г. Краснодар |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А32-37013/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея - Манаенковой В.В. (доверенность от 16.11.2017), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного управления ветеринарии Краснодарского края - Никитиной Я.С. (доверенность от 10.04.2018), Боброва В.А. (доверенность от 16.10.2017), от администрации Краснодарского края - Пыхтина Е.Ю. (доверенность от 24.11.2017), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" (ИНН 2309134483, ОГРН 1122309006775), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Хресцова Д.А., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубанский молочно-товарный комплекс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2017 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-37013/2017, установил следующее.
ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконным длящегося с 01.09.2016 по 12.09.2017 бездействия управления по уклонению от исполнения постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А32-4641/2016, которым суд обязал управление принять решение в порядке пункта 7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила), о необходимости отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасного заболевания блютанг на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 общества (далее - СТФ N 2) (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Государственное управление ветеринарии Краснодарского края, администрация Краснодарского края, судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому краю Хресцов Д.А. (далее - судебный пристав).
Решением суда от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что управление не допустило в своей деятельности незаконного бездействия по исполнению постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А32-4641/2016.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 28.12.2017 и постановление апелляционной инстанции от 22.03.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что управление уклоняется от исполнения собственных обязанностей. Бездействие управления установлено в рамках дела N А32-4641/2016, однако в последующем управление не осуществляло действия, направленные на ликвидацию очага особо опасного заболевания. Сроки исполнения решений неоднократно продлевались. Управление обязано своими силами провести отчуждение и изъятие животных, не допустить массового падежа КРС и распространения эпидемии в Краснодарском крае, а также снять карантин, который длится уже более трех лет.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и Государственное управление ветеринарии Краснодарского края считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представители администрации, управления и Государственного управления ветеринарии Краснодарского края в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, по контракту от 12.02.2014 N 2014-623/01, заключенному с компанией "Хунланд Трейд Кфт.", общество приобрело 800 голов племенных животных крупного рогатого скота (далее - КРС) молочной голштинской породы, зарегистрированных Ассоциацией голштинского скота США, происхождения США, которых разместило на специальной карантинной площадке - арендованной территории СТФ N 2.
Письмами от 30.04.2014 N 65.01-2357/14-14, 08.05.2014 N 65.01-2462/14-14, управление сообщило обществу, что на основании результатов экспертизы от 18.04.2014, проведенной специализированной организацией в США, в отношении готовящихся к поставке голов КРС, находящихся на карантине, выявлено наличие 12 проб положительно реагирующих на блутанг из партии 800 голов.
По акту приема-передачи от 09.06.2014 N 1 общество в рамках контракта от 12.02.2014 N 2014-623/01 получило товар - 751 голову племенных животных (телок КРС молочной голштинской породы).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.06.2014 N 647 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории бывшей свинотоварной фермы N 2 ООО "Кубанский молочно-товарный комплекс"" Калининского района Краснодарского края" (далее - представление N 647) в целях ликвидации заболевания инфекционной катаральной лихорадкой КРС (блутангом) на территории СТФ N 2 и предупреждения распространения заболевания на территории Краснодарского края, установлены ограничительные мероприятия (карантин); утвержден перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на территории СТФ N 2 согласно приложению к указанному постановлению.
Постановлением N 647 установлено: определить неблагополучным пунктом территорию СТФ N 2, расположенную на расстоянии 2 км в юго-восточном направлении от станицы Старовеличковской Калининского района (пункт 1.1); изолировать больных и подозрительных по заболеванию животных, закрепить за ними отдельный обслуживающий персонал (пункт 1.2); запретить вход в неблагополучный пункт лицам, не связанным с обслуживанием животных (пункт 1.3); запретить вывоз домашних и диких жвачных животных в другие хозяйства для племенных и пользовательных целей, продуктов убоя и сырья животного происхождения, а также спермы, консервированной крови и сыворотки жвачных животных, кормов (пункт 1.4); огородить территорию неблагополучного пункта, оставив один вход, и установить круглосуточный охранный пост; установить таблички с информацией о подозрении на заболевание животных блутангом (пункт 1.5).
Согласно заключениям ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимир от 07.07.2014 N 01-12/3432, N 01-12/3433 по результатам исследования сыворотки крови на наличие антител к вирусу болезни блутанг методом иммуноферментного анализа (ИФА) 176 проб из 750 исследованных показали положительные результаты.
