Решение Калужского областного суда от 29 мая 2023 г. N 3а-33/2023
Калужский областной суд в составе председательствующего судьи Ермиковой Т.В., при секретаре Сухоруковой В.А., с участием прокурора Баевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колодкина Александра Николаевича о признании недействующими в части подпункта 3 пункта 4.1 раздела 4, абзаца 1 пункта 5.1 раздела 5, подпункта 5.1.2 пункта 5.1 раздела 5, подпункта 5 пункта 7.1.1 раздела 7 Положения о порядке предоставления ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга", а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности, утвержденного решением Городской Думы города Калуги от 25 января 2012 года N 12, и Приложений N 1 и N 4 к нему, Установил:
25 января 2012 года Городской Думой города Калуги принято решение N 12, которым утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга", а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности (далее - Положение).
Решение Городской Думы города Калуги от 25 января 2012 года N 12 опубликовано вместе с Положением в газете "Калужская неделя" от 1 октября 2012 года N 4 (522).
В Положение вносились изменения решениями Городской Думы города Калуги от 24 октября 2012 года N 157, от 3 июля 2013 года N 85, от 22 апреля 2015 года N 69, от 3 сентября 2015 года N 157, от 17 февраля 2016 года N 18, от 23 ноября 2016 года N 133, от 18 июля 2017 года N 146, от 28 марта 2018 года N 52, от 23 января 2019 года N 10, от 29 января 2020 года N 16. Указанные решения Городской Думы города Калуги опубликованы в печатном издании "Калужская неделя" 31 октября 2012 года N 43 (561), 10 июля 2013 года N 27 (596), 29 апреля 2015 года N 16 (687), 9 сентября 2015 года N 35 (706), 24 февраля 2016 года N 7 (729), 30 ноября 2016 года N 47 (769), 26 июля 2017 года N 29 (802), 29 марта 2018 года N 12 (836), 30 января 2019 года N 4 (879), 6 февраля 2020 года N 4 (929) соответственно.
Положение определяет категории лиц, имеющих право на получение ежемесячной социальной выплаты, порядок и условия назначения выплаты, расчета, перерасчета ежемесячной социальной выплаты, порядок приостановления, прекращения, возобновления выплаты ежемесячной социальной выплаты, перечень и формы необходимых для назначения ежемесячной социальной выплаты документов. Действие Положения распространяется: - на лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга", входящие в перечни наименований муниципальных должностей, должностей муниципальной службы Калужской области, устанавливаемые Законами Калужской области, а также на лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности, должности муниципальной службы в Избирательной комиссии муниципального образования "Город Калуга", Контрольно-счетной палате города Калуги, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством; - на детей умерших лиц, замещавших должности, указанные в абзаце втором пункта 1.2 настоящего Положения.
Разделом 3 Положения определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную социальную выплату.
В частности, ежемесячная социальная выплата устанавливается: лицам, замещавшим должности муниципальной службы, имеющим стаж муниципальной службы в соответствии с условиями, указанными в абзаце три подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Положения, которым назначена пенсия, достигшим в соответствующем году возраста, указанного в приложении 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и не относящимся к категориям лиц, указанных в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан"; лицам, замещавшим должности муниципальной службы, имеющим стаж муниципальной службы в соответствии с условиями, указанными в абзаце два подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Положения, которым назначена пенсия, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и относящимся к категориям лиц, указанных в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан"; лицам, замещавшим должности муниципальной службы, имеющим стаж муниципальной службы в соответствии с условиями, указанными в абзацах два или три подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Положения, которым назначена страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин; лицам, замещавшим должности муниципальной службы, которым назначена страховая пенсия по старости на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", имеющим стаж муниципальной службы в соответствии с условиями, указанными в абзацах два или три подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Положения, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (подпункт 3 раздела 3 Положения).
Согласно подпункту 3 пункта 4.1 раздела 4 Положения ежемесячная социальная выплата устанавливается в размерах: лицам, замещавшим должности муниципальной службы, указанным в подпункте 3 раздела 3 настоящего Положения, - в размере 25% их месячного денежного содержания. Размер ежемесячной социальной выплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный календарный год стажа муниципальной службы свыше минимального размера стажа муниципальной службы, дающего право на ежемесячную социальную выплату, указанного в абзацах два и три подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Положения, при этом размер ежемесячной социальной выплаты не может превышать 60% их месячного денежного содержания.
