г. Краснодар |
|
21 июня 2018 г. |
Дело N А32-34648/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - индивидуального предпринимателя Микаеляна Артура Юрьевича (ИНН 235403270236, ОГРНИП 308235404500010) - Еременко А.А. (доверенность от 31.08.2017), в отсутствие представителей истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьего лица - Кавказского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2018 (судьи Нарышкина Н.В., Ванин В.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-34648/2017, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Микаеляну А.Ю. (далее - предприниматель) об изъятии путем продажи с публичных торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения: площадью 9,36 га, кадастровый номер 23:32:0101000:152, адрес: Краснодарский край, Тихорецкий район, с/о Братский, секция 2, контур 25; площадью 8,41 га, кадастровый номером 23:32:0101000:153, адрес: Краснодарский край, Тихорецкий район, с/о Братский, секция 2, контур 29; площадью 7,39 га, кадастровый номер 23:32:0101000:154, адрес: Краснодарский край, Тихорецкий район, с/о Братский, секция 2, контур 32.
Заявленные требования обоснованы длительным неиспользованием земельных участков и нахождением в ненадлежащем состоянии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кавказский межрайонный отдел ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - отдел, управление).
Решением от 16.11.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды не усмотрели оснований для изъятия путем продажи с публичных торгов спорных земельных участков.
В кассационной жалобе департамент просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что при разрешении земельных споров следует учитывать не только правовой режим земельных участков как объектов недвижимого имущества, но и особо охраняемые законом свойства земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также их целевое назначение. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством, целей, а также для аквакультуры (рыбоводства). В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений на спорных земельных участках выявлены признаки нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации: правообладателем не проводится комплекс обязательных мероприятий, не выполняются обязанности, направленные на охрану земель сельскохозяйственного назначения. На участках 23:32:0101000:152, 23:32:0101000:153, 23:32:0101000:154 общей площадью 25,16 га находится старый фруктовый сад. В результате непроведения обязательных мероприятий по уходу за плодовыми деревьями, часть их засохла, упала на почву, что привело к захламлению сельскохозяйственных угодий. Междурядья сада заросли сорной, кустарниковой растительностью, не проводятся обязательные мероприятия по сохранению почв, их плодородия, что ведет к деградации земель. Распространение сорных растений негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земель, освоение которых невозможно без применения значительного количества пестицидов и агротехнических мероприятий.
В отзыве на кассационную жалобу управление поддержало позицию департамента.
В судебном заседании представитель предпринимателя просил оставить судебные акты обеих инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица явку процессуальных представителей в окружной суд не обеспечили, извещены на основании статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). От управления поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Судебное заседание проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, предприниматель является собственником следующих земельных участков: площадью 9,36 га с кадастровым номером 23:32:0101000:152, площадью 8,41 га с кадастровым номером 23:32:0101000:153, площадью 7,39 га с кадастровым номером 23:32:0101000:154, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.02.2016 (т. 1, л. д. 65, 66, 67).
Согласно акту административного обследования управления от 18.02.2016 N 6 на спорных участках находится старый фруктовый сад, должного ухода за плодовыми деревьями и занятой ими территорией не проводится; часть плодовых деревьев засохла и упала на почву, что привело к захламлению сельскохозяйственных угодий и может привести к появлению болезней; междурядья сада заросли сорной и кустарниковой растительностью; не проводятся обязательные мероприятия, направленные на сохранение почв и их плодородия, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация почв (т. 1, л. д. 17 - 20).
26 февраля 2016 года отдел уведомил предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки (письмо от 01.03.2016 N 09-09/ВПФ89), проводимой в целях проверки фактов нарушения земельного законодательства со стороны собственника земли (ответчик ознакомлен, что подтверждается отметкой о получении уведомления лично адресатом) (т. 1, л. д. 16).
Государственным инспектором государственного земельного надзора отдела составлен протокол об административном правонарушении от 01.03.2016 N 21Ф-21/2016-36 о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л. д. 30 - 32).
1 марта 2016 года ответчику вручено предписание управления об устранении выявленного нарушения N 21Ф-21/2016-36, которым предписано провести комплекс агротехнических мероприятий по очистке земельных участков сельскохозяйственного назначения в административных границах Братского сельского поселения Тихорецкого района (кадастровые номера 23:32:0101000:152, 23:32:0101000:153, 23:32:0101000:154) от сорной, кустарниковой растительности и захламления павшими деревьями (т. 1, л. д. 27 - 29).
Постановлению по делу об административном правонарушении от 03.03.2016 N 21Ф-21/2016-36 предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 тыс. рублей; копия постановления получена адресатом 23.03.2016, что подтверждается его подписью в данном постановлении (т. 1, л. д. 53 - 55).
7 декабря 2016 года ответчик уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки 19.12.2016 в 10 час. 00 мин., ознакомлен с распоряжением управления о проведении внеплановой выездной проверки от 06.12.2016 N 09-09/ВПФ960, что подтверждается подписью адресата (т. 1, л. д. 60).
В акте проверки от 19.12.2016 N 09-09/ВПФ960 зафиксировано, что предписание об устранении выявленных нарушений в срок не выполнено: не проведен комплекс агротехнических мероприятий, направленных на очистку части земельных участков от павших и выкорчеванных деревьев старого не плодоносящего сада, участки захламлены остатками порубочного материала (ветки, корни деревьев) на площади 5 га (т. 1, л. д. 61 - 63).
Государственным инспектором государственного земельного надзора отдела составлен протокол об административном правонарушении от 19.12.2016 N 21Ф-21/2016-616 о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л. д. 71 - 73).
Определением управления от 20.12.2016 материалы дела об административном правонарушении направлены мировому судье судебного участка N 214 Тихорецкого района Краснодарского края (т. 1, л. д. 79).
Постановлением мирового судьи от 19.01.2017 по делу N 5-5/2017 предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л. д. 80, 81).
Ссылаясь на то, что выявленные нарушения земельного законодательства Российской Федерации своевременно не устранены, департамент обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса, земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 3 статьи 13 Земельного кодекса).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) предусмотрено, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом, Земельным кодексом и данным Законом.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункт 2 статьи 6 Закона об обороте земель).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона об обороте земель).
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным приведенной статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 данной статьи нарушений после назначения административного наказания (пункт 5 статьи 6 данного Закона).
Согласно пункту 6 статьи 6 Закона об обороте земель, в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 данной статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание: 1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 данной статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 упомянутой статьи.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 приведенной статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 данной статьи (пункт 7 статьи 6 Закона об обороте земель).
Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации закреплен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации".
Согласно указанному акту неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 6 Закона об обороте земель принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям не использования по своему назначению осуществляться при условии не устранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что предприниматель провел комплекс агротехнических мероприятий, направленных на очистку спорных земельных участков от остатков порубочного материала. Проверкой от 19.12.2016 выявлено, что срубленные деревья остались на площади 5 га (от общей 25,16 га), на момент ее проведения деревья выкорчеваны и готовы к удалению с земельных участков (в зимний период осуществить уборку затруднительно). С учетом принадлежности предпринимателю на праве собственности рассматриваемых земельных участков значительной площадью, устранения им допущенных нарушений, приведения земли в надлежащее состояние, суды правомерно отказали в удовлетворении иска департамента.
В кассационной жалобе заявитель, повторяя содержание искового заявления, доводы апелляционной жалобы, не приводит каких-либо иных аргументов о несогласии с состоявшимися судебными актами.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлено. Оснований для отмены решения от 16.11.2017 и апелляционного постановления от 17.02.2018 по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2018 по делу N А32-34648/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.