В результате исследований в ФГБУ ВНИИЗЖ г. Владимир (письмо от 11.07.2014 N 01-12/3615 о результатах лабораторных исследований сыворотки крови КРС) в реакции длительного связывания комплемента (РДСК) выявлены сероположительные к блутангу животные (10 положительных из 21 исследованных).
В связи с выявлением в результате исследования реакции длительного связывания комплемента сероположительных по инфекционной катаральной лихорадке КРС (блутангу) животных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.07.2014 N 741 (далее - постановление N 741) в постановление N 647 внесены изменения, согласно которым перечень мероприятий дополнен пунктом 1.6 следующего содержания: подвергнуть убою всю группу КРС, ввезенного по импорту из США, содержащуюся в неблагополучном пункте, на специально выделенных в его пределах убойной площадке или санитарной бойне. Срок исполнения - немедленно. Исполнитель - общество (по согласованию), отдел госветнадзора "Славянский" (контроль).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.09.2014 N 1010 (далее - постановление N 1010) внесены следующие изменения: в преамбуле постановления N 647 заменены слова "в целях ликвидации заболевания инфекционной катаральной лихорадкой КРС (блутангом)" словами "в целях ликвидации заболевания КРС инфекционной катаральной лихорадкой овец (синий язык, блутанг)"; в преамбуле постановления N 741 слова "в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец, утвержденной Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России 30.12.1994 N 13-4-2/227" заменены словами "в соответствии с Временной инструкцией о мероприятиях по борьбе с катаральной лихорадкой овец, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 27.03.1974 N 115-6а".
В соответствии с постановлениями N 1010 и 647 управление направило обществу требование от 28.07.2014 N 6501-4418/14-14, содержащее указание на выполнение в срок до 20.08.2014 следующих мероприятий:
- в соответствии с пунктами 2.2.4, 4.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной катаральной лихорадки овец от 30.12.1994 N 13-4-2/227 (далее - Инструкция), подвергнуть убою всю группу КРС, ввезенного по импорту из США, содержащуюся обществом на специально выделенной убойной площадке или санитарной бойне, мясокомбинате под контролем ГБУ "Ветуправление Калининского района";
- мясо и другие продукты, полученные от убоя больных и подозрительных по заболеванию животных подвергнуть промпереработке или проварке с доведением температуры в толще массы не менее 80 градусов С в течение 2-х часов;
- в соответствии с пунктом 4.2 Инструкции после убоя провести дезинфекцию всех мест, где находилась подвергнутая убою группа животных;
- в срок до 31.07.2014 согласовать время и место убоя животных, а также места переработки и утилизации продуктов убоя с Государственным ветеринарным управлением Краснодарского края.
Общество в судебном порядке обжаловало постановления N 647 и 741 (дело N А32-27784/2014) и требование управления от 28.07.2014 N 6501-4418/14-14 (дело N А32-28272/2014). Вступившими в законную силу судебными актами по названным арбитражным делам суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В декабре 2015 года общество обратилось к управлению с письмом N КМ-156 "Об изъятии (отчуждении) крупного рогатого скота", в котором потребовало незамедлительно исполнить предусмотренную Правилами обязанность, принять предусмотренное законом решение о необходимости проведения отчуждения животных общества и изъятия продуктов животноводства.
Считая, что управление бездействует и уклоняется от исполнения предусмотренной Правилами обязанности по принятию решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасной болезни блютанг на СТФ N 2, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края (дело N А32-4641/2017).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А32-4641/2016 признано незаконным бездействие управления. Суд обязал управление принять решение в порядке пункта 7 Правил о необходимости отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасного заболевания блютанг на территории СТФ N 2.
Постановлением суда кассационной инстанции судебный акт суда апелляционной инстанции оставлен без изменения.
Считая, что управление допустило бездействие по исполнению постановления апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А32-4641/2016, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды отказали обществу в удовлетворении заявленных требований. При этом судебные инстанции правомерно руководствовались статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно данным нормам для признания незаконными действий (бездействий) должностных лиц органа государственной власти (местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, вступившим в законную силу постановлением арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А32-4641/2016 суд обязал управление принять решение в порядке пункта 7 Правил о необходимости отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага особо опасного заболевания блютанг на территории СТФ N 2.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании исполнительного листа, выданного 22.09.2017 Арбитражным судом Краснодарского края по делу N А32-4641/2016, постановлением судебного пристава 27.09.2016 возбуждено исполнительное производство N 131271/16/23041-ИП, после чего управление вынесло решение от 25.11.2016 о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
В свою очередь Государственное управление ветеринарии Краснодарского края, не согласившись с решением управления от 25.11.2016, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании данного решения недействительным (дело N А32-2160/2017).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного суда от 25.07.2017 по делу N А32-2160/2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2017, признано недействительным решение управления от 25.11.2016. Данные судебные акты не содержали указание на необходимость повторного принятия решения по отчуждению и изъятию животных.