В соответствии с подпунктом 5.1.2 пункта 5.1 раздела 5 Положения в состав месячного денежного содержания, учитываемого при определении размера ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, должности муниципальной службы, включаются: для лиц, уволившихся после вступления в силу соответствующего штатного расписания, утвержденного и введенного в действие в органах местного самоуправления, органах Городской Управы города Калуги, Избирательной комиссии муниципального образования "Город Калуга" в соответствии с постановлением Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 28.03.2007 N 40, - размер месячного денежного содержания, указанный в справке работодателя о месячном денежном содержании лица, замещавшего муниципальную должность или должность муниципальной службы, оформленной согласно приложению N 4 к настоящему Положению (в случае, если лицо замещало муниципальную должность или должность муниципальной службы, наименование которой отсутствует в постановлении Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 28.03.2007 N 40, в справке работодателем указывается размер месячного денежного содержания исходя из должностного оклада по должности, определяемой в соответствии с приложением N 5 к настоящему Положению); для лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации, - размер месячного денежного содержания, указанный в документе архивного учреждения.
Подпунктом 5 пункта 7.1.1 раздела 7 Положения предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, должности муниципальной службы, лицо, претендующее на ее назначение (либо лицо по доверенности, оформленной в установленном порядке), представляет в управление социальной защиты города Калуги заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению и необходимые документы, в частности, справку о размере месячного денежного содержания лица, замещавшего муниципальную должность, должность муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга", оформленную согласно приложению N 4 к настоящему Положению. Месячное денежное содержание, учитываемое при определении размера ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга", определяется по выбору лица, обратившегося за установлением ежемесячной социальной выплаты: - по должности, замещаемой им на день достижения возраста, дающего право на пенсию в соответствии с законодательством; - по последней замещаемой муниципальной должности или должности муниципальной службы перед увольнением. При назначении ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Избирательной комиссии муниципального образования "Город Калуга", размеры должностных окладов определяются в соответствии с приложением N 2 к постановлению Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 28.03.2007 N 40. При назначении ежемесячной социальной выплаты лицу, замещавшему муниципальную должность в Избирательной комиссии муниципального образования "Город Калуга", размер должностного оклада определяется управлением социальной защиты города Калуги с учетом произведенных индексаций размеров должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности, и должностных окладов муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга", установленных решениями о бюджете муниципального образования "Город Калуга" на соответствующий финансовый год и плановый период.
Приложением N 1 к Положению является форма заявления об установлении ежемесячной социальной выплаты (возобновлении ежемесячной социальной выплаты), предусматривающая приложение к нему справки о размере месячного денежного содержания.
Приложением N 4 к Положению является форма справки о размере месячного денежного содержания лица, замещавшего муниципальную должность, должность муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга", согласно разделу I которой денежное содержание лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, включает в себя должностной оклад, ежемесячные надбавки к должностному окладу за исполнение полномочий (%) и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (%), ежемесячное денежное поощрение, согласно разделу II которой денежное содержание лиц, замещавших должности муниципальной службы, состоит из должностного оклада, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (%), выслугу лет на муниципальной службе (%), классный чин (%), работу со сведениями, составляющими государственную тайну (%).
Административный истец Колодкин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании недействующими подпункта 3 пункта 4.1 раздела 4, абзаца 1 пункта 5.1 раздела 5, подпункта 5.1.2 пункта 5.1 раздела 5, подпункта 5 пункта 7.1.1 раздела 7 Положения, утвержденного решением Городской Думы города Калуги от 25 января 2012 года N 12, в части слов "месячное" и Приложений N 1 и N 4 к нему в части слов "месячное", указывая, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит положениям пункта 12 части 1 статьи 11 и статье 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", положениям пункта 2 статьи 4 Закона Калужской области от 25 февраля 2011 года N 120-ОЗ "О дополнительных социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Калужской области, должности государственной гражданской службы Калужской области, семьям, а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности", поскольку не позволяет производить расчет размера ежемесячной социальной выплаты исходя из среднемесячного денежного содержания по выбору обратившихся за ее установлением за любые 12 месяцев подряд муниципальной службы.
Административный истец Колодкин А.Н. и его представитель Егиазаров И.В. в судебном заседании поддержали уточненные административные исковые требования, просили удовлетворить.
