г. Краснодар |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А63-5699/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курбаковым В.Ю. и участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алиева Магомеда Ахмедовича (ИНН 261302443477, ОГРНИП 306264603000081) - Алиева И.М. (доверенность от 24.06.2016), от органа, осуществляющего публичные полномочия - министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644) - Лозовой Ю.В. (доверенность от 05.04.2018), от третьего лица - правительства Ставропольского края - Лозовой Ю.В. (доверенность от 28.06.2018), в отсутствие третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.12.2017 (судья Капункин Ю.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2018 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Цигельников И.А) по делу N А63-5699/2017, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алиев М.А. (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) о признании незаконными решений от 01.11.2016 N 14534 и от 11.01.2017 N 172 об отказе в предоставлении заявителю в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:14:020101:69 и возложении на министерство обязанности подготовить и направить в адрес главы хозяйства подписанный проект договора аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Ставропольского края (далее - правительство) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление).
Решением от 25.12.2017, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 06.04.2018, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что заявитель представил в уполномоченный орган все предусмотренные статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) документы, подтверждающие право данного лица на приобретение испрашиваемого участка в аренду. Отказ уполномоченного органа по основанию, изложенному в оспариваемых отказах, суды признали незаконным.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что основания для предоставления главе хозяйству земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:14:020101:69 отсутствуют, поскольку им ненадлежащим образом исполнялась обязанность по своевременному внесению арендных платежей; данный факт установлен решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2016 по делу N А63-1459/2016.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель главы хозяйства возражал против отмены принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения
Как видно из материалов дела и установлено судами, 05.07.2005 за субъектом Российской Федерации - Ставропольским краем зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:14:020101:0011.
Из указанного земельного участка образованы несколько земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером 26:14:020101:69; данный участок поставлен на кадастровый учет 09.08.2006. Право собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края на указанный участок зарегистрировано 21.12.2006.
На основании распоряжения от 25.10.2006 N 750 министерство (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор от 25.10.2006 N 25 аренды земельного участка, находящегося в собственности Ставропольского края, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 905,4 га пастбищ с кадастровым номером 26:14:020101:0069, расположенный (местоположение) примерно в 9800 м по направлению на север от ориентира пересечение балки Козья и Кумо-Маныческого канала, расположенного за переделами участка, в границах плана СПК "Колхоз имени Я.С. Калашникова", расположенный на землях перераспределения района, для сельскохозяйственного производства, сроком с 25.10.2006 по 24.10.2016. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
25 октября 2006 года земельный участок передан ответчику по акту приема-передачи.
В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 договора размер арендной платы за участок составляет 724 рубля 32 копейки, арендатор перечисляет арендную плату равными долями ежеквартально.
Согласно пункту 3.4 размер арендной платы изменяется на основании ежегодной корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы, переоценки кадастровой стоимости земельного участка, принятии нормативных правовых актов Российской Федерации, Ставропольского края, касающихся условий сдачи в аренду земельных участков.
В силу пункта 4.2.4 договора арендодатель обязан своевременно производить перерасчет арендной платы и своевременно информировать об этом арендатора.
За нарушение сроков внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает пеню из расчета 0,3% от размера невнесенной платы за каждый календарный день просрочки (пункт 5.2 договора).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2016 по делу N А63-1459/2016 с главы хозяйства в пользу министерства взыскано 130 664 рубля 68 копеек арендной платы за период с 31.03.2014 по 31.12.2015 и 18 711 рублей 95 копеек пени за период с 01.04.2014 по 31.12.2015.
27 сентября 2016 года до истечения срока договора аренды глава хозяйства обратился в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:14:020101:0069 в аренду на новый срок.
В письме от 01.11.2016 N 14534 министерство сообщило заявителю об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду на новый срок, ввиду ненадлежащего исполнения арендатором условий договора о своевременном внесении арендных платежей и наличия задолженности.
Глава хозяйства повторно обратился в министерство с заявлением от 17.11.2016 N 11 о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Письмом от 11.01.2017 N 172 министерство отказало главе хозяйства в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:14:020101:0069 в аренду, указав, что своевременное внесение арендных платежей является одним из фактов надлежащего использования и данная обязанность исполняется арендатором ненадлежащим образом, что подтверждается решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.06.2016 по делу N А63-1459/2016.
Глава хозяйства, полагая, что отказы в предоставлении участка в аренду не соответствуют закону и нарушают принадлежащие ему права и законные интересы, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), пунктом 1 статьи 10 которого определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) отдельно указано, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателя с заявлением) допускалось заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции заключили о соблюдении главой хозяйства установленного законом порядка продления арендных отношений, о представлении им необходимых документов, подтверждающих целевое использование земельного участка с кадастровым номером 26:14:020101:0069, о незаконном уклонении уполномоченного органа от заключения договора аренды и нарушении таким уклонением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам.
Ссылка министерства на нарушение главой хозяйства сроков внесения арендных платежей не может быть принята в качестве законности оспариваемых отказов, поскольку положения подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не содержат такого основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения как несвоевременное внесение арендной платы. Кроме того, суды установили, что в настоящее время образовавшаяся задолженность погашена.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 25.12.2017 и апелляционного постановления от 06.04.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.12.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2018 по делу N А63-5699/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.