменить определение от 17.04.2018. Заявитель указывает, что органом почты не предпринимались попытки вторичного вручения извещения о принятии искового заявления к производству и подготовки дела к судебному разбирательству.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель подателя жалобы настаивал на ее доводах, представитель общества просил определение от 17.04.2018 оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 259 Кодекса апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен названным Кодексом.
По ходатайству лица, обратившегося с жалобой, пропущенный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными (часть 2 статьи 259 Кодекса).
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. При этом, исходя из принципа диспозитивности, присущего судопроизводству в арбитражных судах, заинтересованные лица по своему усмотрению решают, воспользоваться им правом на обжалование, либо нет. В пределах установленного законом срока они должны определиться с волеизъявлением на обращение в суд. Наличие законодательно установленных сроков не может рассматриваться как препятствие для реализации права на оспаривание судебных актов. Вводя сроки подачи жалоб, процессуальный закон тем самым устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с одной стороны, и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим возможность исправления судебных ошибок, с другой.
Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 Кодекса, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле.
Положения названной процессуальной нормы предполагают оценку при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока обоснованности доводов лица, настаивавшего на таком восстановлении, и, соответственно, возлагают на заявителя обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" (далее - постановление N 99), при решении вопроса о восстановлении процессуального срока судам следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
Уважительность причин пропуска процессуального срока является оценочной категорией и определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Согласно части 3 статьи 259 Кодекса восстановление пропущенного срока является правом, а не обязанностью суда, которое может быть реализовано в случае признания уважительности указанных подателем апелляционной жалобы причин. Арбитражный суд по своему усмотрению оценивает причины, повлекшие невозможность выполнения процессуального действия в сроки, установленные законом.
В полном объеме решение изготовлено 03.10.2017, размещено в сети Интернет 04.10.2017, направлено обществу почтой 05.10.2017 (не пропущен пятидневный срок для направления судебного акта, установленный в статье 177 Кодекса), решение возвращено в суд без вручения с указанием на истечение срока хранения (идентификатор 35093109704883). Апелляционная жалоба, согласно штампу отдела делопроизводства, поступила в Арбитражный суд Краснодарского края 27.03.2018, то есть по истечении процессуального срока на апелляционное обжалование, истекшего 03.11.2017.
Материалами дела подтверждается, что суд первой инстанции направлял Головиной-Брюшининой Е.В. определение о принятии искового заявления к производству от 09.06.2017 (идентификатор 35093107183246), определение об отложении производства от 03.07.2017 (идентификатором 35093107581097), определение об отложении производства от 03.08.2017 (идентификатор 35093109175652). Указанные письма вернулись в суд с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с частью 4 статьи 121 Кодекса судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд (пункт 2 части 4 статьи 123 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, направляется по адресу, указанному соответственно в ЕГРИП либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что заявитель не представил доказательств того, что отделение почтовой связи нарушило правила доставки почтовой корреспонденции. Суд первой инстанции неоднократно отправлял судебную корреспонденцию в адрес Головиной-Брюшининой Е.В.
При таких обстоятельствах, с учетом наличия доказательств надлежащего извещения общества о рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также подтверждения направления ему копии решения суда, суд кассационной инстанции считает, что отклоняя ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, суд сделал правильный вывод об отсутствии уважительных причин пропуска срока и правовых оснований для его восстановления, поскольку заявитель не представил доказательств того, что действуя разумно и добросовестно, он столкнулся с обстоятельствами, препятствующими своевременному направлению апелляционной жалобы, и наличием условий, ограничивающих возможность совершения соответствующих юридических действий.
Основания для отмены или изменения определения апелляционного суда по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 по делу N А32-19808/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.В. Улько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, направляется по адресу, указанному соответственно в ЕГРИП либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июня 2018 г. N Ф08-4478/18 по делу N А32-19808/2017
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14266/18
11.07.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19808/17
05.06.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4478/18
17.04.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5975/18
03.10.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19808/17