Представители административного ответчика Городской Думы города Калуги Головина И.Ю. и Феллер И.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, полагая его необоснованным.
Представители заинтересованных лиц Городской Управы города Калуги и управления социальной защиты города Калуги Волчкова Е.И. и Бирюкова А.В., представитель заинтересованного лица отдела по организации защиты населения Городской Управы города Калуги Гудова К.В. в судебном заседании полагали административный иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Баевой А.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Колодкин А.Н. замещал должность муниципальной службы - <данные изъяты>. Приказом от 7 декабря 2021 года N-лс трудовой договор с административным истцом расторгнут по его инициативе в связи с выходом на пенсию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
9 декабря 2021 года Колодкин А.Н. обратился в комиссию управления социальной защиты города Калуги с заявлением об установлении ежемесячной социальной выплаты в соответствии с Положением.
К заявлению административным истцом приложена справка о размере месячного денежного содержания в соответствии с Приложением N 4 к Положению, согласно которой размер месячного денежного содержания составляет <данные изъяты> рублей, рассчитан исходя из должностного оклада - <данные изъяты> рублей и ежемесячных надбавок к должностному окладу за декабрь 2021 года (особые условия муниципальной службы - 50%, выслугу лет на муниципальной службе - 30%, классный чин - 25%, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - 10%).
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 30% установлена административному истцу распоряжением Городской Управы города Калуги от 9 апреля 2013 года N N, ежемесячная надбавка за классный чин в размере 25% - приказом заведующего отделом по организации защиты населения Городской Управы города Калуги от 28 октября 2016 года N ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 10% - положениями дополнительного соглашения от 17 декабря 2018 года к трудовому договору от 9 апреля 2013 года N.
Размер надбавки за особые условия муниципальной службы (50%) определен Колодкину А.Н. в справке на основании приказа заведующего отделом по организации защиты населения Городской Управы города Калуги от 7 декабря 2021 года N-лс по результатам работы за месяц за фактически отработанное время в декабре 2021 года.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 21 января 2022 года N-пи Колодкину А.Н. установлена ежемесячная социальная выплата с 9 декабря 2021 года, размер которой составил <данные изъяты> рублей - 60% от денежного содержания (<данные изъяты> рублей) исходя из персонального расчета в соответствии с данными представленной справки о размере месячного денежного содержания.
В соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируются: 1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; 2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска; 4) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию; 5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; 6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей; 7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей; 8) защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, к которым относятся решения Городской Думы города Калуги.
Согласно статье 22 Устава муниципального образования "Город Калуга" Городская Дума входит в структуру органов местного самоуправления.
К полномочиям Городской Думы города Калуги отнесены принятие Устава города Калуги и внесение в него изменений (статья 24 Устава).
В соответствии со статьей 41 Устава муниципального образования "Город Калуга" лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Калуге, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством, а также детям умерших лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы в Калуге, устанавливается ежемесячная социальная выплата. Порядок выплаты, размер, условия назначения ежемесячной социальной выплаты устанавливаются правовым актом Думы в соответствии с законодательством. Лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством, устанавливается доплата к пенсии. Основания, условия, порядок предоставления доплаты к пенсии определяются правовым актом Думы.
Статьей 43 Устава муниципального образования "Город Калуга" предусмотрено, что в систему правовых актов города Калуги входят: Устав Калуги; правовые акты, принятые на местном референдуме; правовые акты Думы; правовые акты Главы городского самоуправления; правовые акты Управы, должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Устава муниципального образования "Город Калуга" к нормативным правовым актам относятся: 1) настоящий Устав, правовые акты, принятые на местном референдуме; 2) решения Думы, носящие нормативный характер; 3) постановления Главы городского самоуправления; 4) постановления Управы.
Согласно части 2 статьи 47 Устава муниципального образования "Город Калуга" нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Калуга, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования (обнародования), если самим актом не установлен иной срок вступления в силу (часть 3 статьи 47 Устава муниципального образования "Город Калуга").
