г. Краснодар |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А32-41350/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Международный аэропорт "Краснодар" (ИНН 2312126429, ОГРН 1062312025456) - Копысова А.С. (доверенность от 01.01.2018), от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Морозова А.Н. (доверенность от 09.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2017 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-41350/2017, установил следующее.
АО "Международный аэропорт "Краснодар" (далее - общество, аэропорт) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа инспекции Гостехнадзора по городу Краснодару от 29.08.2017 в регистрации транспортного средства ДЭ-235 МОАЗ-6442, 1990 года выпуска; обязании министерства зарегистрировать и выдать паспорт самоходной машины ДЭ-235 МОАЗ-6442, 1990 года выпуска, цвет желтый, шасси номер 3295, номер двигателя 07195 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 19.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2018, суд удовлетворил заявленные обществом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием у министерства правовых оснований для отказа обществу в регистрации спорного транспортного средства.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Министерство полагает, что в соответствии с пунктом 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)", утвержденных министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16.01.1995 (регистрация в Минюсте России 27.01.1995 N 785) (далее - Правила), машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники. При этом в качестве документа, подтверждающего право собственности на спорную технику, аэропорт представил акт приема-передачи имущества от 13.04.2006 с перечнем основных средств по счету 01.04, в соответствии с которым общество приняло транспортное средство под инвентарным номером N 004708104. По мнению министерства, акт приема-передачи имущества не подтверждает факт возникновения у аэропорта права собственности на спорное транспортное средство, поскольку в указанном документе указан лишь инвентарный номер.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, аэропорт 29.08.2017 обратился в министерство с заявлением о постановке на учет транспортного средства ДЭ-235 МОАЗ-6442, 1990 года выпуска.
29 августа 2017 года регистрирующий орган вынес решение об отказе в регистрации спорного транспортного средства на основании правоустанавливающих документов и документов на машину в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Не согласившись с действиями министерства, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, учитывая фактические обстоятельства по данному делу, сделали правильный вывод об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации спорного транспортного средства. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил, собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах Гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Пунктом 2.1 Правил предусмотрено, что машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца) - в паспорте машины. Пунктом 2.8.6 Правил установлено, что регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в пункте 2.8.2 Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
Судебные инстанции установили, что на основании плана приватизации 1993 года, постановления заместителя главы Администрации Советского района города Краснодара от 01.09.1993 N 195/44пр.17, государственное предприятие "Краснодарский объединенный авиаотряд" преобразовано в порядке приватизации в АООТ "Авиационные линии Кубани". В соответствии с планом приватизации в собственность АООТ "Авиационные линии Кубани" передано транспортное средство "Убор. Машина". Указанное транспортное средство передано АО "Международный аэропорт "Краснодар" при реорганизации ОАО "Авиационные линии Кубани" путем выделения из него ОАО "Международный аэропорт "Краснодар". Передача обществу транспортного средства подтверждается актом приема-передачи имущества от 13.04.2006 (разделительный баланс) с перечнем основных средств по счету 01.04, в соответствии с которым общество приняло транспортное средство под инв. N 004708104 - "Аэродром. Уборочн. Машина" Д-235 N 205.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее - постановление N 460) предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования, с 1 сентября 1995 года. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации. Пунктом 2 постановления N 460 предусмотрено, что предприятиями-изготовителями выдаются паспорта - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01.09.1995, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008.
Пунктом 2.1 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995, Минсельхозпродом Российской Федерации 28.06.1995, установлено, что паспорт выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов: организациями, предприятиями, изготавливающими машины с 01.09.1995, таможенными органами Российской Федерации на машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001 или полученные из Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении к регистрации, а на машины, состоящие на учете - в случаях изменения регистрационных данных. Выдача паспортов на машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, а также на высвобождающиеся номерные агрегаты, зарегистрированных в органах Гостехнадзора машин, производится в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Гостехнадзора, утвержденными 16.01.1995 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации
Суды установили, что спорное транспортное средство ДЭ-235 МОАЗ-6442 выпущено предприятием-изготовителем в 1990 году, то есть до 01.09.1995, паспорт самоходной машины отсутствует. Доказательства обратного министерство не представило.
В результате осмотра транспортного средства сотрудником инспекции Гостехнадзора установлены номера узлов и агрегатов спорного транспортного средства: наименование - ДЭ-235 МОАЗ-6442, 1990 года выпуска, цвет: желтый шасси номер: 3295, номер двигателя: 07195.
Установив указанные обстоятельства, суды сделали правильный вывод о том, что инспекция Гостехнадзора имела возможность установить соответствующие индивидуализирующие признаки спорного транспортного средства (заводской номер машины (рамы), номер двигателя и т. д.), переданного обществу по акту приема-передачи основных средств в результате реорганизации ОАО "Авиационные линии Кубани" путем выделения из него общества и установила их, в связи с чем, у министерства отсутствовали основания для отказа обществу в государственной регистрации спорного транспортного средства.
Доводы министерства были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2018 по делу N А32-41350/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.