Постановлением от 30.08.2017 судебный пристав отменил ранее вынесенное постановление об окончании исполнительного производства и возобновил исполнительное производство N 131271/16/23041-ИП.
Управление исполнило требования судебного пристава и вынесло решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 12.09.2017.
Таким образом, после отмены постановлением Пятнадцатого арбитражного суда от 25.07.2017 по делу А32-2160/2017 вынесенного управлением решения от 25.11.2016 и получении 12.09.2017 управлением постановления о возобновлении исполнительного производства, в день поступление данного постановления управление вынесло решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных от 12.09.2017 (повторно исполнив постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А32-4641/2016).
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, управление своевременно принимало меры по исполнению постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А32-4641/2016.
При изложенных обстоятельствах, является обоснованным вывод судебных инстанций, что управление не допустило незаконного бездействия по исполнению постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2016 по делу N А32-4641/2016.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы общества о непринятии управлением мер к исполнению решения его получателями, поскольку предметом спора по делу являются действия (бездействие) управления по принятию соответствующего решения.
В обоснование своей позиции общество также ссылается на то, что бездействие управления нарушает его права на свободное и безопасное владение и пользование принадлежащими ему здоровыми животными крупного рогатого скота в количестве более 10 тыс. голов, влечет расходы по содержанию крупного рогатого скота.
Вместе с тем суды установили, что управление направляло обществу письма от 30.04.2014 N 65.01-2357/14-14, 08.05.2014 N 65.01-2462/14-14, в которых сообщало о том, что на основании результатов экспертизы от 18.04.2014, проведенной специализированной организацией в США, в отношении готовящихся к поставке голов КРС, находящихся на карантине, выявлено наличие 12 проб положительно реагирующих на блутанг из партии 800 голов. Однако общество, несмотря на письма управления по акту приема-передачи от 09.06.2014 N 1 в рамках контракта от 12.02.2014 N 2014-623/01 приобрело товар - 751 голову племенных животных, при том, что по результатам исследования сыворотки крови на наличие антител к вирусу болезни блутанг методом иммуноферментного анализа (ИФА) 176 из 750 исследованных проб показали положительные результаты.
В постановлении N 647 и пункте 1.6 постановления N 741 указано на необходимость немедленного убоя всей группы ввезенного по импорту из США крупного рогатого скота, содержащейся в неблагополучном пункте, на специально выделенных в его пределах убойной площадке или санитарной бойне.
При этом, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2015 N 308-КГ15-11771 сделан вывод о том, что постановление N 647 принято уполномоченным лицом, в установленном порядке, соответствует положению статей 3.1, 9, 17 Закона о ветеринарии, Решению Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 317, а также целям и задачам, определенным в статьях 1, 2 Закона о ветеринарии, направлено на предотвращение угрозы распространения особо опасной заразной болезни животных на территории Краснодарского края, установленные мероприятия не противоречат требованиям указанных нормативных правовых актов в области ветеринарии.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, общество, зная о наличии 12 проб положительно реагирующих на блутанг, приобрело данных животных. Общество не предприняло мер по убою животных, поэтому несет последствия данных действий, в том числе в виде расходов по содержанию скота, являясь его собственником.
Судом также установлено, что в рамках рассмотрения Краснодарским краевым судом апелляционной жалобы директора общества на решение Калининского районного суда Краснодарского края (по иску и.о. прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга) об обязании общества устранить нарушения в области ветеринарии представитель общества заявил ходатайство о назначении дополнительной судебной биологической экспертизы. В качестве одного из оснований для проведения экспертизы он указал отсутствие у коров вируса болезни блутанг. Данное обстоятельство указывает на то, что общество исходит из отсутствия необходимости убоя животных, и тем самым в различных делах занимает взаимоисключающие позиции, скрывая истинные цели обращения в суд, что не позволило удовлетворить его требования в рассматриваемом деле.
При изложенных обстоятельствах суды не установили оснований для удовлетворения заявления общества.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств и установленных обстоятельств.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в принятых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 по делу N А32-37013/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.