В соответствии со статьей 48 Устава муниципального образования "Город Калуга" правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), публикуются (обнародуются) в течение 10 дней после их подписания. Официальным опубликованием правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, является первая его публикация в печатном средстве массовой информации, учрежденном Управой и (или) Думой. Для официального опубликования правовых актов или соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. Официальное сетевое издание (интернет-сайт), на котором публикуются правовые акты Управы и (или) Думы, определяется решением Управы и (или) Думы соответственно. Официальным обнародованием нормативных правовых актов Думы и Управы является помещение нормативного правового акта на информационный стенд, расположенный в общедоступном месте в здании по адресу: город Калуга, улица Ленина, дом 93.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Городской Думы города Калуги, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, по данным основаниям не оспаривается.
Согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 октября 2013 года N 1591-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Родниковский муниципальный район" Ивановской области на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" указал, что отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения. Это предполагает и общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Конкретизируя эти подходы, федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.
Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Законом Калужской области от 25 февраля 2011 года N 120-ОЗ "О дополнительных социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Калужской области, должности государственной гражданской службы Калужской области, семьям, а также детям умерших лиц, замещавшим указанные должности", устанавливающим дополнительные социальные гарантии в виде ежемесячной социальной выплаты лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Калужской области и должности государственной гражданской службы Калужской области, семьям, а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности, предусмотрено, что ежемесячная социальная выплата устанавливается в размерах: 1) лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Калужской области, при наличии стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым назначена страховая пенсия в соответствии с законодательством, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, либо досрочно назначенная в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", - в размере 20 процентов среднемесячного денежного содержания (по замещаемой (замещавшейся) должности государственной гражданской службы Калужской области); размер ежемесячной социальной выплаты увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше стажа, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при этом размер ежемесячной социальной выплаты не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания лица, замещавшего должность государственной гражданской службы Калужской области; 2) лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Калужской области, в случае признания их инвалидами в установленном законодательством порядке в период замещения должности государственной гражданской службы - 20 процентов их среднемесячного денежного содержания (по замещаемой (замещавшейся) государственной гражданской службе Калужской области) независимо от стажа государственной гражданской службы в случае нераспространения на них действия положений подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи; 3) лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Калужской области, при наличии стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым в соответствии с законодательством назначена страховая пенсия по инвалидности, - 60 процентов их среднемесячного денежного содержания (по замещаемой (замещавшейся) государственной гражданской службе Калужской области). Расчет размера ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Калужской области, производится по выбору обратившихся за установлением такой выплаты за любые 12 календарных месяцев подряд государственной службы исходя из среднемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном законодательством.
При рассмотрении вопроса о правовой природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 3 февраля 2010 года N 150-О-О, от 16 января 2018 года N 6-О).
Федеральный законодатель, предусматривая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации") и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим, в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" размер государственной пенсии муниципального служащего, в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" дополнительные гарантии муниципальным служащим обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Частью 6 статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, которым в статье 86 установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из изложенного следует, что ввиду правовой природы ежемесячной социальной выплаты муниципальным служащим, выплачиваемой дополнительно к установленным в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, и поскольку ее финансирование осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить, изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, ежемесячной социальной выплаты, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета, но такое регулирование не может быть произвольным. В силу части 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления должны руководствоваться установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель в общем виде определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
При этом условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными).
Поскольку ежемесячная социальная выплата муниципальным служащим выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе установление и изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких выплат и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих.
Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципального образования "Город Калуга" по своим основным параметрам являются сходными (но не тождественными) с условиями пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации - Калужской области.
При таких обстоятельствах установление в оспариваемом нормативном правовом акте порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты, в соответствии с которым ежемесячная социальная выплата устанавливается лицам, замещавшим должности муниципальной службы, имеющим стаж муниципальной службы в соответствии с условиями, указанными в абзаце три подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 Положения, которым назначена пенсия, достигшим в соответствующем году возраста, указанного в приложении 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и не относящимся к категориям лиц, указанным в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", - в размере, который определяется в процентном отношении относительно их месячного денежного содержания, не противоречит положениям пункта 12 части 1 статьи 11 и статье 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", положениям пункта 2 статьи 4 Закона Калужской области от 25 февраля 2011 года N 120-ОЗ "О дополнительных социальных гарантиях лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Калужской области, должности государственной гражданской службы Калужской области, семьям, а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности".
С учетом изложенного у суда не имеется оснований для признания недействующими в части подпункта 3 пункта 4.1 раздела 4, абзаца 1 пункта 5.1 раздела 5, подпункта 5 пункта 7.1.1 раздела 7 Положения и Приложения N 1 к нему.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 35 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.
В подпункте 5.1.2 пункта 5.1 раздела 5 Положения и Приложении N 4 к нему (форма справки о размере месячного денежного содержания лица, замещавшего муниципальную должность, должность муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга") усматривается правовая неопределенность в той части, в которой не установлен порядок определения размера месячного денежного содержания лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, должности муниципальной службы, для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячной социальной выплаты.
Указанные положения оспариваемого нормативного правового акта не содержат норм, устанавливающих, какой период муниципальной службы принимается в целях определения месячного денежного содержания, размер которого указывается в справке работодателя о месячном денежном содержании лица, замещавшего муниципальную должность или должность муниципальной службы, оформленной согласно приложению N 4 к настоящему Положению, и используется для расчета размера ежемесячной социальной выплаты.
При этом, в соответствии с положениями постановления Городской Думы города Калуги от 28 марта 2007 года N 40 "Об утверждении системы оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга" размеры должностных окладов и ежемесячных надбавок за выслугу лет на муниципальной службе, классный чин, работу со сведениями, составляющими государственную тайну устанавливаются и назначаются в фиксированном размере.
Согласно же пунктам 2, 3, 4 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим, замещающим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Город Калуга", являющегося Приложением 4 к постановлению Городской Думы города Калуги от 28 марта 2007 года N 40, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы выплачивается за счет средств и в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих в размере от 50 до 220 процентов должностного оклада пропорционально отработанному времени в расчетном месяце. Размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы определяется в зависимости от степени сложности и напряженности выполняемой работы муниципальными служащими с учетом определенных настоящим Положением критериев. Конкретный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим определяется руководителем органа местного самоуправления муниципального образования "Город Калуга", если иное не предусмотрено настоящим Положением, по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения органа местного самоуправления муниципального образования "Город Калуга".
Таким образом, размер надбавки за особые условия муниципальной службы устанавливается ежемесячно персонально в размере от 50 до 220 процентов должностного оклада, определяемом руководителем органа местного самоуправления муниципального образования "Город Калуга" по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения органа местного самоуправления муниципального образования "Город Калуга". Соответственно, размер месячного денежного содержания муниципального служащего может разниться ежемесячно в зависимости от установленного ему в конкретном месяце размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.
Однако положения подпункта 5.1.2 пункта 5.1 раздела 5 Положения и Приложения N 4 к нему не определяют период муниципальной службы, который принимается для определения месячного денежного содержания в целях установления размера ежемесячной социальной выплаты.
С учетом изложенного, положения подпункта 5.1.2 пункта 5.1 раздела 5 Положения и Приложения N 4 к нему в системе действующего правового регулирования не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, так как их содержание не обеспечивает однозначное понимание и толкование и приводит к возможности его произвольного применения, что является основанием для признания таких положений нормативного правового акта недействующими в оспариваемой части.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с абзацем 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Положение о порядке предоставления ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга", а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности, утвержденное решением Городской Думы города Калуги от 25 января 2012 года N 12, и Приложение N 4 к нему действуют с 31 января 2012 года, на их основе реализовывались права граждан.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункта 5.1.2 пункта 5.1 раздела 5 Положения о порядке предоставления ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга", а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности, утвержденного решением Городской Думы города Калуги от 25 января 2012 года N 12, и Приложения N 4 к нему в той мере, в которой не установлен порядок определения размера месячного денежного содержания лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, должности муниципальной службы, для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячной социальной выплаты.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление Колодкина Александра Николаевича удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 5.1.2 пункта 5.1 раздела 5 Положения о порядке предоставления ежемесячной социальной выплаты лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Город Калуга", а также детям умерших лиц, замещавших указанные должности, утвержденного решением Городской Думы города Калуги от 25 января 2012 года N 12, и Приложение N 4 к нему в той мере, в которой не установлен порядок определения размера месячного денежного содержания лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, должности муниципальной службы, для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячной социальной выплаты.
В удовлетворении административного иска Колодкина Александра Николаевича в остальной части отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение 30 дней со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Городской Думы города Калуги.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Т.В. Ермикова |
Решение в окончательной форме изготовлено 9 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 29 мая 2023 г. N 3а-33/2023
Опубликование:
сайт Калужского областного суда в Internet (https://oblsud-klg.sudrf.ru/)